Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Династия Худояровых



Династия Худояровых

В династии Худояровых, занимавшихся росписью подносов и изобрётшей тайну хрустального (стеклянного лака), было 4 поколения.
Основатель этой династии – Андрей Степанович Худояров (1722-1804). Он создал свою мастерскую и занимался росписью железных изделий.
Его сыновья Фёдор и Вавила продолжили дело отца. По заказам Демидовых они выполняли работы для дворцов в Москве и Петербурге.
У Фёдора Худоярова было 3 сына: Павел,Исаак и Степан, которые также продолжили семейный промысел. Степан был послан Демидовым в Италию для усовершенствования в живописи и работал под руководством Карла Брюллова. Он занимался живописью и мозаикой и даже участвовал в отделке Исаакиевского собора в Петербурге. Четвёртое поколения Худояровых также в основном состояло из художников.

Дом Худояровых
К середине XIX в. активно развивались творческие династии мастеров-подносников: Худояровых, Головановых, Дубасниковых, Бердниковых, Чаусовых, Перезоловых, Кайгородова и др. В то же время сложились традиции тагильской росписи: красочные цветочные букеты и орнаментальные заставки. Традиционным элементом цветочного орнамента прочно стала «тагильская» роза. Это фантазийный цветок, не похожий на розу в привычном восприятии. Цветы располагались в центре изделия таким образом, чтобы букет смотрелся с любой точки зрения. Живописное изображение дополнялось выполненными по трафаретам оригинальными бордюрами и изящной каймой. Характерной особенностью тагильского подноса являлось цветной фон, на котором и расцветали сказочные букеты. Оригинальной находкой тагильских художников являлось разделение всего поля подноса на секторы при помощи золотного орнамента или трафарета. В таких секторах мог быть самостоятельный фон с различными цветочными композициями.

В конце XIX в. кустарное производство в России переживало кризис, который не миновал и тагильский подносный промысел. Остро встал вопрос удешевления отделки подноса. В это время все большее распространение получило «маховое» письмо: кончик кисти подхватывает цветную краску и белила и в два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли, листья. Эта техника постепенно вытеснила кропотливую работу над деталями, упростила форму и предельно её стилизовала.
Стала популярна технология деколи – нанесение изображения на поверхность путем переноса краски со специальной бумажной основы (переводная картинка). Подносы с деколью в этот период иногда ценились даже выше, чем с оригинальной росписью. Скупщики не брали на реализацию высокохудожественные произведения, это привело к снижению художественного и технического качества изделий. Впоследствии, когда началось массовое производство, такая манера стала главенствующей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.