Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Логика. Тема № 3 Учение о понятии



 Логика. Тема № 3 Учение о понятии

Лекция № 5 Деление понятий

 

Сущность деления.

Логическая операция, направленнаяна установление содержания понятия, как было разъяснено выше, является определением понятия. Содержание обусловливает объем понятия, и поэтому, раскрыв содержание, мы этим актом устанавливаем и объем данного понятия. Зная существенные признаки предмета, мы легко можем составить класс предметов, зачисляя в одну группу все те предметы, которые обладают этими признаками.

В процессе познания так же, как и в практической деятельности, нам часто приходится иметь дело с обратным действием, а именно, делить класс предметов на менышие классы и даже на единичные предметы, составляющие данный класс. Объем понятия—та сторона понятия, посредством которой мыслится класс предметов. Следовательно, нам приходится делить объем понятия на соподчиненные виды. Деление объема понятия на соподчиненные виды и, соответственно, деление класса предметов на однородные — в каком-либо отношении — подчиненные классы вызывается необходимостью лучшего изучения этого класса, лучшего и отчетливого уяснения объема понятия, своеобразного построения доказательств известных положений относительно видов, включенных в объем родового понятия. Так, например, изучая свойства треугольников, приходится делить их на прямоугольные, косоугольные и тупоугольные, так как, кроме общих существенных признаков, присущих треугольнику вообще, у них имеются и специфические признаки, и доказательства определенных теорем опираются часто именно на эти специфические признаки. Изучая историю человеческого общества, мы выделяем определенные социально-экономические формации, так как каждая формация представляет, правда, собой общественную формацию, но каждая из них своеобразна, подчиняется определенным закономерностям и требует отдельного изучения.

Вообще изучение явлений действительности заставляет нас группировать явления в классы не только для облегчения познания этих явлений, но и потому, что — и это главное — сами эти явления настолько своеобразны и различны, что включаются в различные классы.

Сущность деления понятия заключается в том, что- понятие рассматривается как родовое и объем его разделяется на соподчиненные виды. Понятие, объем которого делится,называется делимым понятием, соподчиненные виды, на которые делится понятие,— членами деления. В делимом понятии, как родовом, мыслится класс предметов. При делении мы относим эти предметы к разным группам мыслимых в соподчиненных видах, на основании какого-либо признака. Например, людей можно разделить по цвету кожи, по национальности, по образованию и т. д., треугольники — по отношению углов к прямому углу, по равенству или неравенству сторон, уравнения—по числу неизвестных или по степени неизвестного и т. д. и т.д. Признак, по которому делится объем понятия на соподчиненные виды, называется основанием деления.

Основанием деления может быть любой признак, позволяющий произвести деление, но для научных и практических целей берут признаки, существенные в каком-либо отношении. В процессе деления основание деления может быть использовано двояким образом: 1) можно делить объем понятия по присутствию или отсутствию признака; например, современные государства можно разделить на демократические и не демократические, четырехугольники — на параллелограммы и не параллелограммы, студентов — на отличников и не отличников и т. д. 2) молено делить объем понятия по изменению признака; например, людей можно разделить по цвету кожи на белокожих, чернокожих и т. д., общественные отношения по изменению способа производства — на родовой, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

а. Деление по присутствию или отсутствию признака.Деление объема понятия по присутствию или отсутствию признака есть, в сущности, разделение объема понятия на два противоречащих друг другу видовых понятия. Практически это деление производится следующим образом: из данного объема понятия выделяется какой-либо вид (которому присущ определенный признак) и объем понятия разделяется на этот вид и на противоречащий ему (т. е. вид, которому этот признак не присущ). Обозначая делимое понятие буквой Аи выделяя из его объема какой-либо вид, например, а, делим весь объем понятия на а и не а.

 

дальше, из объёма понятия не а выделяем вид и делим снова объём понятия не а на вине в

                                                                                      

 

и т. д. Полное деление получает форму:

 

Каждый акт деления дает два противоречащих вида»Такое деление называется двучленным или дихотомическим. Данный прием деления обладает положительными чертами: так как деление объема происходит по присутствию и отсутствию признака, то полученные члены деления составляют весь объем делимого понятия; каждый предмет, мыслимый в понятии, попадает или в один или в другой член. Продолжая: последовательно делить, таким образом, отрицательное понятие, можно исчерпать весь объем понятия. Однако этот прием деления обладает и недостатками. Во-первых, отрицательное понятие (н е а), возникающее в процессе деления, остается слишком неопределенным; во-вторых, вследствие этой неопределенности в нем может мыслиться и тот вид, который нами уже выделен в процессе деления, например, в нашем примере третий акт деления дает два противоречащих понятия — «феодальная» и «не феодальная» и в этом последнем понятии могут мыслиться уже выделенные виды «социалистическая» и «рабовладельческая».

 

в. Деление понятия по изменению признака. Избежать этих недостатков в процессе деления молено, если применить другой прием деления, именно, прием деления по изменению признака. Прием этот состоит в следующем: берется признак, присущий всем предметам, мыслимым в объеме понятия, способный к видоизменениям, и, перечисляя эти видоизменения, получают все виды, входящие в объем родового понятия. Так, например, можно разделить объем понятия «социально-экономическая формация» на основании изменения признака «способ производства»; можно разделить объемпонятия «человек» по изменению признака «цвет кожи», угол — по отношению к прямому углу (равный прямому, больше, меньше прямого

угла ) , «человек»— по отношению к средствам производства и т. д. Например:

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.