Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 20.. Література: 1. А.Д.Дідик §120; стр.277-279;



Лекция 20.

Тема: Управління судами при подачі буксирного тросу та під час буксировки.

Мета:             навчальна.

Вид заняття:лекційне.

Тип заняття:настановне.

Методи:         розповідь, бесіда, пояснення

Література: 1. А.Д.Дідик §120; стр.277-279;                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                 2. А.В.Аносов § 129; 130; стор.461-465;

Матеріально-технічне забезпечення,

дидактичні засоби, ТЗН:        підручник роздатковий матеріал.

Структура заняття

1. Доповідь старшини, привітання, перевірка по журналу, заповнення журналу, рапортички.

2. Опитування, повторення пройденого матеріалу.

3. Показати на дошці і дати під запис у конспект тему, план заняття

4. Зв’язок з іншими предметами.

5. Розкрити тему (розповісти) по плану.

План лекции:

1. Способи подачі буксирного троса.

2. Особливості управління судами при буксировці.

3. Початок руху.

4. Буксировка.

5. Завершення буксировки.

6. Закріплення та опитування нового матеріалу.

7. Озвучити оцінки, виставити в журнал.

8. Записати на дошці домашнє завдання

     

    С.Р. Буксирування плавучих споруд. [1] §121; стор. 279-280;

 

 

Лекция 20

ТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ СУДАМИ ПРИ ПОДАЧЕ БУКСИРНОГО ТРОСА И ВО

         ВРЕМЯ БУКСИРОВКИ.

 

1. Способі подачи буксирного троса.

Буксирный трос может подаваться как с буксирующего судна, так и с буксируемого. Для этого на обоих судах проводятся необходимые подготовительные работы. Подача буксирного троса зависит от того, как будут расположены суда относительно друг друга, от места подачи и погодных условий. Если буксируемое судно ошвартовано лагом, то буксирный трос с кормы буксирующего судна проводят вдоль его борта до носовой части буксируемого чисто от всех выступающих частей. Чтобы трос не ушел в воду, его придерживают у борта серьгами из растительного или синтетического троса. Затем конец буксирного троса крепят к якорной цепи (якорю) или браге. Оставшуюся часть троса укладывают на корме буксировщика длинными шлагами таким образом, чтобы конец, идущий к буксируемому судну, мог свободно вытравливаться на рассчитанную длину буксира. Для равномерного вытравливания и чтобы избежать ускорения буксирного троса, отдельные его шлаги крепят слабыми схватками к кнехтам.

 

   В том случае, когда швартовка лагом невозможна, буксирный трос подается следующим образом. Буксирующее судно (буксировщик) становится на якорь впереди буксируемого. Медленно потравливая якорную цепь и маневрируя рулем и машиной, буксировщик подходит к буксируемому судну на расстояние подачи бросательного конца. Либо спускают шлюпку и на ней доставляют проводник из растительного или синтетического троса. На буксируемом судне, приняв проводник или бросательный конец, выбирают их, а вместе с ними и буксирный трос.


   При подаче буксирного троса в открытом море и неспокойной погоде следует определить, какое из судов имеет больший дрейф. Для этого буксирующее судно подходит к буксируемому и располагается на определенном расстоянии в линии створа его мачт. Остановив свое движение, буксирующее судно определяет величину дрейфа каждого судна. Если буксировщик дрейфует быстрее, чем буксируемое судно, то он располагается у него с наветренной стороны, а если буксировщик дрейфует медленнее, чем буксируемое судно, то он располагается с подветренной стороны буксируемого судна. Курсы обоих судов должны быть параллельными. Когда буксируемое судно тоже способно маневрировать, то оно подходит к корме буксировщика на расстояние подачи бросательного конца. В случае возникновения опасности навала на буксировщик буксируемое судно дает ход назад, а буксировщик вперед.


   Проводник на буксируемое судно можно подать с помощью поплавка, который буксируется на длинном тросе буксировщиком. В качестве поплавка используются подручные средства - спасательный круг, нагрудник, бочка, плот и т. д. Проходя на безопасном расстоянии с подветренной стороны у того судна, которое должно принять проводник с буксирующего судна, стараются подвести трос с поплавком возможно ближе к нему. Маневрировать следует так, чтобы избежать столкновения, навала судов или намотки троса на винт.

  Проводник можно подать и с буксируемого судна. Он подается с наветренного борта. Когда судно сдрейфует на достаточное расстояние, буксировщик подходит к проводнику и поднимает его на борт.


  Проводник можно подать и с помощью линеметательной установки с достаточно большого и безопасного расстояния. Для этого судно, с которого будет подан линь, должно занимать место на ветре и на траверзе другого судна.


  Движение начинают только после того, как буксирный трос подан, выбран и закреплен на обоих судах. Этот момент является ответственным и опасным. Главная задача начала движения - не создавать чрезмерных нагрузок. Движение начинают на самых малых оборотах или толчками ходов и по инерции. Когда буксирный трос начинает обтягиваться, движители не должны работать. По мере натяжения драги и буксирного троса дают ход, постепенно увеличивая частоту вращения движителя.

  С выходом буксировщика и буксируемого судна (каравана) на заданную скорость буксировки все буксирное устройство следует внимательно осмотреть, проверить работу и равномерность его нагрузки. За буксирным устройством устанавливается постоянное наблюдение. Связь по УКВ-радиостанции осуществляется непрерывно. В месте срочной отдачи буксира необходимо иметь наготове инструмент, позволяющий быстро отдать или перерубить буксирный трос.


Во время буксировки в штормовых условиях рыскливость судов увеличивается. Необходимо выбирать курс буксировки такой, при котором нагрузка на буксирную линию не будет превышать расчетную. При плавании лагом к волне нагрузка увеличивается незначительно, но возрастают рыскливость и бортовая качка судов, а при плавании против волн или по волне рыскливость и качка уменьшаются, но увеличивается нагрузка. Следовательно, капитан должен, исходя из конкретных погодных условий, выбирать промежуточный безопасный курс для плавания и благоприятные условия для продолжения буксировки. Большое значение в этих условиях имеет соотношение длины волны и расстояния между судами.


На буксируемом судне, если оно управляемо, принимаются все меры по уменьшению его рыскливости. На новый курс следует ложиться, избегая резких поворотов.


Уменьшение длины буксирного троса в море на транспортном судне - опасная, сложная и трудоемкая работа, так как на корме нет мощных буксирных механизмов. Поэтому во время подготовки к буксирным операциям следует продумать варианты безопасной выборки, укорачивания, удлинения буксирного троса. Если суда вынуждены остановиться на большой глубине, то следует иметь в виду, что при длинном и
тяжелом буксирном тросе возможно сближение судов под действием тяжести буксирной линии. Судоводителям буксируемого судна надо помнить, что в такой момент может возникнуть необходимость для буксирующего судна остановиться, дать задний ход или отдать буксирный трос.

 

 

     

  На подходе к месту отдачи буксира скорость движения каравана сбавляется до минимальной или движение останавливается. Буксирный трос отдают там, где глубина позволяет ему лечь на грунт. Затем производят его выборку. При отдаче буксирного троса на большой глубине возникают трудности по его выборке, поэтому, рассчитывая буксирную линию, следует учитывать возможность имеющихся судовых средств.

  Отдачу буксирной линии на буксирующем судне надо производить тогда, когда оставшуюся часть буксирного троса смогут выбрать из воды подъемные устройства буксируемого судна. Если буксирный трос был закреплен за якорную цепь, то вначале выбирают ее. В случае отдачи буксира на ходу судна его отдают с буксирующего судна, чтобы он не оказался намотанным на гребные винты.

 

  В хорошую погоду, особенно при необходимости устройства составной буксирной линии, целесообразно подавать буксир, ошвартовавшись к борту буксируемого судна. Если суда ошвартовываются лагом «нос—корма», то подача буксира облегчается. На зыби более приемлемым может оказаться подача буксира с помощью судовых плавсредств.

                                   Рис. 7.6

     В условиях ветра и волнения, когда швартовка и спуск плавсредств невозможны, а глубина позволяет, подача буксира осуществляется на якоре. Буксировщик выходит на ветер, становится на якорь и, вытравливая канат, подводит корму к буксируемому судну на расстояние подачи выброски.

   В открытом море буксирный канат подается с помощью выброски или линемета. Если дрейф буксировщика больше, чем дрейф буксируемого судна, то буксировщик подходит к буксируемому судну с наветренной стороны. Если буксируемое судно имеет больший дрейф, то буксировщик подходит к нему с подветренной стороны.

   При отсутствии линемета и невозможности подать выброску буксирный канат подается с помощью длинного проводника, который буксируется за кормой. Если проводник тонет, к нему прикрепляется плавучесть. Буксировщик проходит с подветренной стороны аварийного судна возможно ближе к нему и останавливается с расчетом удерживать корму как можно ближе к носовой части буксируемого судна (рис. 7.6). На борт буксируемого судна проводник поднимается с помощью кошек.

  После того как буксирный канат подан и закреплен, трогают буксируемое судно с места и во избежание чрезмерных нагрузок, когда буксирный канат начинает обтягиваться, машину буксировщика стопорят и в дальнейшем увеличивают скорость медленным наращиванием оборотов. Буксировку следует начинать, когда линия буксира и направление буксировки составляют угол, близкий к 90o, при этом рывок буксира смягчается за счет разворота буксируемого судна. С началом буксировки по мере увеличения хода необходимо тщательно наблюдать за канатом. Признаком чрезмерного напряжения стального каната является его выход из воды, а если канат синтетический — то отсутствие провеса.

 

Нормальной скоростью буксировки считается скорость, при которой запас прочности буксирной линии удовлетворяет Правилам Регистра (правила 3—5). При рывках каната допускается периодическое снижение запаса прочности до двукратного. При меньшем запасе прочности может произойти разрыв каната. Запас прочности контролируется по углу схода каната, рассчитываемому

по формуле (7.4) для двух значений ТГ, одно из которых равно рабочей нагрузке Тр/п, другое — половине разрывной прочности Тр/2. Если в процессе буксировки угол схода окажется меньше угла, соответствующего двукратному запасу прочности, то скорость буксировщика должна быть уменьшена. Замерить угол схода можно с помощью навешиваемого на буксирный канат сектора, в углу которого закрепляется отвес (рис. 7.7). Для обеспечения необходимой точности радиус сектора должен быть не менеe 1 м.

   Волнение и рыскание буксируемого судна являются основными причинами динамических нагрузок в буксирном канате. Для уменьшения рывков каната при плавании в шторм желательно до минимума сократить расхождение судов вследствие орбитального движения. С этой целью следует иметь такую длину каната, чтобы оба судна одновременно всходили на волну и спускались с нее. Достигается это как изменением длины буксирного каната, так и изменением курса. Причем при изменении курса от волны эффект будет выше, чем при изменении курса на волну.

  Буксируемые суда под влиянием различных причин отклоняются от курса. Величина и частота отклонений определяются управляемостью судна, характером его реакции на ветер, длиной буксирной линии, а также конкретными условиями погоды. Предотвратить рыскание можно с помощью перекладки руля на буксируемом судне. Однако это можно сделать не всегда, если не свести к минимуму действие причин рыскания.

   Буксируемое судно должно быть устойчиво на курсе само по себе. Устойчивость, как известно, улучшается с увеличением дифферента на корму. Если у аварийного судна дифферент на нос, то компенсировать рыскание рулем оказывается невозможным и тогда буксировку осуществляют кормой вперед.

  При крене буксируемое судно отклоняется в сторону повышенного борта. Если невозможно исправить крен, отклонения можно уменьшить, сместив точку крепления буксира.

  Большое тормозящее действие винтов существенно улучшает устойчивость судна на курсе. На двухвинтовых судах при асимметричном рыскании отклонение от курса можно уменьшить, разобщив один из винтов. Скорость буксировки также оказывает влияние на рыскливость буксируемого судна. Увеличение скорости уменьшает отклонение, вызванное креном. Если отклонение от курса является следствием недостатка дифферента, то скорость необходимо уменьшить.

   Характер рысканий буксируемого судна изменяется в зависимости от длины буксирного каната. При очень коротком канате рыскания может не быть. С увеличением длины каната рыскание усиливается. Это продолжается до тех пор, пока буксирный канат не войдет в воду. Затем из-за тормозящего в поперечном направлении действия буксирного каната рыскание уменьшается.

   На прямых курсах буксируемое судно должно следовать в кильватерной струе буксировщика, которая также оказывает стабилизирующее воздействие. Во время поворота необходимо держаться внешней кромки кильватерной струи. Буксировщик должен избегать резких поворотов. При проходе районов с малыми глубинами следует уменьшить стрелу провеса буксирного каната во избежание касаний грунта. Величину провеса определяют по формуле (7.5) или (7.6). Если переход через мелководье непродолжителен и позволяет запас мощности буксировщика, то в хорошую погоду величину провеса можно уменьшить большей скоростью буксировки, но при этом запас прочности каната не должен быть меньше двукратного.

   Буксировка осложняется, когда буксируемое судно лишено возможности управляться (вышло из строя рулевое устройство, отсутствует экипаж). В таких случаях, помимо указанных выше мер, улучшить устойчивость буксируемого судна можно с помощью плавучего якоря. Если крупное аварийное судно лишено возможности управляться, но имеет ход, а судно-спасатель обладает недостаточной мощностью главного двигателя, то следует воспользоваться следующим способом: аварийное судно берет на буксир судно-спасатель, который удерживает аварийное судно на заданном курсе.

  Отдача буксирного каната является завершающим этапом буксировки. В большинстве случаев буксирный канат отдается на малых глубинах. Буксировщик стопорит машину, и канат ложится на грунт. Затем одно из судов отдает буксир, а другое выбирает его. На больших глубинах отдача производится на ходу, так как при остановке судов они будут сближаться под влиянием тяжести каната.

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СУДАМИ ПРИ БУКСИРОВКЕ

Управление судами при буксировке следует рассматривать с момента начала их движения. Особенности управления судами при буксировке необходимо делить на три момента: начало движения, непосредственно буксировка, остановка движения.

Начало движения:
• разгоняться постепенно с небольшим ускорением, т. к. при движении с большим ускорением могут возникнуть в буксирной линии чрезмерные усилия;
• после того, как буксирный трос начнет обтягиваться – застопорить машину, а потом постепенно увеличивать скорость до скорости буксировки;
• расчетную длину буксирной линии установить после выхода на достаточную глубину;
• после набора расчетной скорости буксировки осмотреть буксирное устройство. Если буксировка осуществляется на нескольких тросах, необходимо выровнять их натяжения.
• у места, где возможна отдача буксирного троса, должен быть инструмент, позволяющий или перерубить буксирный трос, или привести в действие отдающее устройство. Может быть предусмотрено перенесение нагрузки на страховочный трос в случае обрыва основного буксирного троса. На корме буксирующего и на носу буксируемого судов должна быть установлена вахта для наблюдения за работой буксирного устройства.

 

Рис. 4.12. Основной и страховочный буксирные тросы

 

 

Буксировка:
• не располагать курс по волне или против волны, так как в этом случае возникают максимальные усилия в буксирной линии;
• длину буксирной линии необходимо иметь такую, чтобы оба судна одновременно всходили на волну и спускались с нее;
• длину буксирной линии необходимо иметь такой, чтобы рыскание буксируемого судна было минимальным, при этом:
- чем больше скорость буксировки, тем больше рыскание буксируемого судна;
- чем короче буксирный трос, тем порывистее рыскание;
- чем длиннее буксирный трос, тем дальше отходит буксируемое судно от курса, но рыскание не порывистое, что позволяет рулевому удерживать судно на курсе;
• увеличение расхождения судов может достигаться уменьшением скорости буксировки, однако при этом следует помнить, что уменьшение скорости буксировки приводит к ухудшению управляемости обоих судов;
• изменять курс относительно фронта волны следует с уменьшением скорости, чтобы не привести к увеличению бортовой качки;
• курс буксируемого судна располагать по кильватерной струе, при изменении курса – держаться ее наружной кромки;
• не проводить резких и больших изменений курса;
• уменьшать длину буксирной линии при плавании на мелководье.

 

Остановка движения:
• при экстренной остановке буксировщика следить за тем, чтобы не произошло навала на него;
• при временной остановке на большой глубине необходимо иметь в виду, что могут сблизиться друг с другом под действием веса буксирной линии;
• при подходе к месту отдачи буксирного троса (к месту окончания буксировки) необходимо постепенно снизить скорость;
• отдачу буксирного троса производить там, где глубина позволяет ему лечь на грунт;
• отдачу буксирного троса на большой глубине производить на ходу и осуществлять ее на буксировщике;
• отдачу буксирной линии производить тогда, когда масса ее оставшейся части будет такой, что подъемные устройства на буксируемом судне будут способны выбрать ее из воды.

 

Особые случаи буксировки

Буксировка лагом:
• в закрытых акваториях;
• на тихой воде;
• при перегрузке груза в открытом море;
• наличие хорошей кранцевой защиты;
• как можно туже обтянуть швартовы (шпринги и прижимные).

Буксировка толканием:
• практически отсутствует сопротивление буксировщика, поскольку он располагается в попутном потоке буксируемого судна;
• отсутствует буксирная линия;
• сопротивление буксируемого судна уменьшается из-за отсутствия набрасываемой струи;
• возрастает устойчивость на курсе;
• увеличивается скорость буксировки;
• обеспечивается безопасное плавание на взволнованном море
• Применение: в основном ББС (лес, навалочные, насыпные, контейнеры, нефтепродукты).

Буксировка морских лихтеров:
• морские лихтера имеют буксирное устройство, рассчитанное на буксировку их морем;
• буксировка без экипажа предусматривает особое крепление буксирной линии, уменьшающее рыскливость (как можно дальше вперед от ЦТ судна);
• создание дифферента на корму;
• обеспечить огни согласно МППСС-72.

Буксировка плавучих сооружений:
• подготовка к буксировке по заранее составленному плану;
• буксирная линия составная;
• применение нескольких буксиров;
• применение буксирных волокуш, уменьшающих рыскание, или вспомогательных буксиров;
• уменьшение буксирной линии при прохождении узкостей и при входе в порт.

Буксировка плотов-сигар:
• применяется очень редко;
• особенность – небольшое возвышение над водой;
• небольшая скорость буксировки;
• малая продольная прочность плота;
• сложности с буксировкой в штормовую погоду.

Буксировка аварийных судов:
• аварийное судно без экипажа – затруднена подача буксирного троса;
• в зависимости от повреждения – особенности буксировки (кормой, рыскливость – при повреждении рулевого комплекса);
• винт застопорить, что способствует устойчивости судна на буксире.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.