Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Изобразительно-выразительные средства русского языка



 

 

 

§ 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка

Для усиления выразительности речи используются различные изобразительные средства. Это тропы и фигуры речи. Т р о п ы (греч. tropos — поворот, перенос) — это слова и обороты, употреблённые в переносном значении. К тропам относятся: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение и др. Эпи́тет — это определение, подчёркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность, образность. Н а п р и м е р: Идут дожди, висят лохматые серые тучи.(С. Антонов) Эпитетом может быть не только определение, но и обстоятельство, образно рисующее действие. Н а п р и м е р: Беспечно смеётся иволга. В народно-поэтической речи встречаются постоянные эпитеты — определения, которые устойчиво употребляются по отношению к одним и тем же словам. Н а п р и м е р: добрый молодец, красная девица, чёрнаяноченька, булатный нож, вороной конь, серый волк, русыекосы и др. Мета́фора — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении. Н а п р и м е р: Солнце золотило верхушки деревьев (И. Соколов-Микитов); Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха. (Л. Леонов) Метони́мия — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, где в основе переноса лежит смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами. Н а п р и м е р: Лес поёт вместо В лесу поют птицы. Сравне́ние — это сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. В результате изображаемое конкретизируется, становится ярче, очевиднее, выразительнее. Н а п р и м е р: Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахарлежит. (Н. Некрасов) Олицетворе́ние — перенесение свойств человека или другого живого существа на неодушевлённые предметы и явления. Н а п р и м е р: Котелок сердится и бормочет на огне. (К. Паустовский) Перифра́за (перифраз) — выражение, в описательной форме передающее смысл другого выражения или слова. Н а п р и м е р: царь зверей вместо лев. Петра твореньевместо Петербург. Ср. также: мать городов русских(Киев), мать русских рек (Волга), первая перчатка мира(чемпион мира по боксу) и т. п. Ф и г у р ы р е ч и — синтаксические конструкции, используемые в художественных текстах и некоторых жанрах публицистического стиля для усиления выразительности. К ним относятся: анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, риторический вопрос, многосоюзие и др. Ана́фора (единоначатие) — повторение одного слова или группы слов в начале предложений или фрагментов текста. Н а п р и м е р:
Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. (А. Фет)

Эпи́фора — повтор одного слова или группы слов в конце предложений или фрагментов текста. Н а п р и м е р: Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! (А. Солженицын)

Антите́за — противопоставление понятий, образов, состояний. Н а п р и м е р: Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Пословица)

Града́ция — расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке, где каждая последующая часть усиливает или уменьшает смысловое или эмоционально-экспрессивное значение. Н а п р и м е р: Все грани чувств, все грани правды стёрты: в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)

Инверсия — изменение обычною (прямого) порядка слов. Н а п р и м е р: Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. (М. Лермонтов) (Ср. Золотая тучка ночева...)

 

 11. Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Русский язык».

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

1. Сформулируйте тему и основную мысль стихотворения. Какова авторская позиция по отношению к высказываемому?
2. Почему этот текст принято называть стихотворением в прозе? Расставьте ударения и понаблюдайте, есть ли в тексте ритмическая закономерность.
3. Как вы понимаете значение словосочетания свободный язык?
4. Выделите эпитеты и определите их функцию.
5. Каков глубинный смысл этого текста: молитва или гимн? Обоснуйте ответ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.