|
|||
Тема: Охрана труда.. Понятие, содержание и значение охраны труда.Тема: Охрана труда. Понятие, содержание и значение охраны труда. Охрана труда в Российской Федерации — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК). Охрана труда как институт трудового права — совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда, а также на оздоровление и улучшение условий труда. Как элемент трудового правоотношения, охрана труда представляет собой встречные права и обязанности работника и работодателя по соблюдению безопасной эксплуатации техники и технологии производства, защите работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов, организации и проведению медицинских осмотров и другие. Условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на четыре класса: 1) оптимальные - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. 2) допустимые - характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным; 3) вредные - характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство.; 4) опасные - характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.. Руководством раскрывается понятие вредных факторов. Такими факторами могут быть: 1) физические факторы: - температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; - неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в том числе гипогеомагнитное); - электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); - электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; - электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое); - аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; - освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); - электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; 2) химические факторы - химические вещества, смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и (или) для контроля которых используют методы химического анализа; 3) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний; 4) факторы трудового процесса. В свою очередь, факторы трудового процесса раскрываются через понятия тяжести и напряженности труда.(Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.) Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда Положения комментируемой статьи основаны на Конституции РФ, на ратифицированных Российской Федерацией международных договорах. Согласно Конвенции МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (1981 г.), ратифицированной Российской Федерацией, государство в соответствии с национальными условиями и практикой и по консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. Цель такой политики - предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде. В Конституции РФ Российская Федерация провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ), государство определило основные направления своей политики в области охраны труда. Все указанные в ст. 210 направления государственной политики в области охраны труда условно можно объединить в три следующие группы: 1. направления, связанные с формированием и совершенствованием единой нормативной базы регулирования отношений в области охраны труда: - принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; - установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; - установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей. 2. направления, непосредственно связанные с обеспечением и защитой прав работников в области охраны труда: - обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; - государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; - профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; - расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. 3. направления государственной политики, связанные с организацией охраны труда, международным сотрудничеством: - государственное управление охраной труда; - государственная экспертиза условий труда; - содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; - координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; - распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; - участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; - подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации; - организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; - обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; - международное сотрудничество в области охраны труда; - проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников. О повышении внимания государства к проблемам улучшения условий и охраны труда свидетельствует включение в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, направлений деятельности, связанных с охраной труда работников. В частности, в числе приоритетных направлений государственной демографической политики указано снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Приоритетное направление по повышению уровня рождаемости включает поэтапную ликвидацию рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда (§ 1 разд. 3 Концепции). Внимание государства к проблемам в области охраны труда нашло отражение также в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351, в которой в числе основных задач демографической политики государства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда (п. 3).
|
|||
|