Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И.А.Близнец. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы



--------------------------------------------------------------- © Copyright И.А. Близнец From: Louknitski@mtu-net.ru--------------------------------------------------------------- В данной книге, составленной из оригинальных работ автора в областиавторского права и смежных прав, предпринята попытка проанализировать икритически осмыслить комплекс вопросов авторского права и смежных прав, втом числе вопросы конвенционной охраны авторского права и смежных прав,выявить закономерности дальнейшего развития системы международной охраны вэтой сфере. В книге критически оценена зарубежная монографическая литература,опубликованная за последние 30 лет. Многие ее источники приводятся впервые.Также подробно анализируются документы и материалы многочисленныхмеждународных конференций и совещаний, имевших место в сфере международнойохраны интеллектуальной собственности. Данная работа может выступать в качестве некоего ориентира приосуществлении государством как внутренний политики в области культуры, так ивнешней, при осуществлении международного сотрудничества в этой области. Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (ИМПЭ) Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям праваинтеллектуальной собственности ТРУДЫ   ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Том III АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ Москва - 2001 И.А.Близнец, Действительный государственный советник РФ, заместитель Генерального директора Российского агентства по патентам и товарным знакам, кандидат юридических наук, профессор ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЗАКОН. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ материалы по проблемам авторского права и смежных прав Под общей редакцией: Доктора социологических наук, профессора кафедры ЮНЕСКО ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, члена Союзаписателей России С.П.Лукницкого Рецензент Доктор юридических наук, профессор Л.С.Симкин Предисловие Достоинство человека - общечеловеческая ценность, для нормальногофункционирования любого государства, общества в целом необходимо признаниеданного тезиса. Достоинство неотъемлемо от человека, оно выражает природучеловека, на нем базируются и из него следуют права человека, они являютсянекой формой существования достоинства, в них оно получает свое воплощение.К числу общепризнанных прав человека Международный пакт об экономических,социальных и культурных правах относит право на участие в культурной жизни,право пользоваться результатами научного прогресса, право на образование.Для реализации данных прав необходимо создать благоприятные условия созданиюи использованию произведений. Культурные права и свободы способствуют поддержанию человеческогодостоинства, что отмечается в Уставе ЮНЕСКО, в котором, в частностиговорится для поддержания человеческого достоинства необходимо широкоераспространение культуры и образования среди всех людей. Таким образом, если государство заботиться о творческой интеллигенции,то это "мудрое " государство, ибо оно в конечном итоге "думает" осамосохранении и развитии общества. Кроме того, интеллектуальная собственность есть не только духовноебогатство, она играет важную роль в экономическом обороте. Лишь реализацияодних авторских прав в ряде стран Запада обеспечивает от 4 до 7 % валовогосбора. Это еще раз подчеркивает необходимость придать вопросам охраныинтеллектуальной собственности должное внимание, поощрять творчество или,как сказал Авраам Линкольн поддерживать пламя гения топливом интереса. До XIX в. вопросами охраны авторских прав не занимались намеждународном уровне, ибо в этом особенно не было нужды, так как техническиесредства использования произведений ограничивались территорией страны, акоммерческие рынки для последних были ограничены. Однако техническая революция (появление кино, радио, звукозаписи ит.п.), расширение международного книжного рынка привели к необходимостипоставить вопрос о международной охране авторских прав. Для признания правиностранных авторов и в свою очередь признания прав отечественных авторов зарубежом стали заключаться двусторонние договоры. Совершенно очевидно, чтостроить систему международной охраны с помощью двусторонних соглашенийнепрактично. В связи с этим со временем государства стали прибегать кзаключению региональных и многосторонних конвенций. К региональным конвенциям относится ряд Панамериканских конвенций, вчисло которых входят: Конвенция в Монтевидео (1889 г.), Конвенция - в Мехико(1902 г.), Конвенция - в Рио-де-Жанейро (1906 г.), Конвенция - в Буэнос-Айресе (1910 г.), Соглашение -  в Каракасе (1911 г.), Конвенция - в Гаване(1928 г.), Вашингтонская конвенция (1946 г.). Однако с развитием техническихсредств распространения произведений становилось все очевидным, что спомощью региональных соглашений международную охрану авторского права непостроить. Первая многосторонняя конвенция была заключена в 1886 г. и получиланазвание Бернская конвенция об охране литературных и художественныхпроизведений. Данная конвенция многократно пересматривалась. Однакоположения ее были не приемлемы для молодых развивающихся государств, длястран с разными культурными традициями. Поэтому в 1952 г. в Женеве былапринята Всемирная конвенция об авторском праве. В указанных конвенциях закрепляются два основных положения: 1) принцип ассимиляции (национальный режим произведениям) 2) минимальный объем охраны. Понятно, что в настоящее время - время технического прогресса, времяразвития компьютерной сети Интернет вопросы международной охраны авторскогоправа становятся еще более актуальными. Как уже говорилось выше, системамеждународной охраны авторского права представлена главным образом Бернскойконвенцией об охране литературных и художественных произведений и Всемирнойконвенцией об авторском праве. Поэтому в настоящее время особенно назреланеобходимость проанализировать конвенционные нормы, понять, основываясь наистории разработки, принятия международных документов тенденции развитиямеждународной охраны, ибо правовое регулирование отношений в областимеждународной охраны как любое правовое регулирование должно бытьобусловлено закономерностями развития общественного бытия, а законодателилишь должны осознать эти закономерности и принять нормы, отражающие их. К сожалению, несмотря на большую значимость данного вопроса проблемы вданной области в российской юридической литературе должным образом нерассматривались. В предложенной монографии автором предпринята попыткапроанализировать и критически осмыслить весь комплекс вопросов конвенционнойохраны авторских прав, выявить закономерности и высказать некоторыесоображения о тенденциях дальнейшего развития системы международной охраны вэтой сфере. В работе автором критически оценена монографическая ипериодическая литература, опубликованная за последние 30 лет. В работеподробно анализируются также документы и материалы многочисленныхмеждународных конференций и совещаний, имевших место за последние годы всфере международной охраны авторского права и смежных прав. Данная работа посвящена и иным не менее важным проблемам интеллектуальной собственности, показать значимость которых непредставляется возможным в силу ограниченных возможностей предисловия. Михаил ФЕДОТОВ, чрезвычайный и полномочный Посол РФ, доктор юридических наук, профессор Введение В еще недавние советские времена, в голову не могло прийти, чтоизобретенное чудо техники, или сочиненная книга никакого правового отношенияне имеют к их авторам, а являются достоянием лишь государства, потомутолько, что, как декларировалось, - государство учило, одевало и кормилоизобретателей и авторов, и теперь ему надо возвратить взятое в долг. К этим же, ушедшим в прошлое временам относились и - ведомства, которыедавали жизнь любому открытию и изобретению, любому выстраданному сонету,картине, оратории, а то и не дай Бог роману. На всякий случай, подобныеведомства были курируемы спецслужбами. Да и сами, по сути являлисьпомощниками оных. А до холодного лета пятьдесят третьего, наш разговор вообще не мог бысостояться, ибо в плоскости промышленной (интеллектуальной) разведки, длялюбопытных звучали  лишь раскаты дружелюбных маузеров, - это при том, чтоизобретения, открытия и прочие плоды разума граждан великой страны, тоннамигнили на невостребованном поле тоталитарной власти. В феврале 1999 г. Правительством России было принято решение овоссоздании единого федерального органа исполнительной власти, призванногонести ответственность за востребованность интеллекта каждого гражданинаРоссии. В последний год второго тысячелетия, открывшего эру борьбыинтеллектуальных сил, в России, испокон веков славящейся творчеством,создано ведомство, которое в той или иной форме существует в каждомуважающем свою интеллигенцию государстве. У нас это ведомство называетсяРоссийским агентством по патентам и товарным знакам, и, говоря, правовымязыком, оно призвано обеспечить реализацию и защиту авторского права исмежных с ним прав. Хочется верить, что отныне невостребованность в талантахбудет снижаться, а права авторов, исполнителей и изобретателей защищаться. Российская интеллигенция поднимала вопрос о создании такого ведомствадавно. Необходимость его возникновения была озвучена в Послании ПрезидентаРоссии Федеральному Собранию РФ еще в 1998 г. Но в то время не удалосьдоказать, что это не блаж российских талантов, а мировая тенденция развитияобщества, когда все больше и больше внимания со стороны государства в лицегосударственных органов - берущих на вооружение все лучшее, что даетинтеллектуальный потенциал, уделяется именно вопросам авторского права исмежных прав. В нашей стране, в том числе дореволюционной России, традиционносуществовало патентное ведомство, которое занималось проблемами промышленнойсобственности, и поэтому в этой сфере наработан достаточно большой опытработы. Более того, воссозданный Роспатент обладает и потенциалом и кадрамиименно в этом направлении, поскольку вся его работа до недавнего временибыла сконцентрирована в сфере промышленной собственности. А как  же область авторского права и смежных прав, спросите Вы? Ведьпроблема возникла не теперь. До восстановления в правах Российского Агентства по патентам и товарнымзнакам и наделения его функциями в области прав авторов и обладателейсмежных прав, значительная часть вопросов авторского права решалась науровне Авторско-правовых обществ, старейшим из которых является Российскоеавторское общество и ряда федеральных ведомств, в пределах их компетенции. Несмотря на то, что РАО находилось под патронажем Президента России иформально поставленная галочка "по утешению интеллигенции столь значительнымфактом" была поставлена, на деле - это оказалось не более как декларацией,РАО не могло, да и не вправе было решать вопросы обеспечения авторскогоправа и смежных прав на государственном уровне. В какой-то степени безудержному развитию пиратства в нашей стране, мыобязаны отсутствием контроля со стороны государства за данной проблемой.Пиратство имеет сегодня тенденцию  развития во всем мире, по прогнозамспециалистов пиратская продукция в сфере Российского кинобизнеса составляет90%, в сфере производства CD-ромов, аудиокассет с музыкальными записями -70-80% . Немного лучше дело обстоит в книгоиздании, но не настолько, чтобымы утешали себя почиванием на лаврах. С 1993 года ряд федеральных министерств и ведомств пытались заниматьсявопросами авторского права: прилагали усилия к решению проблемы иМинистерство культуры, и Федеральная служба по телевидению и радиовещанию, иРоскомпечать, и ГТК, и МВД, однако органа, координирующего деятельность всехзаинтересованных федеральных ведомств, не существовало. Отсюда возникали ипроблемы в организации работы с Авторско-правовыми обществами, и проблемывзаимодействия с международными организациями. Когда складывающаяся на данном правовом поле обстановка уже сталаугрожающей, именно Роспатент проявил инициативу, заявив, что он - именно таорганизация, которая способна и обязана взять на себя функцию координациивсех правовых вопросов по проблемам интеллектуальной собственности.Правительство поддержало инициативу. Отныне функция координации в сфере втом числе авторских и смежных прав возложена на Российское Агентство попатентам и товарным знакам. Первым шагом, который сегодня делает Роспатент, является созданиеструктур, которые будут решать эти вопросы, в частности создаетсясоответствующее управление в составе Роспатента, Общественный Совет поавторскому праву и смежным правам, рабочие группы по приведению всоответствие законодательства Российской Федерации по заявленным вопросам. Отом, что служение интеллекту в государственной структуре дело перспективное,говорит тот факт, что сегодня уже к нам приходят проситься на работуквалифицированные кадры, опытные, несмотря на молодость, специализирующиесяв области авторских прав. Молодость и энергия необходима в любом начинании,а ведь впереди стоит колоссальная задача - Роспатент, на мой взгляд, долженвозглавить координационную работу по реализации государственной политики всфере интеллектуальной собственности. Именно на это ведомство должна бытьвозложена задача по формированию нашей позиции за рубежом, и именноРоспатент должен осуществлять координацию работы авторско-правовых обществ. Утверждаю это столь императивно, поскольку отсутствие должнойкоординации и контроля было чревато до недавнего времени весьма неприятнымифактами. В недалеком прошлом: внезапно, с определенной целью и на короткийсрок создавались авторские общества, потом также внезапно исчезали,"прихватив" в небытие спешно собранное авторское вознаграждение. Не должнобыть ситуаций, когда такого толка "общества" создаются бесконтрольно. В этойобласти также нужно навести порядок. Есть и еще задача у Роспатента - это приведение в порядок тех нормЗакона РФ "Об авторском праве и смежных правах", необходимость пересмотракоторых была доказана практикой.  Речь идет и о статье Закона, связанной с"чистыми носителями", о статье, связанной с деятельностью авторско-правовыхобществ, о нормах закона, регулирующих вопросы общественного достояния,ретроактивной охраны и другие. Роспатент намерен решать эти проблемы оперативно. И это, конечно же,только первые шаги. Задача не простая, и решать ее придется, заручившисьподдержкой со стороны Правительства России и международных организаций,которые, кстати, с воодушевлением восприняли решение Правительства РФ осоздании единого органа, работающего в сфере интеллектуальной собственности. Творчество давно уже стало понятием внепространственным. Поэтомувопросы авторских и смежных прав находятся сегодня в поле зрения не простонациональных обществ, но - правительств зарубежных стран. Такова ситуация вГермании, Швейцарии, где сферой интеллектуальной собственности занимаетсяспециальный государственный орган. Такова же ситуация во Франции,Великобритании и Соединенных Штатах. Иными словами, крупнейшие страны,обеспечивающие наибольшие "объемы использования" литературных, музыкальныхпроизведений, произведений живописи, ваяния и зодчества, понимаютнеобходимость активной позиции государства    в данной области,государственного регулирования. Российское Агентство по патентам и товарным знакам готово и кконструктивному сотрудничеству с научными учреждениями, учебнымизаведениями. В последние годы во многих из них организованы спецкурсы потематике интеллектуальной собственности.. Хочется верить, сто со временем, уверен, и в России будет созданадостойная и хорошая отечественная "научная школа". Но и сегодня одна изважных задач - подготовка специалистов. При Роспатенте планируется созданиеспециального методического учебно-информационного центра для подготовкинаучных, практических, кадров для судебной системы, для административныхструктур. Ведь Закон только тогда начнет действовать во благо, когдареализовывать его будут люди компетентные. С воссозданием Российского Агентства по патентам и товарным знакам вновом качестве, уверен, откроется новое направление правовой деятельности.Естественно не минет оно и защитников всего того, что мы с правовых позицийназываем интеллектуальным потенциалом государства. Кинга, которую я предлагаю внимаю читателя композиционно состоит изтрех частей. Первая - статьи, являющие собой опыт монографическогоисследования; вторая - правовой очерк о соотношении антимонопольногозаконодательства и проблем авторского права в аудио-визуальной сфере; итретья - сфера международной охраны, а также на авторский проект Концепциигосударственной политики в области авторского права и смежных прав. I. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ. ОПЫТМОНОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Понятие интеллектуальной собственности, в частности авторского права,появилось давно. Социальное, политическое и потом экономическое значениепроизведений литературы и искусства признавалось уже во времена ДревнейГреции. Творения писателей и поэтов должны были доводиться до публики внеискаженном виде. Понятие гонорара как формы оплаты творческого труда, особенности правасобственности на произведения искусства были известны еще римскому праву.Однако в целом юридическому оформлению экономической стороны творчествадолгое время не придавалось особого значения, так как потребность торговатьрезультатами интеллектуальной деятельности возникла сравнительно поздно. Доэтого такие результаты распространялись вне рынка, не являясь объектамиэкономического оборота, рыночных отношений. Находили себе пропитание и оратор Цицерон, и летописец Нестор, ифилософ Спиноза, но, как правило, заработки не были непосредственно связаныс их творческой деятельностью. Исторические формы воспроизводстваинтеллектуального потенциала общества базировались в основном на системемеценатства - творческих людей субсидировали правители, их благополучиецеликом зависело от благосклонности последних. Леонардо да Винчи вынужденбыл признавать: "Служу тому, кто мне платит". Моцарт и Сальери былипридворными музыкантами. До конца XVIII века частная финансовая поддержка и"внерыночное обеспечение" способствовали появлению большинства шедевров."Художники, поэты, писатели, ученые не имели особого статуса. К нимотносились хорошо или плохо - в зависимости от времени. Им платили и какслугам, и как придворным, и как принцам крови - в зависимости от общества, вкотором они жили. Иногда им не платили вообще".  Однако не может бытькультуры без творчества, а творчества без творцов, способных прокормить себясвоим трудом. Первоначально охрана интересов авторов и их правопреемниковобеспечивалась с помощью системы привилегий, выдаваемых "милостью монарха".Верховная власть покровительствовала отдельным издателям и владельцаммануфактур. Первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421 г.городской управой Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрелкорабельный  поворотный кран. Древнейший из всех патентов Англии былпожалован Генрихом VI в 1449 г. выходцу из Фламандии Джону из Ютимана наизготовление цветного стекла для окон Итонского колледжа. По мере роста влияния буржуазии система привилегий сменяется законами,признающими за авторами и их правопреемниками право на монопольноеиспользование принадлежащих им произведений и технических новинок в течениеустановленного срока. "Право" изобретателей было впервые упомянуто в Венециив хартии от 19 марта 1474 г., в которой уже признавались их "моральноеправо" и исключительное право на использование своего изобретения в течениеограниченного периода времени. В 1710 г. в Англии появился и первый авторский закон, известный подназванием "Статут королевы Анны" и содержавший один из важнейших принциповавторского права - принцип "копирайт" - право на охрану опубликованногопроизведения, запрет тиражирования произведения без согласия автора. Именноавтору предоставлялось  исключительное право на публикацию произведения втечение 14 лет с момента его создания, а также была дана возможностьпродления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англиейпатентные и авторские законы были приняты в  США, во Франции и другихевропейских странах. Стали широко продавать и покупать права на изданияпроизведений литературы, постановку различных драматических произведений.Торговля книгами и связанная с ней торговля авторскими правами приобрелимассовый характер. "Изобретение" авторского и патентного законодательства явилось одним иззначительнейших достижений человечества в области права. Абсолютное правозакреплялось и на способы индивидуализации участников экономического оборота- фирменные наименования и товарные знаки. Все эти правовые институты былиобособлены друг от друга, не образовывали единой системы, не имели общихположений. Происхождение термина интеллектуальная собственность. обычносвязывается с французским законодательством конца XVIII в. Первоначальносчиталось, что патент или исключительное право на использование произведенияпредставляются собой договор между обществом и изобретателем (автором):общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение заобнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечиватьего беспрепятственное и монопольное использование в промышленных иликоммерческих целях. В соответствии с данной теорией право создателя любого творческогорезультата, литературного произведения или изобретения является егонеотъемлемым, "природным" правом, возникает из самой природы творческойдеятельности и "существует независимо от признания этого правагосударственной властью".[1] Возникающее у творца право надостигнутый им результат рассматривалось как аналогичное правусобственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальнаявещь. Во Франции при "старом порядке" за автором было окончательно признаноправо на литературные произведения. Революция 1789 г. смела все"привилегии", в результате чего было провозглашено: "Все, что автороткрывает для публики, становится общественной собственностью" (ДекретУчредительного собрания 1789 г.),[2] но вскоре даже новый режимпересмотрел свое решение. Два закона (1791 и 1793 гг.) впервые в историигарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического,музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогдаметодами. Во вводной части французского патентного закона 1791 года говорилось,что "всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может бытьполезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было быограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретениекак собственность его творца".[3] Следствием такого подхода сталозакрепление во французском законодательстве понятий литературной ипромышленной собственности. Еще раньше идея об авторском праве как "самомсвященном виде собственности" была воплощена в законах нескольких штатовСША. Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 г. указывалось, что"нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая являетсярезультатом его умственного труда".[4] Аналогичные конструкциибыли закреплены в законодательстве многих стран. Законодательное обеспечение интеллектуальной собственности развивалосьпостепенно. Наиболее "бурную" историю имеет авторское право, патентное правоболее консервативно (в ФРГ до настоящего времени действует Закон о патентах1877 г. с изменениями и дополнениями).[5] В XIX в. авторское право французского образца послужило моделью дляостальных стран континентальной Европы, а также, после второй мировой войны,и для Всеобщей декларации прав человека 1948 года: "Каждый имеет право назащиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатомнаучных, литературных или художественных трудов, автором которых онявляется". В ХХ в. большое значение приобрел вопрос о международной охранеавторских прав. Ряду стран пришлось пересмотреть свое законодательство обавторском праве  в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенноначали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права,личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны. Осознание важной роли авторов и правообладателей в социальномпрогрессе, а также понимание того, что общество заинтересованно в ихвсесторонней поддержки. В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охранелитературных и художественных произведений. Позже - другие международныедоговоры (конвенции) регулирующие сферу интеллектуальной собственности. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ С 1993 г. в России действует Закон РФ "Об авторском праве и смежныхправах". Принятие Закона позволило по-новому взглянуть на проблемыавторского права и смежных прав в Российской Федерации. Творческие люди,лучшие представители российской интеллигенции, наконец, получили возможностьне только достойно создавать себе моральный имидж, но и улучшатьматериальное положение. Прошли времена ВААП, которое ассоциировалось утворцов как орган, защищающий интересы государства, а не автора, которыйприносил прибыль государству, а не автору, и служил государству, а неавтору. У творческой интеллигенции появилась возможность создать своюорганизацию, которая защищала бы интересы автора, работала для него. Такбыло создано Российское авторское общество, получившее признание у авторов,и официальную поддержку государства. Был подписан Указ Президента РоссийскойФедерации, в котором Президент брал покровительство над созданным авторскимобществом и рекомендовал всем государственным и местным органам властиоказывать всяческое содействие в реализации его задач. Был подготовлен рядпостановлений Правительства РФ, связанных с практическим применением ЗаконаРФ "Об авторском праве и смежных правах". Вслед за этим возникли судебныеспоры, стала нарабатываться правоприменительная практика. Вскоре началасьактивная работа программы ТАСИС в области интеллектуальной собственности -российские специалисты стали проходить стажировку в европейских странах,проводились семинары и в России. Казалось бы, в вопросе интеллектуальной собственности Россия началапреуспевать, но, откуда-то появилось бесконечное множество различныхкоммерческих и некоммерческих структур, называющих себя организациями поколлективному управлению авторскими правами. Бороться с этим явлением можно только с помощью совершенствованиязаконодательства, и прежде всего, приведения его к имеющимся международныманалогам. Назрела острая необходимость приведения Закона РФ "Об авторскомправе и смежных правах" в соответствие с требованиями Бернской конвенции.Положения Закона необходимо увязать с практикой, устранить внутренниепротиворечия, которые выявились в ходе его применения. Первым идею реформирования законодательства выдвинуло Российскоеагентство по патентам и товарным знакам и вышло с предложением вПравительство Российской Федерации о необходимости внесения соответствующихизменений. Предложение было включено в план законодательных инициативПравительства РФ. Предложения Роспатента, разработанные специально созданнойМежведомственной рабочей группой, предусматривали внесение изменений в рядстатей Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" В первую очередьизменения касаются статьи 17, п. 1 ст. 28 Закона. Они направлены надостижение полного соответствия Закона целям, принципам и нормам КонституцииРФ. Внесение изменений в п. 1 и 3, ст. 5, п. 2, ст. 16, и п. 1, ст. 19, 27,28 обусловлено необходимостью приведения Закона в соответствие смеждународными актами и договорами, и в первую очередь, Бернской конвенцией,к которой Россия присоединилась в марте 1995 г., то есть уже после принятияКонституции РФ. Следует обратить внимание на то, что Россия ведет работу поприсоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). Это обусловливаетпринятие обязательств по выполнению требований ТРИПС. (Соглашения о торговыхаспектах интеллектуальной собственности) и именно предлагаемые измененияроссийского законодательства в сфере авторских и смежных прав позволятРоссии активно сотрудничать с зарубежными интеллектуально-правовымианалогами. Безусловному совершенствованию подлежат и иные нормы Закона РоссийскойФедерации "Об авторском праве и смежных правах". К примеру ст. 26 не можетработать (или создавать правовые последствия) в той редакции, в которой онатеперь существует. Напомним, что нормами данной статьи предусматриваетсявыплата вознаграждения авторам произведений, исполнителям и производителямфонограмм за воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм вличных целях. Терминология данного утверждения требует пояснений. Что же такое личныецели? И каков круг участников домашнего просмотра? И можно ли скопироватьаудио-видеопродукцию для самого себя, для близких... И кто за это заплатитавтору? Домашнее копирование получило широкое распространение в России в связис большим поступлением в гражданский оборот звуко-видеозаписывающейаппаратуры и ростом спроса на нее со стороны граждан. Однако "обещанное" ст.26 Закона вознаграждение ни авторы, ни исполнители, ни производителифонограмм по настоящее время ни разу не получали. В чем причина? Дело все втом, что закрепленный в статье порядок реализации указанного выше положениясложен и не практичен. Так, согласно п. 2 ст. 26 Закона вознаграждение завоспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи выплачиваетсяизготовителями или импортерами оборудования и материальных носителей. Сбор ираспределение этого вознаграждения осуществляется одной из организаций,управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм иисполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением междуэтими организациями. Размер вознаграждения и условия его выплатыопределяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, содной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторови иных правообладателей, с другой стороны, а в случае, если стороны недостигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом РоссийскойФедерации. Таким образом, для того, чтобы правообладатель мог получитьвознаграждение, необходимо, как минимум, заключение двух соглашений:соглашения между организациями, управляющими имущественными правами авторови других правообладателей, соглашения между изготовителями, импортерами иорганизациями, управляющими имущественными правами. Все это тяжеловесно изатруднительно, а, порой, - невыполнимо. Затруднительность заключения данныхсоглашений вызвана их условиями. Поэтому необходимо было ввести новый порядок реализации положения, длячего следует изменить его, внеся соответствующие поправки в Закон. Именнотакой логики и придерживалось Правительство Российской Федерации, приняврешение о необходимости совершенствования ст. 26 Закона Российской Федерации"Об авторском праве и смежных правах". Совершенствованием Закона сталозаниматься Российское агентство по патентам и товарным знакам в рамкахспециально созданной Межведомственной рабочей группы, в которую вошлипредставители заинтересованных министерств и ведомств. Видные ученые ипрактики фактически завершили работу, и вновь подготовленный законопроект вближайшее время поступит на утверждение в Правительство. В новом законопроекте учтено все, в том числе и постулат о "домашнемкопировании". Относительно него предлагается внести следующие изменения идополнения: установление размера вознаграждения и порядок его выплаты,должны находиться исключительно в компетенции Правительства РоссийскойФедерации. Более того, перечень оборудования и материальных носителей,относительно которых устанавливается сбор вознаграждения, также долженутверждаться Правительством РФ. А вот сбор и распределение этоговознаграждения будут осуществлять уполномоченные Правительством РФорганизации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. Исходя из опыта прошлых лет, полагаем, что введение данного механизмаприведет не только к реализации права на вознаграждение, но и к появлениюдополнительных возможностей для контроля со стороны государства заосуществлением деятельности авторско-правовых обществ. Ведь именно на нихбудет возложена реализация авторского вознаграждения. Хотелось бы заранее ответить на вопросы относительно правовогообеспечения технической проблемы. Никаких новшеств в законодательствеотносительно профессионального оборудования и оборудования, предназначенногодля экспорта, не ожидается. Как и раньше, они исключаются из круга объектов,в отношении которых должно выплачиваться вознаграждение правообладателям. Авторы законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Обавторском праве и смежных правах" не остановились на совершенствовании лишьодной статьи Закона, поскольку авторское вознаграждение - далеко неединственная проблема в  области авторского права и смежных прав, которуюможно решить законодательным путем. Опыт работы в области коллективного управления авторскими правамипоказал, что данная область также должна находиться под контролемгосударства. Общество как политический институт пока не может и не готово вполной мере заниматься регулированием данного вопроса. В ходе работы над законопроектом Роспатент намеренно приводил нормызакона в соответствие с нормами Конституции РФ, и конечно, с положениямимеждународных конвенций и договоров, к которым Россия уже присоединилась илисобирается присоединиться в ближайшем будущем. Главным образом, речь идет оБернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, атакже о Соглашении о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности(ТРИПС). Надо отметить, что работа по совершенствованию законодательства ведетсяпостоянно, и при этом она крайне неблагодарна, поскольку далеко не право,порой, диктует России путь, а политические амбиции, часто меняющихсяполитиков. РЕТРООХРАНА И ЕЕ ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ С середины ХХ в. все чаще в качестве одного из вариантов решенияпроблем, связанных с необходимостью освоения новых источников финансированияинтеллектуальной деятельности, выдвигаются предложения о введении в тех илииных формах института платного общественного достояния, связываемого обычнос созданием и деятельностью фондов или других структур, обеспечивающихфинансирование и поддержку творческой деятельности, а также предложения поиспользованию организационных возможностей государства в этой сфере. В вопросе о правовой природе этого института конкурируют два подхода:согласно одному из них, платное общественное достояние есть продолжениеавторского права, согласно другому - инструмент фискального характера,своего рода налог или сбор, взимаемый в интересах развития культуры. Такойналог иногда называют "культурной рентой". В предлагаемой трактовке платноеобщественное достояние оказывается одним из инструментов, используемых дляфинансирования соответствующей деятельности за счет сборов, обеспечиваемыхэтим институтом. Существует и третий подход, предполагающий сочетание двух первых. Этоинститут  платного общественного достояния, постепенно, но неуклонноначинающий закрепляться в законодательстве большинства развитых стран мира.Этот факт позволяет говорить о возникновении у современных государствопределенных обязанностей, связанных с использованием объектов авторских исмежных прав, уже получивших право называться общественным достоянием. Категория "общественное достояние" закреплена в действующемзаконодательстве Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 3 ст. 28Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"Правительством Российской Федерации могут устанавливаться слу


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.