Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фрагмент урока по методике преподавания математики



 

Выполнила: Жукова Е.П. НОЛ-118

 

Фрагмент урока по методике преподавания математики

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (2 ч.), стр.24, №6   

 

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Решение составных задач»

 

Цель: формировать у детей умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Актуализировать знания, умения и навыки, которые необходимы для решения задачи.

2. Формировать умения читать и осознавать текст задачи; выделять в нем структурные компоненты: условие и вопрос, данные и искомое, известные и неизвестные величины.

3. Формировать умение моделировать предложенную ситуацию различными способами.

4. Формировать умения устанавливать связи между данными и искомым в задаче: рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение, составлять план решения задачи: выбирать арифметические действия, соответствующие выявленным связям, расставлять их по порядку.

5. Формировать умения записывать решение: по действиям или одним выражением, вычислять значение выражения, составлять пояснения к каждому действию, записывать ответ.

6. Совершенствовать умения выполнять проверку на правильность решения задачи одним из способов: составление и решение обратной задачи, другим способом, исследование полученного решения.

Оборудование: презентация, схемы-опоры для решения задач, учебник М.А. Моро “Математика”, 3 класс, 2 часть.

 

Задача:

На спектакле в школьном зале дети сидели в 6 рядах по 15 человек и еще в одном ряду сидели 10 человек. Сколько детей смотрело спектакль?

1 вид простой задачи: Задачи, раскрывающие смысл умножения, на нахождение суммы одинаковых слагаемых:

 

На спектакле в школьном зале дети сидели в 6 рядах по 15 человек. Сколько человек сидело на 6 рядах?

 

2 вид простой задачи: Задачи, раскрывающие смысл сложения, на нахождение суммы двух чисел.

 

На спектакле в школьном зале на 6 рядах сидели 90 человек и еще в одном ряду сидели 10 человек. Сколько детей смотрело спектакль?

 

Ход урока

Этап урока Содержание урока Оформление доски/Презентации
Подготовительный этап Задачи: -Актуализировать знания, умения и навыки, которые необходимые для решения задачи. - Предлагаю вспомнить то, что мы учили на прошлых уроках. Для этого нам нужно решить устно задачу: (Текст задачи написан на доске, дети читают ее самостоятельно. Учитель после прочтения задает наводящие вопросы)   Ася вымыла 5 тарелок, а Маша вымыла 4 тарелки. Сколько всего тарелок вымыли девочки? -Сколько вымыла тарелок Ася? (5) -Сколько вымыла Маша? (4) -Чтобы узнать сколько всего тарелок вымыли девочки, какое действие нам нужно выполнить? (сложение) -Верно. Какое выражение у нас получится? (Один ученик выходит и делает запись на доске). 5+4=9 (т.)-всего вымыли девочки. - Какой у нас был вопрос в задаче? (Сколько всего тарелок вымыли девочки). -Мы ответили на этот вопрос? (Да)   -Прочитаем следующую задачу и решим ее:   В классе в каждом ряду стоят парты. Сколько парт в трех таких рядах? - Ребята, можем ли мы сразу решить эту задачу? (Нет, в ней не хватает данного) - Верно, мы не знаем число парт, которые стоят в каждом ряду. Его можно подобрать:   В классе в каждом ряду стоят 5 парт. Сколько парт в трех таких рядах? - Можно ли теперь решить задачу? (Да) Нарисуем схему к задаче:   - Прочитайте еще раз условие задачи (В классе в каждом ряду стоят 5 парт) - А какой у нашей задачи вопрос? (Сколько парт в трех таких рядах?) - Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы на него ответить? (Сложение или умножение). - Верно, а какое действие применить легче, чтобы найти сумму одинаковых слагаемых? (Умножение) - Запишите выражение, которое у нас получится (Один у доски, остальные у себя в тетради). - 5*3=15(п.) – всего в трех рядах. - Какой ответ у вас получился? (15) - Все верно, молодцы!         Схему рисуем на доске:  
1. Решение задачи: Чтение и осознание текста задачи. Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: - Формировать умения читать и осознавать текст задачи; выделять в нем структурные компоненты: условие и вопрос, данные и искомое, известные и неизвестные величины. - Формировать умение моделировать предложенную ситуацию различными способами. - Откройте учебник на странице 24, прочитайте задачу под № 6 и рассмотрите внимательно иллюстрацию к ней (Сначала дети читают «про себя», затем кто-то один читает вслух).   На спектакле в школьном зале дети сидели в 6 рядах по 15 человек и еще в одном ряду сидели 10 человек. Сколько детей смотрело спектакль?   - Прочитав текст и рассмотрев иллюстрацию, ответьте на вопрос, о чем идет речь в задаче? (О детях, которые сидели на спектакле по рядам) -Что мы знаем о первых 6 рядах? (На нем сидели дети по 15 человек) -Что мы знаем о еще одном ряде? (На нем сидели 10 человк) -Что нам нужно узнать? (Сколько детей смотрело спектакль) -Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько всего детей сидело на 6 рядах) - Отлично. Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, на помощь к нам придет схема. Но давайте для начала ее проверим, все ли в ней верно и соответствует нашей задаче? (Нет, на схеме показано, что на 6 рядах сидело всего 15 человек, когда в задаче указано, что на 6 рядах сидело по 15 человек).   - Всё верно, давайте исправим схему. Как она будет выглядеть? -Молодцы! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности (На спектакле сидели дети на 6 рядах по 15 человек и еще на одном ряду сидели 10 человек. Сколько детей смотрели спектакль?)   М3М, ч.2, стр.24, №6   Схемы на доске:  
2. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: - Формировать умения устанавливать связи между данными и искомым в задаче: рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение, составлять план решения задачи: выбирать арифметические действия, соответствующие выявленным связям, расставлять их по порядку.   -  Начинаем рассуждать. Каков главный вопрос задачи? (Сколько детей смотрели спектакль?) -Какие две величины нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество детей, сидящих на 6 рядах и количество детей сидящих на еще одном ряду) -Какое из этих двух чисел нам уже известно? (Количество детей сидящих на еще одном ряду. Их 10.) - Какую величину мы не знаем? (Количество детей, сидящих на 6 рядах) - Чтобы решить задачу, ответим на этот вопрос. Какие две величины нужно знать, чтобы на него ответить? (Количество рядов и количество людей, сидящих на одном таком ряду). - Сможем ли мы ответить на этот вопрос задачи? (Да) - Давайте построим «дерево рассуждений» на основе нашей беседы.   Составим план решения задачи: -Сначала узнаем сколько человек сидело на 6 рядах. Какое арифметическое действие необходимо использовать, чтобы это узнать? (Умножение). -Когда это число будет известно, найдем общее количество детей, сидящих на спектакле. Что для этого нужно сделать? (Сложить количество человек, сидящих на 6 рядах и количество человек, сидящих на еще одном ряду (Рассуждая, учитель расписывает план действий).         На доске «Дерево рассуждений»
3. Запись решения и ответа задачи. Задачи: - Формировать умения записывать решение: по действиям или одним выражением, вычислять значение выражения, составлять пояснения к каждому действию, записывать ответ.   -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? ( Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? (Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради). 1) 6*15=90(ч.) -Что мы нашли в первом действии? (Количество человек, сидящих на 6 рядах.) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 90+10=100(ч.) -Что мы нашли во втором действии? (Общее количество человек, сидящих на спектакле) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) 6*15+10 Б) 6*(15+10) В) 6+15+10 Запишите верное выражение в тетрадь:  6*15+10=100 (чел.) – всего человек, сидящих на спектакле. На доске выполняется решение учеником.
4. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: - Совершенствовать умения выполнять проверку на правильность решения задачи одним из способов: составление и решение обратной задачи, другим способом, исследование полученного решения.   -Но не будем торопиться и записывать ответ. Давайте сначала проверим верно ли мы решили нашу задачу. - Для этого составим обратную задачу к нашей. Как мы ее можем получить? (Изменив условие и вопрос задачи). - Все верно, давайте вернемся к нашей схеме, поставим вопрос вместо одного из известных с самого начала данных, а найденный нами ответ задачи запишем вместо знака вопроса.   - Теперь составим текст обратной задачи, пользуясь новой схемой:   Всего на спектакле в зале сидели 100 человек. В 6 рядах по 15 человек и еще в одном ряду неизвестно сколько человек. Сколько человек сидело на еще одном ряду? -Решим данную задачу. - Какой главный вопрос в нашей новой задаче? (Сколько человек сидело на еще одном ряду). - Сможем ли мы сейчас на него ответить? (Нет, мы не знаем сколько людей сидят на 6 рядах). - Все верно, если мы узнаем сколько людей сидят на 6 рядах и зная, что всего в зале 100 человек. Мы сможем ответить на главный вопрос задачи? (Да) Строим дерево рассуждений (Учитель начинает, дети заканчивают сами).   Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу: - Зная общее количество людей и количество людей, сидящих на 6 рядах, каким арифметическим действием мы найдем количество людей, сидящих на еще одном ряду? (Вычитанием). Проверяем: 1) 6*15=90(ч.) – количество человек, сидящих на 6 рядах 2) 100-90=10(ч.) – количество человек, сидящих на еще одном ряду. -Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 10 человек, сидящих на еще одном ряду, что соответствует данному нашей первой задачи) -О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Правильно.Теперь можно записать ответ к исходной задаче:   Ответ: всего смотрели спектакль 100 человек.   Схема на доске     На доске «Дерево рассуждений»   На доске написано решение:    


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.