Фрагмент урока по методике преподавания математики
Выполнила: Жукова Е.П. НОЛ-118
Фрагмент урока по методике преподавания математики
УМК «Школа России», М.И. Моро
Класс: 3 (2 ч.), стр.24, №6
Тип урока: «Урок формирования умений»
Тема: «Решение составных задач»
Цель: формировать у детей умение решать составные задачи.
Задачи:
1. Актуализировать знания, умения и навыки, которые необходимы для решения задачи.
2. Формировать умения читать и осознавать текст задачи; выделять в нем структурные компоненты: условие и вопрос, данные и искомое, известные и неизвестные величины.
3. Формировать умение моделировать предложенную ситуацию различными способами.
4. Формировать умения устанавливать связи между данными и искомым в задаче: рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение, составлять план решения задачи: выбирать арифметические действия, соответствующие выявленным связям, расставлять их по порядку.
5. Формировать умения записывать решение: по действиям или одним выражением, вычислять значение выражения, составлять пояснения к каждому действию, записывать ответ.
6. Совершенствовать умения выполнять проверку на правильность решения задачи одним из способов: составление и решение обратной задачи, другим способом, исследование полученного решения.
Оборудование: презентация, схемы-опоры для решения задач, учебник М.А. Моро “Математика”, 3 класс, 2 часть.
Задача:
На спектакле в школьном зале дети сидели в 6 рядах по 15 человек и еще в одном ряду сидели 10 человек. Сколько детей смотрело спектакль?
1 вид простой задачи: Задачи, раскрывающие смысл умножения, на нахождение суммы одинаковых слагаемых:
На спектакле в школьном зале дети сидели в 6 рядах по 15 человек. Сколько человек сидело на 6 рядах?
2 вид простой задачи: Задачи, раскрывающие смысл сложения, на нахождение суммы двух чисел.
На спектакле в школьном зале на 6 рядах сидели 90 человек и еще в одном ряду сидели 10 человек. Сколько детей смотрело спектакль?
Ход урока
Этап урока
| Содержание урока
| Оформление доски/Презентации
| Подготовительный этап
Задачи:
-Актуализировать
знания, умения и
навыки, которые необходимые
для решения задачи.
| - Предлагаю вспомнить то, что мы учили на прошлых уроках. Для этого нам нужно решить устно задачу:
(Текст задачи написан на доске, дети читают ее самостоятельно. Учитель после прочтения задает наводящие вопросы)
Ася вымыла 5 тарелок, а Маша вымыла 4 тарелки. Сколько всего тарелок вымыли девочки?
-Сколько вымыла тарелок Ася? (5)
-Сколько вымыла Маша? (4)
-Чтобы узнать сколько всего тарелок вымыли девочки, какое действие нам нужно выполнить? (сложение)
-Верно. Какое выражение у нас получится? (Один ученик выходит и делает запись на доске).
5+4=9 (т.)-всего вымыли девочки.
- Какой у нас был вопрос в задаче? (Сколько всего тарелок вымыли девочки).
-Мы ответили на этот вопрос? (Да)
-Прочитаем следующую задачу и решим ее:
В классе в каждом ряду стоят парты. Сколько парт в трех таких рядах?
- Ребята, можем ли мы сразу решить эту задачу? (Нет, в ней не хватает данного)
- Верно, мы не знаем число парт, которые стоят в каждом ряду. Его можно подобрать:
В классе в каждом ряду стоят 5 парт. Сколько парт в трех таких рядах?
- Можно ли теперь решить задачу? (Да)
Нарисуем схему к задаче:
- Прочитайте еще раз условие задачи (В классе в каждом ряду стоят 5 парт)
- А какой у нашей задачи вопрос? (Сколько парт в трех таких рядах?)
- Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы на него ответить? (Сложение или умножение).
- Верно, а какое действие применить легче, чтобы найти сумму одинаковых слагаемых? (Умножение)
- Запишите выражение, которое у нас получится (Один у доски, остальные у себя в тетради).
- 5*3=15(п.) – всего в трех рядах.
- Какой ответ у вас получился? (15)
- Все верно, молодцы!
|
Схему рисуем на доске:
| 1. Решение задачи:
Чтение и осознание текста задачи.
Выделение структурных компонентов задачи.
Задачи:
- Формировать умения читать и осознавать текст задачи; выделять в нем структурные компоненты: условие и вопрос, данные и искомое, известные и неизвестные величины.
- Формировать умение моделировать предложенную ситуацию различными способами.
| - Откройте учебник на странице 24, прочитайте задачу под № 6 и рассмотрите внимательно иллюстрацию к ней (Сначала дети читают «про себя», затем кто-то один читает вслух).
На спектакле в школьном зале дети сидели в 6 рядах по 15 человек и еще в одном ряду сидели 10 человек. Сколько детей смотрело спектакль?
- Прочитав текст и рассмотрев иллюстрацию, ответьте на вопрос, о чем идет речь в задаче? (О детях, которые сидели на спектакле по рядам)
-Что мы знаем о первых 6 рядах? (На нем сидели дети по 15 человек)
-Что мы знаем о еще одном ряде? (На нем сидели 10 человк)
-Что нам нужно узнать? (Сколько детей смотрело спектакль)
-Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько всего детей сидело на 6 рядах)
- Отлично. Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, на помощь к нам придет схема. Но давайте для начала ее проверим, все ли в ней верно и соответствует нашей задаче? (Нет, на схеме показано, что на 6 рядах сидело всего 15 человек, когда в задаче указано, что на 6 рядах сидело по 15 человек).
- Всё верно, давайте исправим схему. Как она будет выглядеть?
-Молодцы! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности (На спектакле сидели дети на 6 рядах по 15 человек и еще на одном ряду сидели 10 человек. Сколько детей смотрели спектакль?)
|
М3М, ч.2, стр.24, №6
Схемы на доске:
| 2. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения.
Задачи:
- Формировать умения устанавливать связи между данными и искомым в задаче: рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение, составлять план решения задачи: выбирать арифметические действия, соответствующие выявленным связям, расставлять их по порядку.
| - Начинаем рассуждать. Каков главный вопрос задачи? (Сколько детей смотрели спектакль?)
-Какие две величины нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество детей, сидящих на 6 рядах и количество детей сидящих на еще одном ряду)
-Какое из этих двух чисел нам уже известно? (Количество детей сидящих на еще одном ряду. Их 10.)
- Какую величину мы не знаем? (Количество детей, сидящих на 6 рядах)
- Чтобы решить задачу, ответим на этот вопрос. Какие две величины нужно знать, чтобы на него ответить? (Количество рядов и количество людей, сидящих на одном таком ряду).
- Сможем ли мы ответить на этот вопрос задачи? (Да)
- Давайте построим «дерево рассуждений» на основе нашей беседы.
Составим план решения задачи:
-Сначала узнаем сколько человек сидело на 6 рядах. Какое арифметическое действие необходимо использовать, чтобы это узнать? (Умножение).
-Когда это число будет известно, найдем общее количество детей, сидящих на спектакле. Что для этого нужно сделать? (Сложить количество человек, сидящих на 6 рядах и количество человек, сидящих на еще одном ряду (Рассуждая, учитель расписывает план действий).
|
На доске «Дерево рассуждений»
| 3. Запись решения и ответа задачи.
Задачи:
- Формировать умения записывать решение: по действиям или одним выражением, вычислять значение выражения, составлять пояснения к каждому действию, записывать ответ.
| -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия)
-Почему? ( Так как в задаче 2 неизвестных)
-Давайте запишем первое действие. Какое оно будет?
(Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради).
1) 6*15=90(ч.)
-Что мы нашли в первом действии? (Количество человек, сидящих на 6 рядах.)
-Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию.
-Какое будет второе действие?
2) 90+10=100(ч.)
-Что мы нашли во втором действии? (Общее количество человек, сидящих на спектакле)
-Запишем пояснение ко второму действию.
-Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением)
-Какая тогда будет запись? Выберите верную:
А) 6*15+10
Б) 6*(15+10)
В) 6+15+10
Запишите верное выражение в тетрадь:
6*15+10=100 (чел.) – всего человек, сидящих на спектакле.
| На доске выполняется решение учеником.
| 4. Проверка полученного решения. Исследование решения.
Задачи:
- Совершенствовать умения выполнять проверку на правильность решения задачи одним из способов: составление и решение обратной задачи, другим способом, исследование полученного решения.
| -Но не будем торопиться и записывать ответ. Давайте сначала проверим верно ли мы решили нашу задачу.
- Для этого составим обратную задачу к нашей. Как мы ее можем получить? (Изменив условие и вопрос задачи).
- Все верно, давайте вернемся к нашей схеме, поставим вопрос вместо одного из известных с самого начала данных, а найденный нами ответ задачи запишем вместо знака вопроса.
- Теперь составим текст обратной задачи, пользуясь новой схемой:
Всего на спектакле в зале сидели 100 человек. В 6 рядах по 15 человек и еще в одном ряду неизвестно сколько человек. Сколько человек сидело на еще одном ряду?
-Решим данную задачу.
- Какой главный вопрос в нашей новой задаче? (Сколько человек сидело на еще одном ряду).
- Сможем ли мы сейчас на него ответить? (Нет, мы не знаем сколько людей сидят на 6 рядах).
- Все верно, если мы узнаем сколько людей сидят на 6 рядах и зная, что всего в зале 100 человек. Мы сможем ответить на главный вопрос задачи? (Да)
Строим дерево рассуждений (Учитель начинает, дети заканчивают сами).
Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:
- Зная общее количество людей и количество людей, сидящих на 6 рядах, каким арифметическим действием мы найдем количество людей, сидящих на еще одном ряду? (Вычитанием).
Проверяем:
1) 6*15=90(ч.) – количество человек, сидящих на 6 рядах
2) 100-90=10(ч.) – количество человек, сидящих на еще одном ряду.
-Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 10 человек, сидящих на еще одном ряду, что соответствует данному нашей первой задачи)
-О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно)
-Правильно.Теперь можно записать ответ к исходной задаче:
Ответ: всего смотрели спектакль 100 человек.
|
Схема на доске
На доске «Дерево рассуждений»
На доске написано решение:
|
|