Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!



Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема выпускной квалификационной работы – «Мир детства в современной детской поэзии». Актуальность темы состоит в необходимости литературоведческого освоения новых ярких творческих индивидуальностей, чьи имена пока почти не введены в читательское и научное поле. Кроме того, работа актуальна в силу того, что в работе была поставлена следующая цель -выявить особенности творчества современных детских поэтов: Марии Рупасовой, Анны Игнатовой, Анастасии Орловой.     

Объектом работы является современная поэзия для детей (на примере творчества названных поэтесс). Выбор обуславливался тем, что, в творчестве этих поэтов проявляются разные грани современной детской поэзии, к тому же художественный мир лирики Марии Рупасовой, Анны Игнатовой, Анастасии Орловой мало изучен и не подвергался детальному анализу. Таким образом, предмет исследованиясоставляет специфика современной детской поэзии, особенности её проблематики и поэтики.

В работе нами были поставлены следующие задачи:1)обратившись к научной литературе, критическим отзывам, интервью, выявить, в чем видят специфику детской поэзии сами поэты и исследователи литературы;2)зафиксировать худ. особенности современной детской поэзии в опоре на исследования современных ученых;3)исследовать проблематику и поэтику детской поэзии Марии Рупасовой, Анны Игнатовой, Анастасии Орловой; 4) сделать вывод о гранях детской поэзии, представленных в творчестве данных поэтов, а также о специфике их творческой индивидуальности.

Методологию исследования составляют работы, посвященные специфике детской поэзии (И. Арзамасцева, В. Жибуль, Е. Путилова, С. Лойтер), вопросам поэтики современной детской поэзии (Барковская, Гриценко, Семагина).

       В процессе написания работы использовались следующие методы:

- сравнительно-исторический (современная детская поэзия рассматривается в связи с теми традициями детской поэзии, которые закрепились в 20 веке в творчестве К. Чуковского, С. Маршака, поэтов-обэриутов);

- системно-структурный (произведения поэтов рассматриваются на разных уровнях художественной формы и содержания: проблематика, конфликт, пространственные топосы, тип времени, система образов, поэтический язык, специфика жанра).

Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что в дальнейшем возможно использование выводов работы для более глубокого изучения современной российской поэзии для детей в целом и творчества М. Рупасовой, А. Орловой, А. Игнатовой в отдельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

В первой главерассматривается становление отечественной детской поэзии в ХХ веке в условиях реалий советской эпохи, развитие «игровой» поэзии в творчестве поэтов-обэриутов, осмысляется теоретический и творческий вклад С. Маршака, К. Чуковского и обэриутов в эту сферу, а также выводятся общие специфические черты детской поэзии.

С. Маршак и К. И. Чуковский в 1920-30-е гг. внесли основополагающий вклад в развитие отечественной детской поэзии. С.Я. Маршак в детских стихах выстраивает диалог с ребенком, развивая в нём способность мыслить через вовлечённость в игру, опираясь на опыт английского детского фольклора. Поэзия не предполагает прямой назидательности, должна отвечать актуальным детским потребностям и интересам, а также соответствовать критериям детского мироощущения и детской речи. Поэзия должна давать ребёнку возможность познания жизни, в игровой форме знакомя его с новым. Ребенок должен восприниматься как развивающаяся личность, жадная до новых знаний.

К.И. Чуковский излагает «тринадцать заповедей» для начинающих детских поэтов, концентрируясь на  поэтике, уделяя большое внимание ритму и стилю детской поэзии.  К. Чуковский говорит об обязательной образности и действенности, которыми должна обладать поэзия для детей. Образы должны быстро и динамично сменять друг друга, как в калейдоскопе. Слова для детей должны быть основными носителями смысла. Стих должен носить игровой характер

Значимый вклад в развитие детской поэзии внесли Поэты-Обэриуты, обогащая её интересом к числам и числовым действиям (стихотворения выстраиваются как целые математические примеры), атмосферой весёлого абсурда, которая воплощала свободу игры, безудержную детскую фантазию; в их поэзии появляется синтез текста и картинки.

 

Вторая глававключает три параграфа, в каждом из которых идет подробный анализ проблематики и поэтики творчества М. Рупасовой, А. Орловой, А. Игнатовой. В ходе работы были сделаны следующиевыводы:

Современная детская поэзия многогранна. Разнообразие тенденций детской поэзии осмысляется такими учёными, как З. А. Гриценко, О. C. Cемагина, Е. Тиновицкая, А. А. Соловьева, А. Н. Губайдуллина и др.  Исследователи отмечают игру на всех уровнях текста, большее ритмическое разнообразие, усиление психотерапевтических функций, гротескность.Современная поэзия для детей охватывает круг недетских тем: это связанно с так называемым «овзрослением» литературы для детей, когда мышление ребенка активно интегрируется в мир взрослых. С некоторых тем снимается табу: в детской поэзии писатели затрагивают темы смерти и грусти, старости, болезни, страха. Вместе с тем, авторы не забывают о самой природе детского в ребенке, ориентируя его на позитивное, оптимистическое восприятие мира.

Подробно исследовав лирику М. Рупасовой, А. Орловой и А. Игнатовой, мы выявили ряд особенностей их поэтики.

-В поэзии М. Рупасовой внимание к «детскому слову» проявляется в имитации детской устной речи, что обуславливает обилие авторских неологизмов. К примеру, их нагромождение видим в стихотворении «Битва магов»:  Встанет Петя /На кроватке, /Обзовёт кого-нибудь, /Ущипнет,/И сразу спальня /Превращается в скакальню, /В куваркальню, /И оральню, /И подушками кидальню» (так отражается момент «чудесного» превращения спальни в помещение, наполненное шумом и гамом детей, не желающих засыпать). В другом стихотворении видим конструкцию «я вас буду отругатель» , которая намеренно не подчинена правилам синтаксиса и грамматики. Это стилизация детской речи («отругатель» - неологизм, совмещающий функцию действия по глаголу «отругать» и деятеля за счёт суффикса –тель), кроме того, нарушение грамматического строя, правильной сочетаемости слов отражает идею непокорности детского сознания привычным рамкам взрослого мира.

- Наряду с озорством в ее поэзии появляются оттенки светлой грусти, которая учит ребенка быть восприимчивым к окружающему миру (эта особенность выделяет М. Рупасову из ряда других современных детских поэтов). Новаторскими, но вполне отвечающими запросам времени и развитию современных детей становятся темы страха, смерти, философского восприятия действительности. Так, Тема страха появляется в стихотворении «Самовнушение»: Это шкаф./ А в нём – пальто, /А в пальто – совсем никто./ И не двигаются /Два/ Рукава./Рукава его /Пусты, /А ещё – /У ворота /Пуговка отпорота. /И никто-никто-никто /Не сидит /Внутри /Пальто. В этом стихотворении ребенок пытается заговорить свой страх, что отражается в нарочитом усилении словосочетания «совсем никто» (лексическая избыточность). Боязнь неодушевленного преодолевается через отрицание его одушевленности: рукава пальто пусты, а у ворота отпорота пуговка. Таким образом, ребенок самостоятельно, благодаря самовнушению, учится побеждать свои страхи.

Освещая тему смерти в детских стихах, Маша Рупасова, безусловно, избегает тяжёлой, мрачной траурности, но учит ребенка милосердию и сопереживанию. Таково стихотворение «Кошке пора»: Наша старенькая кошка /Потеряла /Аппетит./Маме кажется, /Что кошка/Этой ночью /Улетит. /Очень старые коты /Не боятся высоты /И летают / Выше неба, /Распушив свои хвосты. /Солнце греет им бока, /Наливает молока, /И перинки есть у кошек – /Золотые облака. /Кошкам в небе хорошо.

Переход между жизнью и смертью описывается как метафорический, как переход между землей и небом. Приметой скорой кончины старой кошки становится вполне реальный факт: потеря аппетита. В этом стихотворении ребенок напрямую сталкивается с предощущением скорой смерти любимого существа – домашней кошки. Это ещё не сама смерть, но её предчувствие. Взрослый стремится обрисовать ребёнку дальнейший ход событий в форме сказки: кошка улетит на небо, потому что «кошкам в небе хорошо», «солнце греет им бока», «и перинки есть у кошек – золотые облака». Смерть – это всего лишь часть круговорота жизни, что вполне соответствует взрослым представлениям. То, что должно вызывать у ребёнка слёзы, оборачивается лишь восприятием грустного, сказочного мотива.

- Лейтмотив поэзии М. Рупасовой – гармоничное взаимодействие мира ребенка с миром взрослого: мир ребёнка в пересечении с миром взрослых становится парадоксальным, что проявляется в необычной, непривычной сочетаемости слов, допускаемой автором (оксюморонах). Это отражено также в необычной, непривычной сочетаемости слов, допускаемой автором: «Неподвижное время» (оксюморон), «Тоска уезжает» (олицетворение).

-Зачастую в заглавия стихотворений часто выносятся слова, относящиеся к категории отвлеченных существительных. Они обозначают различные абстрактные понятия, качества, действия. К примеру, таковы стихотворения с «Самовнушение», «Память», «Неподвижное время», «Благосклонность», «Страсть», «Усталость». Такие понятия, как «самовнушение», «память» - из мира взрослых, но не из мира детей. Это сложные, многогранные понятия, которые может воспринять умный, ментально развитый ребенок. Мария Рупасова идёт дальше: в названиях стихотворений используются и вовсе бесплотные, неосязаемые категории ментально-чувственного порядка – «Задумчивое», «Подозрительное», «Не дыша», «Гамак внутри». Таким образом, граница между «взрослым» и «детским» окончательно стирается. Зачастую интроспекция ─ взгляд внутрь глубинных психологических переживаний ─ становится здесь основным приёмом понимания ребенка. Отсюда следует, что маленький человек ощущает мир так же, как взрослый; он связывает материальное с нематериальным, трудно выразимым, его душа трепетна, восприимчива, чувствительна.

- по-новому раскрываются категории времени и памяти: памятью обладают не только люди, но и неодушевленные предметы. Например, памятью о лете может быть наделена еда - котлета, «которая помнит чёрную-чёрную-чёрную полночь, когда нас покинуло лето» («Память»). Таким образом, ребёнок создаёт нетривиальные связи обыденного и философского: повседневному придаётся внезапная глубина. Мир ребёнка, в отличие от мира взрослого, не скован условностями: в нём сочетается несочетаемое (Мне / подогрели / Котлету, /Старую, летнюю эту). При существительных появляются неожиданные эпитеты (летняя котлета, транспортная колыбельная и т.п.). Время течёт то медленно, то быстро, его рамки постоянно смещаются, то растягиваясь, то сжимаясь, оно также может замирать, стоять на месте («Неподвижное время»).

В лирике А. Орловой ребенок, созерцая, познаёт природу, радуется контакту с ней, каждому новому дню и новым впечатлениям. Он словно бы сливается с природой, познавая через неё самого себя. Это развивает в детском сердце особую нежную чувственность ко всему живому, учит мягкости, любви и добру. Новое авторское звучание приобретают традиционные фольклорные мотивы (А. Орлова ориентируется на особенности «телесного контакта» совсем маленьких детей, ещё не умеющих говорить, на познание маленьким ребенком окружающего мира посредством восприятия образов, прямого тактильного контакта с природой). Яркими художественными особенностями стиля поэта становятся яркая метафоричность (обилие зооморфных метафор); использование аллитераций. Иногда стихотворный ритм становится прерывистым, уподобляясь восторженному состоянию ребенка; ребенок отождествляет себя со всем вокруг - с природными стихиями – ветром, водой, землей;

Особенностью детской поэзии А. Игнатовой становится многотемность: важна установка на познавательность и увлекательность. Для поэтического стиля А. Игнатовой характерны краткость и лаконичность; наличие неожиданных приключенческих поворотов в сюжете; слияние драматургии и лирического начала. Также значительное место отводится теме природы (автор знакомит ребенка с экзотическими животными, посвящая многим из них отдельные стихотворения, которые сопровождаются пояснительной справкой). Это расширяет кругозор маленьких читателей, обостряет наблюдательность посредством акцента на мелких значимых деталях, воспитывает в детях пытливость.

Творчество трех поэтесс - это три грани современной детской поэзии. Но все они тяготеют к классической традиции, заданной в начале века творчеством Корнея Чуковского, Саиуила Маршака.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.