Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Компетентностно-ориентированные задания



        Компетентностно-ориентированные задания

                     к экзамену  по «Методике обучения литературе»

                                          4 курс ОЗО

 

1. Задание:Составьте модель урока литературы по изучению стихотворения С.А. Есенина «Белая береза» в 5 классе, обозначив тему, цели, оборудование к уроку, отразив все его этапы. Составьте систему вопросов на различные сферы восприятия и интерпретации стихотворения школьниками, в том числе сравнительного анализа со стихотворением А.А. Фета "Печальная береза». Какова функция сравнительного анализа?

 

С.А. Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря лениво

Обходя кругом

Обсыпает ветки

Новым серебром.

 

 

А.А. Фет

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

 

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

 

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу с ветвей.

 

2. Задание: Проанализируйте программу по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 5-7 классов. Какое место в них занимают произведения детской литературы? Какова их воспитательная направленность?

 

3. Задание:  Создайте письменную рецензию на учебник литературы для 7 класса под редакцией В.Я. Коровиной, воспользовавшись следующим планом:

 1. Выходные данные учебника.

 2. Структура учебника, состав художественных текстов.

 3. Научность содержания.

 4. Доступность содержания.

 5. Практическая направленность.

 6. Учебно-методический и справочный аппарат.

 7. Полиграфическое оформление учебника.

 

4. Задание: Составьте модель урока литературы по изучению стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк» в 9 классе, обозначив тему, цели, оборудование к уроку, отразив все его этапы. Составьте систему вопросов на различные сферы восприятия и интерпретации стихотворения школьниками, в том числе сравнительного анализа со стихотворением А.С. Пушкина "Пророк». Какова функция сравнительного анализа? Какие виды комментариев Вы будете использовать на уроке?

 

М.Ю. Лермонтов «Пророк»

 

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

 

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

 

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

 

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

 

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

 

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

 

Смотрите ж, дети на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

 

А.С. Пушкин «Пророк»

 

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, -

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы.

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, -

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

 

 

5. Задание: Проанализируйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке литературы в средних и старших классах, представленные в «Вариантах примерного тематического планирования уроков литературы в 5-11 классах», составленных авторами программы под редакцией В.Я. Коровиной. Отметьте степень их продуктивности.

 

6. Задание: Составьте примерное тематическое планирование (систему уроков) по разделу «Тихая моя Родина» в 7 классе (программа под редакцией В.Я. Коровиной), сопроводив необходимыми комментариями.

 

7. Задание: Проанализируйте, исходя из требований к современному уроку, урок литературы в 5 классе, краткий конспект которого приведен в задании (приводится по книге: Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Методика обучения литературе: практикум. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С.89-90); предложите свой вариант построения урока.

 

Тема урока: «Русские народные сказки», 5 класс.

Тип урока: урок-соревнование.

Цели урока: 1) самоопределение учеников по отношению к содержанию изучаемого раздела; 2) составление распределенного по ролям пересказа материала; 3) подготовка в форме групповой работы и демонстрация подготовленного образовательного продукта.

Материалы к уроку: книги со сказками; карточки с алгоритмическим заданием.

Главная проблема урока: существует ли общая основа русских народных сказок?

Этапы урока:

1. Учитель комментирует заранее записанные

на доске названия сказок и предлагает детям выбрать для себя сказку и войти в группу, которая будет готовить ее пересказ (2 мин.).

2. Дети распределяются по группам, рассаживаются в указанные учителем места, берут книги с выбранными сказками и приступают к групповой работе (8 мин.).

3. Каждой группе вручается карточка с алгоритмическим заданием, в котором описан порядок работы: выберите лидера; прочитайте сказку; решите, как вы будете ее пересказывать: по ролям, по очереди, свой вариант; запланируйте свое выступление; выступите перед классом, ответьте на вопросы. Группы работают по предложенному плану (10 мин.).

4. После групповой работы каждая группа пересказывает «свою» сказку. Остальные слушают и задают вопросы (15 мин.).

5. Создается жюри (от каждой группы делегируется по одному человеку), которое выбирает наиболее понравившуюся сказку и самый выразительный эпизод из нее. Остальные в это время выполняют рефлексивное задание в группах: написать свой ответ на вопрос: что я увидел общего в русских народных сказках? (5 мин.).

6. Жюри объявляет результат. Лучший эпизод еще раз прочитывается и анализируется (5 мин.).

7. Формы контроля и оценка результатов урока: Наблюдение учителя за самоопределением учеников, их групповой работой, качеством пересказа; найденной формой пересказа; анализ рефлексивных ответов учеников.

8. Задание на дом: составить свою «народную» сказку, используя общие особенности русских народных сказок.

 

8. Задание: Разработайте фрагмент урока литературы в  5 классе на тему «Стихотворения поэтов XIX века о родной природе» с использованием Интернет-презентации (программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной).

 

9. Задание:Назовите основные типы уроков внеклассного чтения. Составьте модель урока внеклассного чтения в 5 классе на тему «Басни И.А. Крылова». Прокомментируйте предложенные Вами виды деятельности учащихся на уроке.1

10. Задание: Составьте систему вопросов и заданий на различные сферы восприятия, понимания и интерпретации учащимися сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» в 5 классе. Предложите формулировку темы, укажите цели, оборудование, теоретико-литературные понятия, которые осваиваются на уроке (программа под редакцией В.Я. Коровиной)

11. Задание:Составьте Памятку для учащихся и план (схему) работы над образом литературного героя эпического произведения в средних классах. Разработайте фрагмент урока по организации работы школьников над характеристикой персонажа в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» в 7 классе (программа под редакцией В.Я. Коровиной) или другого произведения по выбору студента.

 

12. Задание: Какова роль внеклассной и внешкольной работы по литературе в приобщении учащихся к чтению? Назовите виды внеклассной и внешкольной работы по литературе, утвердившиеся в учительской практике.

Разработайте план работы литературного кружка для учащихся 5-6 классов. Придумайте название и тематику занятий.

13. Задание: Составьте модель урока литературы по изучению стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» в 8 классе, обозначив тему, цели, оборудование к уроку, отразив все его этапы. Составьте систему вопросов на различные сферы восприятия и интерпретации стихотворения школьниками, в том числе сравнительного анализа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Челнок». Какова функция сравнительного анализа?

 

М.Ю. Лермонтов «Парус»

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

 

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

 

М.Ю. Лермонтов «Челнок»

По произволу дивной власти

Я выкинут из царства страсти,

Как после бури на песок

Волной расшибенный челнок.

Пускай прилив его ласкает, -

В обман не вдастся инвалид;

Свое бессилие он знает

И притворяется, что спит;

Никто ему не вверит боле

Себя иль ноши дорогой;

Он не годится – и на воле!

Погиб – и дан ему покой!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.