Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Введение. Историография



Введение

Наличие в истории человечества страниц, когда территории населённые одной этнической или этноконфессиональной группой оказывались в составе различных государственных образований, встречаются достаточно часто. Попытка их объединения это всегда сложный процесс, пёстрый на варианты и способы объединения, каждый из которых имеет своих союзников и противников.  К таким сюжетам относится и история славянских народов. За свою тысячелетнюю историю с ними происходили различные метаморфозы, которые к XVII веку приобрели определённый вид. С этого времени их положение приобрело статус-кво, которое не имело тенденцию к коренному изменению. Сами славянские народы это ситуация не устраивала. С XVII же века начинают появляться первые измышления о необходимости политического объединения, для борьбы с германским или османским игом. Однако, в полной мере подобные взгляды начали оформляться только в конце XVIII века, приобретя после Наполеоновских войн чёткую форму, получившего названия Панславизма.

Изучение темы национальной идеологии всегда являются острыми. В них трудно переплетены мифы и реальность, интересы разных групп, а также политика.

Историческая наука и общественная мысль не успели в полной мере рассмотреть данный процесс. Это связанно с тем, что когда движение панславизма потухло и это явление стало завёршённым, т.е. открытым для изучения, рефлексии помешали политические события. В XX веке практически все славянские народы оказались составе социалистических государств, для которых национальные сюжеты были не интересны, и кроме того, изучать их было опасно. Эта ситуация изменяется в конце XX века, что открывает новые возможности исследователям коснуться ранее не изученных проблем. Данный процесс начался сравнительно недавно, о чём говорит ситуация в историографии. Существует несколько общих работ по панславизму[1], но практически отсутствуют работы специальные. Одним из таких белых пятен является вопрос о региональной специфике движения, в том числе и России, что и является темой моей диссертации.

Таким образом, рассмотрение темы панславизма является актуальной, с научной стороны, в связи с её частичной и выборной проработкой исследователей, а с общественной стороны, в связи с попытками возрождения панславизма в XXI веке.

Историография

 

Объект выпускной диссертационной работы – панславистское движение.

Предмет работы – панславизм в Российской империи.

Цель работы – выявить специфические черты панславистского движения на территории Российской империи в XIX в.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1) определить особенности формирования политической и гражданской нации на территории Российской империи;

2) установить способы взаимного давления общества и правительство друг на друга в "славянском вопросе";

3) проследить взаимоотношения российского и мирового панславизма;

Территориальные рамки исследования ограничиваются территорией Российской империи, в первую очередь внутренними губерниями европейской части страны и территорией Украины.

Хронологические рамки исследования – от 1820-ых годов до конца XIX века. Нижняя хронологическая граница определяется появлением зачатков панславистской мыли в России, т.е. славянофильства. Верхняя граница определяется упадком панславистского движения и его переориентацией на новые идеалы, лёгшие в основу движения неославизма.

Методологическую основу исследования будет составлять принцип историзма, предполагающий рассмотрение всякого явления в его становлении и развитии, в его конкретно-исторической обусловленности. В данной работе он необходим для выявления процесса зарождения панславистской мысли в Российской империи, а также ее дальнейшей эволюции на протяжении XIX века, с учетом тех условий, в которых она происходила.

В работе будут использованы историко-генетический и историко-сравнительный методы. Первый дает возможность выявить истоки рассматриваемого явления, конкретных форм славистской мыли в России, а также их генезис. Второй – охарактеризовать общие тенденции в развитии русского панславизма в разные периоды и отметить отличия, что позволит проследить их эволюцию.

В работе предполагается использование комплексного подхода к источникам. Это подразумевает сопоставление информации, содержащейся в разных источниках, для установления ее достоверности.

К числу методологических вопросов относятся вопросы терминологии. Современные представления о славянской общественной мысли, отличаются от представлений её современников. Поэтому, нужно дать четкое определение термину «панславизм», которым мы будет пользоваться на протяжении всей работы. Панславизм – это идеология, сформировавшаяся в странах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Истоки этой мысли уходят в XVI век. О полноправнов появление движения можно говорить с окончанием Наполеоновских войн. Под русским панславизмом мы пониманием общественную мысль, рассуждающую о славянском единение, находящуюся в контексте развития мирового панславизма, но имеющую отличительные региональные черты. Выявление содержания этих отличий является главной целью этого исследования.

 

Источниковая база диссертационной работы состоит из нескольких групп источников. Центральное место среди них занимают нарративные источники. Среди них можно выделить творчество славянофилов: А.С. Хомяков «Семирамида», И.В. Киреевский «Духовные основы русской жизни» и т.д.

В основу структуры работыположен проблемно-хронологический принцип. Выпускная диссертационная работа будет включает в себя три главы, в которых рассматриваются основные этапы в развитии русской панславистской мысли.

 


[1] Григорьева А.А. Панславизм: идеология и политика. Иркутск, 2013; Французова О. А. Панславизм и идеи всеславянства в трудах чешских консерваторов первой половины XIX в. // Славянский сборник: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 14. — Саратов: ИЦ «Наука», 2016. — С. 53—58; Рокина Г. В. О Трактате Л. Штура «Славянство и мир будущего» (Канун Съезда 1867 г.) Российская академия наук. Лексографический семинар кабинет «Славянский мир» Славянское движение XIX—XX веков: съезды, конгрессы, совещания, манифесты, обращения. — М., 1998. — С. 73—94 и т.д.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.