|
|||
ВОКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬВОКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
1. Акцент –(лат. accentus – ударение) – выделение, подчёркивание звука или аккорда за счёт усиления звучания и с помощью ритмического (синкопа), агогического, тембрового выделения звучания. Обозначается знаком: > 2. Артикуляционный аппарат–система органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К ним относятся: · голосовые связки; · язык; · губы; · зубы; · глотка; · мягкое нёбо; · твёрдое нёбо; · нижняя челюсть; · верхняя челюсть.
3. Артикуляция – (лат. articulo – расчленяю) –работа органов речи, необходимая для образования звуков. 4. Атака (фр. attaque – нападение) –в вокальной методике означает начало звука. Различают три вида атаки. Певец должен владеть всеми видами атаки, употребляя их в зависимости от выразительных задач. -Твёрдая атакахарактеризуется плотным смыканием голосовых связок до начала звука и их быстрым размыканием под влиянием поднятого подсвязочного давления (звук точный по высоте, яркий, энергичный, при утрировке - жёсткий). -При придыхательной атакеголосовые связки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создаёт своеобразное придыхание (звук не сразу достигает полноты звучания и точной высоты, голос несколько теряет чистоту тембра, яркость, энергию, опору). -Мягкая атакахарактеризуется одновременностью смыкания голосовых связок и посыла дыхания (обеспечивает чистоту интонации).
5. Вибрато- легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта. 6. Глиссандо (итал. glissando, от фр. glisser – скользить) – исполнительский приём, заключающийся в переходе с одного звука на другой посредством плавного скольжения, без выделения отдельных промежуточных ступеней. 7. Голосовой аппарат– система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. В неё входят:
· органы дыхания; · гортань с заключёнными в ней голосовыми связками; · артикуляционный аппарат; · носовая и придаточная полости.
8. Гро́улинг или гро́ул (от англ. growling — «рычание») — прием пения c расщеплением связок в некоторых экстремальных музыкальных стилях, в основном в блэк-, дэт- и дум-метале, а также в грайндкоре и дэткоре. 9. Йодль - Особая манера пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков. 10. Мелимы- мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами. 11. Опора – термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука и манеры звукообразования. 12. Певческие ощущения - ощущения, которые помогают певцу в контроле за голосообразованием (контроль через слух, через ощущение резонаторных, т.е. вибрационных, проприоцептивных, т.е. идущих от суставов, связок и мышц, подсвязочного давления и струи вытекающего воздуха). 13. Постановка голоса – процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования (для пения, сценической работы, ораторской речи). 14. Регистр-участок диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, характеризующийся единым тембром 15. Резонаторы – полости в голосовом аппарате, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр. Они обладают собственным тоном, высота которого зависит от размеров резонатора. 16. Филировка(фр. filer un son – тянуть звук) – умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот. Наличие навыка филировки – показатель правильности и естественности звукообразования. 17. Форсирование (фр. force - сила) – пение с чрезмерным напряжением голосового аппарата, нарушающее тембровые качества голоса, естественность звучания. 18. Фразировка(нем. phrasierung) – смысловое выделение музыкальных фраз при исполнении музыкального произведения
|
|||
|