|
|||
Эпические образы в музыке. ОПЕРА «САДКО»
Эпические образы в музыке Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах. Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах. Воплощение содержания, связанного с величественными, крупными историческими или мифологическими событиями, рождает эпические образы. Они требуют длительного и неспешного развития, могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита. Одним из ярких произведений, пронизанных эпической образностью, является опера-былина «Садко» Н. Римского-Корсакова. Именно русские былины, ставшие источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают ей эпический характер и неторопливость музыкального движения. Об этом писал и сам композитор в предисловии к опере «Садко»: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т. п. Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями». Не только либретто, но и музыка оперы несёт печать особенностей былинного стиха. Действие начинается издалека, с неторопливого оркестрового вступления, носящего название «Окиан-море синее». Окиан-море числится в списке действующих лиц как царь Морской, то есть вполне достоверный, хотя и мифологический персонаж. Среди героев различных волшебных сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной царь — персонаж баллады Шуберта. Однако как по-разному показаны эти сказочные герои, представляющие два совершенно различных вида музыкальной образности!
Вспомните начало баллады Шуберта. Стремительное действие захватывает нас уже с первого такта. Стук копыт, на фоне которого звучит взволнованная речь героев, придаёт музыкальному движению характер смятения, нарастающей тревоги. Таков закон развития драматических образов. Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с «Лесным царём» (как мальчик полюбился Лесному царю и был силой взят в лесное царство, так Садко полюбился Морской царевне и был погружён на дно «окиан-моря»), имеет иной характер, лишённый драматической остроты. Б. Кукулиев. Садко в подводном царстве Недраматичность, повествовательность музыкального развития оперы также выявляется уже в первых её тактах. Не протяжённость сюжета представлена в музыкальном образе вступления «Окиан-море синее», а поэтическая прелесть этой волшебной музыкальной картины. Игра морских волн слышится в музыке вступления: сильной, могучей, чарующе-фантастической. Неторопливо, словно любуясь собственными красками, переливается морская вода. В опере «Садко» с её образом связана бо́льшая часть сюжетных событий, и уже из характера вступления видно, что будут они не трагическими, наделёнными острыми конфликтами и столкновениями, а спокойными и величавыми, в духе народных былин. Таково музыкальное воплощение различных типов образности, характерной не только для музыки, но и для других видов искусства. Лирические, драматические, эпические образные сферы имеют свои собственные содержательные особенности. В музыке это отражается в различных её сторонах: выборе жанра, масштабе произведения, организации выразительных средств. О своеобразии главных особенностей музыкальной трактовки содержания мы будем говорить во второй части учебника. Потому что в музыке, как ни в каком другом искусстве, содержателен каждый приём, каждый, даже самый мелкий, штрих. И порой совсем незначительное изменение — иногда одной-единственной ноты — может в корне менять её содержание, её воздействие на слушателя. Эпические образы в музыке. ОПЕРА «САДКО» Садко (былина) - читаетА. Водяной https://www.youtube.com/watch?v=gB6evXF5fK8 Вступление к опере «Океан море синее» https://www.youtube.com/watch?v=moFg22eFjMc Колыбельная Волховы https://www.youtube.com/watch?v=4L8pZSLPv_w Ария САДКО https://www.youtube.com/watch?v=HO62dazRBao Вопросы и задания 1.Какое из слов — экспонирование или развитие — в большей степени характеризует воплощение эпического образа в музыке? Объясни на примере Вступления к опере Н. Римского-Корсакова «Садко». 2.Почему при создании оперы «Садко» композитор использовал подлинные былины и песни? 3.Выразительно прочитай фрагмент из былинного стиха, приведённого на с. 52. В чём заключаются его характерные особенности? 4.Во время прослушивания Вступления обрати внимание на средства музыкальной выразительности, в частности на музыкальную гармонию и оркестровку. Каков ритм гармонических смен — быстрый или медленный? Объясни, с чем это связано. Какие инструменты струнной смычковой группы выделяются в звучании оркестра? Что изображают эти инструменты? 5.Как связан характер музыкального образа (лирического, драматического, эпического) с выбором жанра, масштаба произведения, организации средств музыкальной выразительности? Построй свой ответ на материале произведений, изученных в разделе «Музыкальный образ». 6.В Дневнике музыкальных размышлений заполни таблицу «Художественные образы в произведениях искусства».
|
|||
|