|
|||
Название дисциплины: «ОП.04 Материаловедение»1. Название дисциплины: «ОП.04 Материаловедение» 2. Номер группы: ТОР 20-1 Т 3. Форма и дата занятия: комбинированное, практическое, 26.11.2020 4. ФИО преподавателя: Гумерова Сабарчан Шамсулеймановна soja1984renat@mail.ru,вк: 89526782142, https://vk.com/public194376261 5. Срок выполнения (сдачи) задания 27.11. 2020г 1.Тема: Резиновые материалы 1. Тема урока: «Организация экономного использования автомобильных шин. Увеличение срока службы шин за счет своевременного и качественного ремонта» 2.Лабораторная работа № 8 «Изучение методов ремонта автомобильных шин» Теоретический материал 1. Своевременный и качественный ремонт автомобильных шин позволяет увеличить срок их службы, снизить затраты на шины, а также повысить безопасность движения автомобилей. Различают два способа ремонта шин — восстановление изношенного протектора и ремонт местных повреждений. В процессе работы шины, особенно на неблагоустроенных дорогах, не исключается возможность механического повреждения (проколы, порезы, разрывы) ее протектора, каркаса и боковин, причем общее состояние такой шины может быть хорошим и пробег с начала эксплуатации небольшим. Своевременное устранение такого повреждения позволяет восстановить работоспособность шины и предотвратить ее прогрессивное разрушение. Стоимость ремонта механического повреждения шин невысокая, как правило, не превышает 10% стоимости новой шины, а пробег после качественного ремонта значительный. Часто такие шины отказывают в работе вследствие износа протектора или по другой причине, не -связанной с отремонтированным местом. Поэтому стоимость ремонта шины, отнесенная к ее пробегу после ремонта, в 2—8 раз ниже стоимости новой шины, отнесенной к ее норме пробега, что указывает на высокую экономическую эффективность ремонта причем более эффективен ремонт шин с мелкими повреждениями. Если механические повреждения протектора, каркаса или боковин шины являются случайными и их может не быть, то истирание протектора следует рассматривать как закономерное и неизбежное явление. У шин современных конструкций износ протектора наступает раньше, чем износ каркаса. В связи с этим наблюдается тенденция увеличения относительной износостойкости каркаса. Последнее объясняется применением для каркаса высокопрочного корда и резин, коренным усовершенствованием его конструкции, а также увеличением сети благоустроенных дорог. Кроме того, повышение скоростей движения, мощности тормозной системы и динамических качеств автомобилей усложняет условия работы прежде всего протектора шины. Таким образом, продление срока службы шин путем наложения нового протектора взамен износившегося является реальной и перспективной возможностью. Это позволяет также снизить затраты на эксплуатацию шин, так как стоимость наложения нового протектора равна не более 30% стоимости новой шины, а послеремонтный пробег выше 30—35% пробега новой шины. Ремонт автомобильных шин в нашей стране непрерывно развивается. В ряде случаев за счет восстановительного ремонта удовлетворяется 30% потребности новых шин. Однако в связи с ростом парка эксплуатируемых шин увеличивается также их количество, требующее ремонта местных повреждений. Ремонт выполняют специализированные шиноремонтные заводы и станции технического обслуживания автомобилей, причем наложением нового протектора занимаются специализированные шиноремонтные предприятия. В нашей стране предусмотрены меры по материальному стимулированию предприятий и организаций за выполнение и перевыполнение плана сдачи шин, пригодных для восстановления, за увеличение пробега восстановленных шин. Однако не все отказавшие в работе покрышки и камеры целесообразно ремонтировать. Покрышки и камеры, имеющие дефекты, устранить которые невозможно или слишком дорого, не ремонтируют. К таким дефектам относятся: вытянутые борта и поломанная проволока в бортах, кольцевое разрушение или излом внутренних слоев каркаса, разрушение покрышки в результате длительного воздействия нефтепродуктов или других веществ, вызывающих набухание резины. Нецелесообразно ремонтировать покрышки с явными признаками старения резины (затвердение или растрескивание в виде мелкой сетки или глубоких трещин). При отсутствии указанных дефектов вопрос о целесообразности ремонта шины решается в зависимости от характера и стоимости ремонта. Так, при ремонте методом наложения нового протектора к техническому состоянию шины предъявляются более высокие требования, чем при ремонте местных повреждений. Ремонт шин методом наложения нового протектора (восстановительный ремонт) подразделяется на две группы. К первой группе относятся шины, не имеющие сквозных повреждений (за исключением проколов), и ко второй — шины, имеющие сквозные повреждения каркаса. В технических условиях на шины, пригодные к восстановительному ремонту, указываются допустимые для первой и второй групп ремонта характер, количество, размер и расположение повреждений. Требования к шинам первой группы выше, чем к шинам второй. Ремонт шин с местными повреждениями подразделяется на первый и второй виды. Распределяются шины на два вида ремонта в зависимости от наличия, количества, размеров и расположения сквозных повреждений, внутренних и наружных повреждений корда каркаса, порезов, разрывов, износа покровных резин, проколов каркаса. Камеры с затвердевшей резиной, дающей при изгибе трещины, не ремонтируют. Ремонту не подлежат также камеры с резиной, поврежденной ободом колеса и пропитанной нефтепродуктами и другими веществами, разрушающими ее. Технологический процесс ремонта шин в основном состоит из подготовки к наложению ремонтных материалов, наложения ремонтных материалов и вулканизации. Схема технологического процесса ремонта автомобильных шин методом наложения протектора при наличии местных повреждений приведена на рис. 1. Из схемы видно, что после шероховки изношенного протектора у покрышек ремонтируют местные повреждения, а затем восстанавливают протектор. Если же применяют бандажные вулканизаторы, то перед наложением нового протектора производят вулканизацию местных повреждений. Покрышки после ремонта должны удовлетворять техническим условиям на отремонтированные шины. Не допускаются не отремонтированные места, складки на поверхности наложенного пластыря,, вздутия, пузыри на отремонтированном участке местного ремонта или покровных резин, нарушения профиля и размеров покрышки, деформирование бортов с расслоениями, местный отрыв или отслоение наложенных шиноремонтных материалов, в том числе расхождение стыка нового протектора, расслоение каркаса, пористость и губчатость и др. На отремонтированные шины установлены гарантийные нормы пробега после ремонта, которые дифференцированы в зависимости от характера ремонта, типа шины и условий эксплуатации. Так, например, для первой группы восстановления шин диагональной конструкции гарантийные нормы колеблются от 20 до 34 тыс.км. Последние относятся к шинам, эксплуатируемым на автобусах средней и большой вместимости. Для крайних южных, северо-восточных и северных районов страны (согласно установленному списку) и для тяжелых условий эксплуатации (рудники, карьеры, лесоразработки, рудо разработки и промыслы) установлены сниженные гарантийные нормы пробега против указанных (соответственно 13—25 тыч.км). Претензии на недопробег восстановленных шин шиноремонтные предприятия принимают в течение 1,5 лет со дня восстановления при условии предъявления карточки учета работы шины. В случае вины шиноремонтного предприятия последнее возмещает стоимость недопробега или безвозмездно ремонтирует шину. Установлены также гарантийные нормы на шины, подвергшиеся местному ремонту, в зависимости от вида ремонта, типа шин и условий эксплуатации. На боковине или плечевой зоне восстановленной покрышки или бескамерной шине обозначаются* наименование или товарный 8нак предприятия, производившего восстановление, группа восстановления, дата восстановления (месяц и год), балансировочная метка (для покрышек, подлежащих балансировке). Технологический процесс ремонта камер также состоит из подготовки поврежденных участков к наложению заплат, наложения заплат и вулканизации. Отремонтированная камера должна быть герметична; заплаты должны быть плотно привулканизированы и не должны иметь пузырей и пористости; твердость их должна быть такой же, как твердость камеры; края заплат и фланцев не должны иметь утолщений и отслоений; резьба корпуса вентиля должна быть исправной.
Лабораторная работа№ 8 «Изучение методов ремонта автомобильных шин» Цель работы Изучить технические характеристики оборудования, оснастки и инструмента, применяемых ремонте шин и камер, приобрести навыки в проектировании данных операций и выполнении работ по устранению дефектов шин Оборудование, оснастка и материалы Лабораторный стол-верстак, вулканизатор настольный для легковых автомобилей, борторасширитель, электродрель T-TEC, Пистолет пневматический, набор шероховального инструмента, набор вспомогательного инструмента, набор материалов для экспресс-ремонта шин, набор расходных материалов, технологические инструкции Дефектные детали и узлы Шины легковых автомобилей камерные и бескамерные, камеры. Приобретение навыков выполнения работ по восстановлению шин и камер Изучение технологии ремонта шин методом горячей вулканизации Используйте защитные очки! 1.Обработайте зону повреждения с внутренней и наружной стороны очистителем Ликвид Баффер и с помощью скребка удалите загрязнения. 2. Вырежьте поврежденную резину ножом или колпачковым. Удалите поврежденные концы корда. При ремонте беговой дорожки удалите ослабевшую, поврежденную или ржавую проволоку брекера кусачками. 3. Скруглите окончания трещин при помощи острого штифтового шерохователя или специально заточенной трубки. 4. Обработайте воронку повреждения в зоне стального корда с помощью отрезного диска или шлифовального конуса и затем обработайте поверхность резины с помощью шероховального кольца так, чтобы получилась воронка в форме чашки. 5. Замерьте размер повреждения. При ремонте диагональных шин найдите число PR (число слоев корда), обозначенное на боковой стенке шины. Выберите нужный пластырь в соответствии с действующими таблицами и отметьте номер пластыря на шине мелом. Для расчета времени вулканизации замерьте максимальную толщину стенки в месте повреждения и сделайте отметку на поверхности шины. 6. Для правильной установки термопластыря проведите на внутренней стороне шины по центру места ремонта вспомогательные линии в радиальном и осевом направлениях . При ремонте боковины диагональных шин необходимо использовать специальные боковые пластыри с индексом “Б”, которые позволяют устанавливать их ближе к краю борта. Для удобства работы разведите борта шины при помощи борторасширителя. 7. Нанесите по центру каждой из сторон пластыря вспомогательные линии. 8. Установите термопластырь (стрелкой в направлении края борта) на внутреннюю сторону шины в месте повреждения так, чтобы вспомогательные линии на шине и пластыре совпали. Обведите термопластырь по контуру с припуском 5-10 мм 9. На внутреннюю поверхность шины в месте ремонта необходимо аккуратно нанести очиститель Ликвид Баффер на площадь, большую, чем выбранный термопластырь, аккуратно удалите загрязнения с помощью скребка. При этом избегать попадания Ликвид Баффера на поверхность обработанной воронки. 10. Обработайте шину внутри размеченного участка с помощью контурного круга или круглой металлической щетки.При ремонте бескамерных шин необходимо полностью удалить рыхлый герметичный слой до слоя плотной резины. Внимание! Обработку производить очень осторожно, чтобы не повредить нити корда. 11. Удалите пыль и резиновую крошку внутри и снаружи шины в месте ремонта с помощью щетки-сметки или пылесоса. Не допускается очистка сжатым воздухом, содержащим масло или влагу. 12. Проверьте качество слоя резины на обработанном участке. Полностью удалите мягкие, скатывающиеся при их отдирании частицы резины. Внимание! Окончательно обработанная поверхность резины должна быть шероховатой (ни в коем случае не гладкой). Во время обработки не допускайте подгорания резины, для этого окончательную шероховку производите на малых оборотах инструмента (до 750 об/мин.) проволочной щеткой. 13. Равномерно нанесите на подготовленную для установки термопластыря поверхность шины первый слой термораствора . Время сушки – 60 минут (проба тыльной стороной пальца - прилипания не должно быть). 14. После высыхания первого слоя термораствора на поверхности шины нанесите второй слой. Время сушки второго слоя 15-20 минут (проба тыльной стороной пальца должно ощущаться легкое прилипание). Для отсчета времени используйте таймер. 15. Снимите защитную пленку со стороны адгезивной резины от середины примерно на 5-7см в обе стороны (защитную пленку с верхней стороны термопластыря необходимо оставить). 16. Снимите бортовой расширитель. Пластырь с освобожденной средней зоной наложить на место ремонта, совмещая вспомогательные линии на пластыре и шине. Прикатайте середину пластыря роликом. 17. Поочередно удалите обе части защитной пленки с пластыря. С усилием и без пропусков прикатайте всю поверхность пластыря прикаточным роликом. 18. При ремонте бескамерных шин, удаленный во время шероховки герметичный слой внутри шины вокруг термопластыря необходимо восстановить. Для этого нужно вырезать полоски сырой резины (1 мм) и прикатать их роликом по периметру пластыря с таким расчетом, чтобы перекрыть отшерохованную поверхность шины вокруг пластыря. 19. Нанесите на поверхность воронки два слоя термораствора. Время сушки – 60 минут (проба тыльной стороной пальца — прилипания не должно быть). После высыхания первого слоя нанесите второй слой. Время сушки второго слоя 15-20 минут (проба тыльной стороной пальца должно ощущаться легкое прилипание) . Для отсчета времени используйте таймер. Внимание! Для сокращения времени допускается нанесение первого слоя термораствора одновременно на поверхность под пластырь и на воронку повреждения. 20. Для заполнения воронки повреждения шины нарежьте полоски сырой резины (3мм) шириной 10-15 мм и нагрейте их на специальной плите. 21. Произведите последовательное заполнение воронки полосками из сырой резины (3мм), тщательно прикатывая их друг к другу при помощи прикаточного ролика, не допуская образования воздушных пузырей . 22. Обрежьте неровности ножом, при этом уровень сырой резины, заполняющей воронку, должен превышать общий уровень поверхности шины минимум на 3 мм для шин Л/А и 5 мм для шин Г/А. 23. Произведите вулканизацию места ремонта при помощи вулканизаторов обеспечивающих режим одновременной вулканизации пластыря и воронки повреждения. Время вулканизации шин при температуре вулканизации 140°С складывается из: - 30 минут для прогрева нагревателей - 5 минут на каждый миллиметр толщины шины с учетом толщины пластыря. - при ремонте тракторных и вездеходных шин с глубоким профилем необходимо увеличить время вулканизации на 50%. 24. После проведения режима вулканизации шина должна остыть под давлением до t = 90°С. 25. Демонтируйте отремонтированную шину с вулканизатора. 26. После вулканизации проконтролируйте качество отремонтированной поверхности. Поверхность резины в месте ремонта должна быть плотной, без воздушных пор. Наличие воздушных пор говорит о недостаточном давлении в процессе вулканизации. 27. Отшлифуйте внешнюю сторону места ремонта до уровня основной поверхности шины. Используйте инструмент для шлифования (арт. № 05 003; 05 004) (рис. 16). При шлифовке резина не должна тянуться и скатываться в комочки – это происходит в случае, когда резина недостаточно провулканизирована. Необходимо увеличить время вулканизации. 28. На камерных шинах присыпьте края пластыря безасбестовым тальком. 29. При ремонте беговой дорожки восстановите рисунок протектора с помощью нарезателя протектора. 30. Произвести монтаж шины на диск, накачать и проверить на герметичность. Соблюдайте требования инструкций по эксплуатации вулканизаторов! 9.5 Составление отчета с разработкой технологической карты 1. Закрепить правила оформления технологических документов; 2. Разработать операционную карту ремонта шины; 3. Выполнить организационно-техническое обслуживание рабочего места. 4. Предъявить преподавателю заполненный бланк отчета Контрольные вопросы и задания. 1. Каково содержание данной лабораторной работы? 2. Какое оборудование и оснастка применяется для вулканизаци шин и камер? 3. Каковы основные понятия и определения размерной точности? 4. Каковы основные понятия и определения точности посадки? 5. Как осуществляется сборка по методу групповой взаимозаменяемости? Источники 1. https://lektsii.org/13-55062.html 2. https://studfile.net/preview/5049933/page:23/
|
|||
|