|
|||
Тема 1. «Молчалины блаженствуют на свете».Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 1. «Молчалины блаженствуют на свете». I. Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина? Чтобы противопоставить глупого Молчалина (а так ли он глуп?) умному Чацкому и этим самым глубже показать «горе от ума». Многозначность понятия «ум». II. «Молчалины блаженствуют на свете». 1. Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «И награжденья брать, и весело пожить». 2. Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь ныне любят бессловесных». III. Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина? 1. Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера. 2. Как в отношениях с Фамусовым, Софьей, Лизой, Чацким раскрываются следующие особенности его характера: а) карьеризм; б) исполнительность, угодничество, бессловесность; в) умственная ограниченность, узость интересов; г) трусость, лицемерие, цинизм, подлость? IV. Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта? Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии; главная фигура, определившая конфликт между Софьей и Чацким; главное лицо в сцене катастрофы. V. Жалок или страшен Молчалин? Какие чувства он вызывает у вас? Тема 2. Почему неизбежен конфликт между Чацким и фамусовским обществом? Основная мысль: конфликт между Чацким и фамусовским обществом неизбежен. В доме Фамусова столкнулись две различные идеологии, два различных мировоззрения: представители старого, отжившего «века минувшего» и нового, нарождающегося «века нынешнего». Умному и благородному Чацкому нет места среди консервативных, невежественных низкопоклонников и льстецов. I. Острота и непримиримость столкновений Чацкого с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов – отражение общественного конфликта эпохи. II. Различие взглядов Чацкого и московского общества. 1. «Век нынешний» и «век минувший» в оценке Чацкого и Фамусова. 2. Отношение к новым веяниям века представителей фамусовского общества и Чацкого. 3. Служение Отечеству в представлении Фамусова, Скалозуба, Молчалина и Чацкого. 4. Отношение к крепостному праву Чацкого и представителей «века минувшего». 5. Идеал жизни и способы его достижения в фамусовском обществе; отношение Чацкого к этому идеалу. 6. Взгляд представителей двух идеологий на просвещение, образование, воспитание. 7. Преклонение перед иностранным и отношение к этому Чацкого. 8. Обострение общественного конфликта личной драмой героя. III. Чацкий – победитель или побежденный?
|
|||
|