|
|||
В Англии мастера карикатур - Томас Роулендсон, Джеймс Гилрей, Джордж Крукшанк
Творчество крупнейших мастеров карикатуры XIX-XX вв. (Англия, Франция, Россия первой четверти XX в., СССР). КАРИКАТУРА - жанр искусства, изображение, создающее комический эффект в целях осмеяния и критической оценки того или иного лица или общественного явления. Карикатура обычно представляет собой сатирический рисунок на злободневную тематику. Произведения этого жанра классифицируют по следующим критериям: по цветовому решению (монохромная или цветная); по степени критического воздействия (оскорбительная или дружелюбная); по тематике (политическая, социальная, бытовая, научная, религиозная, рекламная); по технике исполнения (графика, живопись, коллаж, плакат, инсталляция); по области применения (для печатных СМИ, в качестве книжных иллюстраций, буклетах). Карикатура играет огромную роль в формировании общественного мнения и мировоззрения людей. Поэтому ее массово используют в государственной пропаганде и политической борьбе. Карикатурные изображения часто становятся эффективным средством для разжигания религиозной и расовой нетерпимости, националистических и прочих негативных настроений в обществе. Вследствие своей общественной значимости карикатура обычно бытует в массовых формах. В XIX веке искусство карикатуры пережило подлинный расцвет. Этому способствовало несколько факторов: появление новых техник гравюры и живописи; бурный рост печатного производства; стремительная политизация общества; многочисленные революционные события в странах Европы. Франция. С XIX века развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой и её социально-политическими устремлениями: постоянное сотрудничество художников с журналами и газетами стало обычной формой их творческой деятельности. Величайшим карикатуристом XIX века по признанию большинства историков был Оноре Домье (Honoré Daumier). Именно французский мастер изобразительной сатиры сделал карикатуру полноценным жанром искусства. Его карандашные рисунки и литографии приводили в бешенство короля Франции Луи-Филиппа. Полные злобных насмешек сатирические образы были легко узнаваемыми и точно попадали в цель. За одну из своих работ Домье даже угодил на полгода в тюрьму. Луи-Филиппа он изобразил в образе Гаргантюа, которому вдовы, калеки и бедняки приносят последние монеты, чтобы прокормить короля, а вокруг стоят министры, готовые получить еще более щедрые привилегии от монарха. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ («социальная маска» или портрет-шарж), воплощавший типичные черты различных общественных классов (у П. Гаварни, Ж.Ж. Гранвиля, Ш. Филипона, Домье, Г. Доре, В. Буша, Дж. Лича и др.). В Англии мастера карикатур - Томас Роулендсон, Джеймс Гилрей, Джордж Крукшанк На протяжении своей истории карикатура неоднократно подвергалась гонениям - листы конфисковывались властями, издания запрещались, художников приговаривали к тюремному заключению и штрафам .
В России Отечественная война 1812 дала новый импульс развитию сатирической графики («народные картинки» И.И. Теребенёва, А.Г. Венецианова, И.А. Иванова, направленные против императора Наполеона I и русского дворянства). В середине XIX века карикатура сближается с сатирической иллюстрацией (А.А. Агин, П.М. Боклевский, Е.И. Ковригин, Р.К. Жуковский и др.). В условиях цензуры социальная сатира выступала часто в форме бытовой карикатуры, нравоописательных сцен, в которых осмеивались общественные пороки, в шаржированном виде представали современники (А.О. Орловский, П.А. Федотов). Этот приём характерен и для карикатуристов русских сатирических журналов середины XIX - начала XX веков - «Искры», «Гудка», «Будильника», «Шута» и др. (Н.В. Иевлев, А.И. Лебедев, Н.А. Степанов, П.М. Шмельков, П.Е. Щербов). Тесно связанное с общественно-политическими событиями, искусство карикатуры пережило подъём в годы русской Революции 1905-1907 годов, когда в сатирических журналах «Жупел», «Адская почта» и других, а также в появившихся позднее журналах «Сатирикон», «Новый сатирикон» публиковались работы крупнейших мастеров (в т. ч. И.Я. Билибина, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере, А.А. Радакова, Н.В. Ремизова, В.А. Серова, А.А. Юнгера). В годы Гражданской войны 1917-1922 годов основной формой сатирической графики стал плакат («Окна РОСТА»; художники В.Н. Дени, В.В. Маяковский, И.А. Малютин, В.В. Лебедев, М.М. Черемных). В 1920-х годах выходило множество сатирических журналов, с которыми сотрудничали мастера карикатуры, как известные с дореволюционного времени (Б.И. Антоновский, Д.С. Моор, Радаков, Н.Э. Радлов и др.), так и художники нового поколения (Л.Г. Бродаты, Ю.А. Ганф, К.С. Елисеев, В.И. Козлинский, Б.Б. Малаховский, К.П. Ротов и др.). Как составная часть идеологизированного советского искусства, карикатура стала действенным способом борьбы с внешними и внутренними «врагами революции»; большое значение уделялось обличению «сил мировой реакции», империализма и колониализма, борьбе с «пережитками капитализма», антирелигиозной пропаганде и т. п. В годы Великой Отечественной войны антифашистская карикатура получила широкое распространение в журналах, газетах, агитационных листовках и в плакате (в т. ч. в «Окнах ТАСС», ленинградском «Боевом карандаше»). Новая волна карикатуры и сатирического плаката на внутриполитические темы прокатилась в конце 1980-х годов; с жанром карикатуры сближаются многие произведения соц-арта. Среди крупнейших мастеров отечественной карикатуры XX века - В.Н. Горяев, Б.Е. Ефимов, А.М. Каневский, Кукрыниксы, Н.Е. Муратов, И.М. Семёнов, Л.В. Сойфертис.
|
|||
|