Текст. Типы речи
Текст. Типы речи
Текст (слово заимствовано в XVIII в. из немецкого языка, где text < лат. textus — словесное единство, ткань, производное от texo — тку) — сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически и образующих какое-либо высказывание. Смысловое единство частей текста обеспечивается прежде всего темой. Тема текста — это то, о чём говорится в тексте.
Текст делится на микротемы — составные части общей темы, обычно разделяющиеся абзацами.
Главная мысль текста (основная мысль) — это то, что хотел сказать автор. Главная мысль тесно связана с темой и, как правило, содержится в виде предложения в тексте или выражается тезисно, обобщая содержание текста. Главная мысль помогает определить проблему текста.
Проблема текста — спорный вопрос, рассуждение, исследование, основанное на противоречивых выводах. Проблема текста касается не только конкретной ситуации из предложенного для анализа произведения, а в целом является проблемой, обсуждаемой в обществе. Проблема текста может быть сформулирована повествовательным предложением (например, «В тексте автор затрагивает проблему бережного отношения к природе») или вопросительным предложением (например, «Автор ставит вопрос, поднимая существенную проблему человечества: “Оправдана ли ложь во спасение?’’»). Решение проблемы может трактоваться по-разному. В тексте отображается трактовка авторской позиции — мнение автора о проблеме, с которой можно либо согласиться, либо опровергнуть её.
Главными признаками текста являются связность, единство, целостность, завершённость. Создание текста — это всегда процесс творческий, а восприятие текста всегда субъективно.
При анализе текста следует выделять:
1) ключевые слова, которые помогают наиболее точно определить основную мысль и тему текста; 2) лексические средства: слова со значением оценки, слова, имеющие стилистические пометы и т. д.; 3) грамматические средства: связь между предложениями.
Для поэтического текста особенно важными являются звуковые средства: благозвучие, аллитерация, ассонанс, ритм и т. д.
При чтении текста мы стараемся понять загадки и тайны авторского замысла, т. е. пытаемся проделать работу, которую можно назвать «тайна слова», «тайна текста», «от текста к слову» и «от слова к тексту».
Выделяют три функционально-смысловых типа речи: повествование, описание, рассуждение.
Повествование — это сообщение, рассказ о развивающихся событиях, действиях. Повествование представляет собой сюжетно организованный текст, в центре внимания которого динамика развития действия, события, процесса. Повествование может быть написано в художественно-публицистическом, научном и официально-деловом стилях. Композиция повествования включает в себя:
1) завязку — начало развития действия; 2) развитие действия; 3) кульминацию — момент наиболее напряжённого развития повествования; 4) развязку — подведение итогов повествования.
Описание — это словесная картина, портрет, пейзаж и т. д. Глаными в описании являются точность детали, узнаваемость, отражающие особенности изображаемого предмета или явления. Описание возможно во всех стилях речи. Как правило, описание имеет следующую композицию:
1) общее представление, сведения об описываемом предмете, человеке, явлении; 2) отдельные признаки и детали описываемого; 3) авторская опенка.
Рассуждение представляет собой аргументированные и доказательные изложения размышлений автора. В центре внимания рассуждения — поставленные проблемы и пути их решения. Чаще всего оно встречается в научном и публицистическом стилях, а также в языке художественной литературы. Композиция рассуждения включает следующие элементы:
1) тезис — поставленная проблема и отношение к ней; 2) аргументы — доказательства тезиса, его обоснование; 3) вывод — подведение итогов работы.
В художественном тексте, как правило, используются различные функционально-смысловые типы речи. Такой текст называется контаминированным (от лат. contaminatio — соприкосновение, смешение).
|
|