|
|||
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Раздел: «О России петь – что стремиться в храм!» Тема урока: «Святые земли русской». Илья Муромец Жанр урока: урок – экскурс в прошлое. Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке. Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры; 2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку; 3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»). Методы и приёмы работы: - методы стимулирования и мотивации; - метод музицирования; - метод соучастия; - метод «пластическое интонирование»; - метод погружения; - метод контроля и самоконтроля; - метод имитационного моделирования; - приём «Музыкальное приветствие»; - приём визуализации; - работа со справочной литературой. Опорные слова: икона, былина, святость, стихира, тропарь. Межпредметные связи: - «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»; - В. Васнецов «Богатыри»; - икона «Преподобный Илья Муромский Чудотворец». Методическое обеспечение:- портреты княгини Ольги, Великого князя Владимира; - портрет А.П. Бородина; - В. Г. Ражников «Словарь эстетических эмоций»; - рисунки детей на темы: «Русь православная», «Великий колокольный звон»; - музыкальный центр; - фортепиано; - камертон. Музыкальный материал: - Былина про Илью Муромца «Из того ли города из Мурома»; - А.П. Бородин, симфония №2 «Богатырская», 1 ч., (фрагмент); - Стихира «Земле Русская, граде святый!»; - «Тропарь».
Ход урока.
· По трезвучию: «Добрый день, добрый день!» · Дин-дон, дин-дон – прозвенел звонок. Дин-дон, дин-дон, мы садимся на урок! (исполнение по тонам звучащих колокольчиков разной высоты). ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» (приложение) ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА «РОДИНА» (Первые ливни, первые грозы…) …И почти уж две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет… СЛАЙД 1 Мы начинаем изучать раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»
СЛАДЙ 2. Посмотрите на эти картины. В.: Что изображено на рисунках? (Храмы, колокольный звон). Попробуем перенестись в глубокую древность. В.: Какой была Древняя Русь? Много ли в ней было городов, деревень? И в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм. В.: Без чего (какого атрибута) невозможно представить себе храм? (Без колоколов). А какие виды колокольного звона различают люди? Чему (каким событиям в жизни народа) соответствовало их звучание? (Набат – нападение врагов, пожар; трезвон – каждодневное, обычное звучание; благовест – церковный праздник.) Хорошо на колокольне Позвонить в колокола. Чтобы праздник был раздольней, Чтоб душа запеть смогла! (Священник Владимир Шамонин «Радость»).
СЛАЙД 3. Тема сегодняшнего урока «Святые земли Русской» (запись в тетрадь) Святые земли Русской… Кто эти люди? Чем они занимались? Кем были? Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 2-3 КЛАССАХ СЛАЙДЫ 4-7. Первыми святыми на Руси были Великий Князь Владимир и Княгиня Ольга, крестившие Русь, защитники Руси Александр Невский, Сергий Радонежский. В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру. СЛУШАНИЕ Земле Русская, граде святый! Украшай свой дом, В нём же Божественный Великий сонм святых прослави. Вспомнить, за что причислены к ликам святых Сергий Радонежский, Княгиня Ольга и Князь Владимир, А. Невский. Прослушать (по времени) величания и тропари в их честь
В.: Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Ответы детей). Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни. В.: Как вы думаете, кого на ней изобразили одними из первых святых? Подумайте о том, что из века в век на Русь нападали враги, что наши предки то и делали, что защищались. Да, первыми защитниками Древней Руси были богатыри. В.: О ком из них вы имеете представление? Как их звали? Каково их (богатырей) происхождение? СЛАЙД 8. Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри». РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР. 28 Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Помнят его подвиги. Представляют облик Ильи по картине В. Васнецова. Однако почти 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу. Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты. Ещё при жизни Ильи Муромца в народе о нём было сложено множество былин и сказаний. В одной из них говорится, что Илья «приехал – то во стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор».
В.: Как мы определим, что это жанр былины? (Внимание к слову, распевность, простота мелодии). Илья Муромец – не только былинный герой, он – русский святой. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января. Мощи святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печёрскрй лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.
В.: По каким признакам мы видим, что на иконе изображён святой? (Нимб над головой). А теперь представьте себе, что все три богатыря въезжают на своих конях в Киев – матерь городов русских. В.: Как вы думаете, могла ли их изображать вот такая музыка? (Ответы детей – после прослушивания фрагмента).
СЛАЙД 9. Показ портрета А.П. Бородина. Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке при помощи стилизованного былинного напева черты характера защитников земли Русской. В.: По «Словарю эстетических эмоций» (папка) определите характер звучания этого фрагмента симфонии №2 «Богатырской» А.П. Бородина. (Ответы детей). В.: Сравните звучание этого фрагмента с былинным напевом, разученным нами ранее: что у них общего, а что их отличает? ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА: «Богатырская сила»
В.: 1) С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке? (С богослужебной, с былинами). 2) По какому поводу она звучала? Какую тему мы изучили? (Святые земли русской). 3) Какие виды деятельности нами были освоены? (Ответы детей). В следующий раз мы продолжим знакомство со святыми русской земли, и это будет не менее интересно. Спасибо!
|
|||
|