|
|||
Пауковей.
Статья. Вгляд из будущего…. Уже в течение 3 лет я занимаюсь с детьми по методике «Школа Мастерства». Мы развиваем ловкость тела в Школе Ловкости и ловкость руки в Кирпичной Мастерской. Теоретические основы этой методики базируются на фундаментальных работах великих русских ученых Н.А. Бернштейна, П.Ф. Лесгафта, Л.С. Выготского, Е.А. Покровского. Два основных положения нашей программы: -Обязательное и непременное содружественное развитие тела и руки. «Телесная и ручная ловкость опирается на различные системы мозга….., в результате чего идет развитие человека, причем спокойное и гармоничное. - постепенное и целенаправленное движение в направлении совершенствования навыков ручной и телесной ловкости. А ловкость обладает очень важным качеством: с одной стороны, это вершина, к которой мы стремимся, а с другой стороны, это такая «штука», которая не имеет предела. В ловкости можно совершенствоваться на протяжении всей человеческой жизни. Она дает возможность находиться в творческом поиске, умело перерабатывать информацию, получаемую из окружающего мира, разумно использовать ею, понимая, «что нет предела совершенству». На этом пути параллельно начинают раскрываться разнообразные качества и природные таланты человека. Приведу несколько примеров из моей практики. Девочка Ирина, 6 лет, пришла первый раз на занятие в Школу Ловкости с бабушкой (Дз.: Расстройства аутистического спектра). На занятии занималась собой, в процессе никак не участвовала, не смотря на все мои усилия. Я пригласила всю семью на индивидуальное занятие, пришли мама, папа, бабушка и Ирина. Как обычно, в такой ситуации начинаю с упражнений, которые дают каждому почувствовать себя и других: ползает, перекатывается по лежащим взрослым, гладим, мнем всех по очереди. Играем в мяч - перебрасываем друг другу( Ирина чаще бросает маме, папа участвует и внимательно наблюдает, критически оценивая каждое движение своего ребенка, мама всегда старается помочь Ирине или сделать за неё ). Играем в «Вышибалы»- убежать, увернуться от мяча не получается, т. к. пока не понимает, как это сделать. Участвует активно, приносит улетевший мяч. «Ручеек»- очень хорошо перепрыгивает через мяч, экспериментирует (иногда не прыгает – мяч останавливается). Дальше берем канат. Он двигается вверх-вниз, Ирине надо либо проползти, либо перепрыгнуть – получается, делают это с мамой. Следующее задание - проползти на животе под канатом, не задевая его. Задевает то плечом, то попой, то головой, то ногами, иногда специально - экспериментирует. Я говорю: «Смотри! Как кошка не получается, давай, как гусеница. Понимает, получается. Экспериментирует. «Тоннель» - все взрослые стоят на четвереньках, постепенно сужая тоннель. Ира легко и свободно вскарабкивается на тоннель, спокойно, уверенно, мощно проползает даже в самом узком месте. Борется до достижения результата. Игра «Дерево». Папа - дерево, белка- Ирина. Она должна вскочить на дерево, когда заканчивается музыка, оторвав ноги от земли. Мама – голодная лиса, которая ловит белку. Долго не получается. Все стремятся объяснить, направить Ирину...Но игра продолжается, все встает на свои места и начинает получаться у белки спастись от лисы. Все занятие Ирина активна, эмоциональна, выполняет правила. Родители довольны. Прошу подумать родителей - готовы ли они воспринимать Ирину такой, какая она есть или им важно слепить из нее что-то?( папа не готов – очень важно общественное мнение). Так проходит еще одно занятие. В конце я беру кирпичики, кладу в свою ладонь и говорю -Это что, Ирина? Ирина : Что это? Квадрат…… нет….Треугольник…..нет….Прямоугольник…. Я : Это прямоугольник? Ирина : Нет….. Я предлагаю взять и потрогать, берет, крутит в руках. Ирина : Камень…. Я : Это камень? Ирина : нет… Я : А что это? Почему это не камень? Ирина :….Не камень…… Я: А что из этого можно сделать? Кладу на стол…. Ирина начинает строить. Я говорю : «Молодец»!!! Построила колодец и собираю….. Ирина : Кирпич!!!! Это абсолютно неожиданно для родителей, просто невероятно!!!!! Итак, девочка активна, целеустремленна, любознательна. Ей не достает свободы и понимания и доверия родителей. Еще пару занятий с семьей и потом попробуем снова позаниматься в группе.
Первый ребенок, с которым я начала работать, была Маша. Ей было тогда 2 года. Дз.: ОП ЦНС. ДЦП. Спастический тетрапарез , бульбарный синдром. Прогноз: не будет ни говорить, не двигаться. Когда Маша переступала порог моего кабинета, впечатление было тяжелое – очень большие ограничения в движении, выражение гнева на лице. Долгие занятия (в течение года) приводят к тому, что ушли страхи, появились эмоции и она начала осваивать разнообразные движения тела, начала с мамой ходить на групповые занятия. Руками ничего делать не хочет, отказывается (кисти слабые) и не звучит, изъясняется жестами. Приглашаю на семейное занятие ( мама, папа, Маша). Маша переползает через родителей, катается по ним, мнем Машу (акцент на руках и кистях), потом Маша родителей. «Тоннель» - проползает тяжело, но усердно, иногда помогает себе криком. На спины влезает тяжело, но цепляется кистями, пальчиками. Затем усаживаем на папины плечи, крепко держит Машу и начинает наклоняться в разные стороны. Маша сначала испуганно и вынужденно начинает цепляться за папу ( голова, плечи) , громко кричит, потом понимает, что все хорошо и начинает хохотать, покрикивая и повизгивая, просит папу о продолжении. Всем весело…. Игра « Дерево». Маша – белка, которой во что бы то ни стало надо вскарабкаться на дерево (папу), когда закончится музыка, чтобы спастись от голодной лисы. А лиса не дремлет…… Трудно, тяжело, но получается вцепиться руками и удержаться на дереве. Я беру Машину кисть в свою и прошу вытащить из моей руки. Для того, чтобы упражнение получилось, нужно почувствовать свою руку. Поначалу все пытаются выдернуть, хохочут, потом некоторые начинают расстраиваться и даже плакать, а потом собираются и изящно вытягивают руку из моей руки. Тоже было с Машей, достала правую и левую руки. В конце занятия всей семьей садятся в круг и обнимаются!!!! С положительными эмоциями уходят домой. Через 2 дня мама сообщает (присылает фото)- Маша сидит за столом и из цветных карандашей собирает домик. Кроме того, с того момента начала объясняться звуками и стала более эмоциональна. А родителей просила дома с ней играть в те игры, которые были на занятии. Егор, 9 лет. Первый раз пришел на педиатрический прием с жалобами на боли в животе по утрам. Посмотрела, попальпировала – все спокойно… Решили провести обследование( там тоже потом- все хорошо). Мальчик грустноватый, о школе говорит с неохотой ( там все плохо, тройки, нет контакта с педагогом). Даю ему маленький набор кирпичиков, прошу что – нибудь собрать. Он тут же собирает повозку Деда Мороза с оленем, елку с подарками ( схематично и оригинально) …… Тот , кто собрал такое, не может быть троечником!..Приглашаю на занятия. На занятии капризничает, любой удар мячом, контакт с детьми вызывает испуг и крик с визгом. Потихоньку, глядя на других, избавляется от страхов и начинает активно участвовать в играх, экспериментирует и сам что – то придумывать и предлагать. На кирпичной Мастерской сначала тоже капризничает, если что- то не получается, потом уже с интересом включается в процесс и получает хорошие результаты. Очень нравится самому. Потом заметив его размышления и рассуждения, я предложила сочинить сказку. Получилась « Сказка о мальчике Феде и рыбке Жуже». А сейчас на его счету уже несколько сказок и рассказов. Например, такой рассказик. Пауковей. Пока ещё красные муравьи не разрушили муравейник черных, к нему подходила наша кошка и любила отдыхать возле. Однажды она подошла к муравейнику, задела случайно лапкой. Несколько муравьев прицепилось к её шкурке. Она пришла в садик. И один мальчик заметил на ней муравья, и закричал: -Паук! Подошла воспитательница и сказала: -Нет, это муравей!!! И с тех пор мы придумали кличку кошке «пауковей», т .е. паук + муравей. Егор разобрался в себе, начал понимать свои сильные стороны и окреп физически. Занятия продолжаются…. Таким образом, мы можем предположить, что активное, свободное, ограниченное только правилами, движение тела в пространстве, преодолевающее страхи и рождающее волю (а воля по В. Далю – данный человеку произвол действия, свобода, простор в поступках) гармонизирует работу организма в целом, активизирует процессы мышления и анализа. Дети приобретают уверенность в себе, раскрывая свои природные таланты, и возможность разумно решать проблемы, возникающие на их пути. В результате этих процессов ребенок адаптируется и находит свою нишу в социуме.
|
|||
|