Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БЕЛОРУССКАЯ ЖЕМЧУЖИНА» В КОЛЛЕКЦИИ



 

       Ткачёва Мария Дмитриевна

«БЕЛОРУССКАЯ ЖЕМЧУЖИНА» В КОЛЛЕКЦИИ

КОЗЕЛЛ-ПОКЛЕВСКИХ

Первого марта 2015 года после окончания реставрационных работ гостеприимно распахнул для посещений свои двери усадебно-парковый комплекс XIX века Козелл-Поклевских.

Комплекс расположен в населенном пункте Красный Берег Жлобинского района Гомельской области Республики Беларусь в 3 км от автомобильной трассы М-5 Гомель-Минск и в 20 км от г. Жлобина на железнодорожной линии Минск - Бобруйск - Гомель.

Населенный пункт Красный Берег известен с 14 века, а с 1528 года - как село Речицкого уезда Минского воеводства Великого Княжества Литовского. За три последующих столетия владельцы населенным пунктом менялись несколько раз.

В апреле 1877 году за 6 200 рублей имение Красный Берег (847 десятин земли) у Александра Ивановича Богородского покупает генерал-майор инженерии Михаил Семенович Гаттовский.

Вышедший к тому времени в отставку инспектор работ, военный инженер, член Кавказского отделения Русского Технического товарищества 57-летний Михаил Семенович Гаттовский, на тот момент  владел еще несколькими имениями в Бобруйском повете.

В семье Михаила и Мальвины Гаттовских росла дочь Мария (1859 года рождения) и сын Александр (1860 г.).

Сын Александр, горный инженер и коллежский советник, был женат на сварливой, злой, своенравной и деспотичной Катажине (Катерине, как звали ее местные жители). Брак был неудачным, детей в семье не было. Оставив жену в имении на Бобруйщине, Александр уехал в Санкт-Петербург, лишь изредка наведываясь за отчетами управляющего.

А вот брак дочери Гаттовского Марии на этом фоне выглядел очень счастливым. Имея сильный характер, Мария Михайловна вошла в новую семью мужа Викентия Козелл-Поклевского настоящей, полноправной хозяйкой. Омрачало только отсутствие долгих 7 лет наследников в семье молодых. И когда родилась маленькая Манюта, радости дедушки Михаила Семеновича Гаттовсого не было предела. Ему на тот момент исполнилось уже 69 лет, но не было ни одного внука.

Благодаря счастливому событию Михаил Семенович решает сделать дочери подарок, передав ей одно из своих имений, а конкретно, Красный Берег.

Имение Красный Берег того времени занимало примерно ту же территорию, что и теперь. С трех сторон было ограждено деревянным забором, а с четвертой – границей была река Добосна. Справа от входа находился двухэтажный деревянный дом, где и размещался со своей семьей хозяин усадьбы. В настоящее время огромная круглая клумба прячет под собой фундамент и подвал снесенного дома владельца. В центральной части усадьбы размещался питомник, где выращивали саженцы для будущего парка.

Михаил Семенович Гаттовский прежде, чем сделать подарок дочери, решил облагородить имение: построить каменный дворец, который бы коренным образом отличался от других, т.к. жилые помещения и хозяйственные постройки усадьбы тогда были деревянными, как и 90 % строений по всей Беларуси того времени.

Для постройки выбрали кирпич, более долговечный, более современный, более надежный материал. Военный инженер прекрасно понимал, что такие здания переживут его и его потомков.

Кирпич привозили из Бобруйска с кирпичных заводов купца Гирши Розенберга и братьев Пружининых. Секрет производства кирпича Розенберг не выдавал. Но розенберговский кирпич сохранился прекрасно, Пружининский – хуже. При наличии строительного опыта и финансов выбор был сделан, конечно же, в пользу наилучшего варианта - розенберговского. Потому и стоит строение уже второе столетие.

Кстати позже для возведения кирпичной ограды вокруг имения ради экономии средств Гаттовский и Козелл-Поклевский основали в Красном Береге собственный кирпичный заводик. Кирпич, к сожалению, имел недостаточно высокое качество. Не имея производственного опыта, местные крестьяне изготавливали его как получалось. Потому забор, который окружает имение и был построен из местного кирпича, местами серьезно выветрился.

Имение не просто было окружено кирпичной стеной, въезд на территорию обозначен оригинальной аркой с боковыми башенками.

Дворец решено было построить на месте питомника, в центре имения, рядом – флигель, ближе к реке – хозяйственные постройки.

М.С.Гаттовский хорошо разбирался в качестве проектных и строительных работ и использовал в этом деле все свои знания, а также опыт службы в инженерных войсках. Для небольшой, в рамках имения, архитектурной революции в Красный Берег М.С.Гаттовский пригласил архитектора В. Шретера.

Виктор Александрович Шретер – русский архитектор немецкого происхождения. Обучался в Императорской, а затем в Берлинской академии художеств. По окончании обучения в ней получил редкую для иностранцев награду - золотую медаль, был принят в Берлинский союз архитекторов. Он принимал участие в сооружении дворца великого князя Владимира Александровича, сочинил проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и Тифлисе. Перестроил фасад Мариинского театра после пожара, соорудил вокзал в Одессе.

Краснобережский дворец – двухэтажное, асимметричное, Г-образное в плане здание. Некоторые историки считают, что это было сделано неслучайно - в честь Гаттовского, по первой букве фамилии.

Финансирование новой усадьбы было проведено Вильнюсским коммерческим банком в 1888 году. Вся сумма полностью была возвращена банку уже в 1891 году. А строительство усадебного дома завершилось в 1893.  

В его внешнем архитектурном облике прослеживаются черты модерна.

Сам усадебный дом необычайно привлекателен. Красно-кирпичные стены прекрасно сочетаются с оштукатуренными наличниками и декоративными элементами из песчаника. Центральный фасад украшает семейный герб Козелл-Поклевских, размещенный над балконом главного входа. Сам же вход охраняют мифические горгулии.

Архитектурной изюминкой надо назвать:

- эркеры, увенчанные чешуйчатыми крышами;

- отсутствие симметрии;

- четкая продуманность абсолютно каждого помещения и элемента;

- причудливая межэтажная лепнина, где можно увидеть летучую мышь;

- кованные коньковые украшения и флюгеры.

А в самом доме все удивляет, захватывает и сбивает с толку.

 В оформлении интерьеров использовались металлические декоративные элементы, камины, керамическое покрытие пола, специально подобранная мебель,  бронзовые предметы, изготовленные польской фирмой Лапенских,  светильники, венецианский хрусталь, французский фарфор и английский фаянс, богатейшая коллекция картин, среди которых работы Г.Семирадского, С.Бакаловича, прекрасные копии Караваджио, Айвазовского, Кондратенко….

Все металлические изделия: флюгер, засовы для окон, подвески для светильников, коньковые украшения на крыше были сделаны руками кузнечных дел мастера Константина Гензеля.

Роскошь декора подчеркнута искусными орнаментами на стенах и потолках. Вся поверхность лепнины обрабатывалась горячей олифой, в результате чего достигался наивысший эффект укрепляющего средства.

Парадные залы усадебного дома (а их 36) соответствуют определенному историческому периоду, не повторяются и представлены в разнообразных художественных стилях: романском, рококо, арабском, готическом, классическом…

 И в настоящее время удивляет красотой салон в стиле рококо, бальный зал соответствует эпохе Людовика XVI; в столовой можно увидеть супропорты, расписанные известным польским художником и реставратором Александром Баравским, в зимнем саду привлекает внимание аутентичная керамическая плитка на полу, украшенная широко известным классическим орнаментом – меандрами.

 Стоит отметить, что усадьба Козелл-Поклевских – единственная в Беларуси, в оформлении которой использовался редкий арабский стиль – альгамбра [1].

Альгáмбра - архитектурно-парковый комплекс, расположенный в провинции Гранада Южной Испании. Орнаменты и арабская вязь образуют необычайно красивое сочетание. Многие считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства в Западной Европе.

В Красном Береге, как и в Альгамбре, орнаменты и узоры увековечили изящество, точность, мастерство мавританского декора.

Не уступает красотой своего внешнего вида флигель, расположенный рядом с усадебным домом.

Сохранились также винокурня, конюшня, ряд хозяйственных построек, кирпичная ограда с брамой вокруг территории усадьбы и парка.

Парк пейзажно-регулярного типа, занимающий около 4 га, заложен известным садовником Варшавы – Франтишеком Шаниором.

 Продуманная сеть дорожек делит парк на несколько зон, одна из которых примыкает к реке Добасна.

Для каждой характерны свои растения.  В парке росли 73 вида деревьев и кустарников, при этом - 8 видов деревьев были очень редкими. Из хвойных – ели, лиственницы, пихты, сосна Веймутова. С ними соседствуют дубы, каштаны, липы, ясень, бархат амурский и др.

Парк отличается компактностью. В северо-западной части парка разместилась всегда светлая, даже в самый пасмурный день, поляна. В центре поляны, диаметром примерно около 40 м, находилась беседка. Через весь парк от реки проходил небольшой канал с тремя мостиками в местах пересечения с прогулочными дорожками. Известно, что в парк местные жители не допускались . Сейчас Краснобережский парк занесен в перечень памятников природы республиканского значения.

В заключении хочу подчеркнуть, что в настоящее время несомненным достоинством музейного комплекса в Красном Береге является целостность, аутентичность внешнего облика дворца, горгулий, кованых изделий, лепнины и особая, умиротворяющая атмосфера.

 Потому комплекс в н.п. Красный Берег внесен в список историко-культурного наследия Республики Беларусь [2], его называют «жемчужиной Гомельской области».

Памятник включен в туристический маршрут «Золотое кольцо Гомельщины».

Благодаря этому, интерес к комплексу возрастает.

Среди почетных гостей музейного комплекса – губернатор Гомельской области, а ныне премьер-министр Республики Беларусь В.Дворник, министр по налогам и сборам С.Наливайко, архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан, историк моды Александр Васильев, члены и сотрудники Евразийского суда, председатель Следственного комитета Российской Федерации А. Бастрыкин и др.

 

Глядя на великолепие архитектурного комплекса как не сказать:

…Я люблю это таинство рода,

Дух семьи продолжает здесь жить,

Заставляет он сердце народа

С красотою былого дружить.

Как подснежник и лунные чары,

Как легенд переписанный том,

Я люблю этот милый и старый,

Этот красный усадебный дом.

 

Использованная литература

1. Antоni Urbanski «Mementо kresоwe», Warszawa -1929, S - 97-99

2. Пастанова Савета Міністраў Рэспублікі Беларусь ад 14 мая 2007 г. № 578

Сведения об авторе:

Ткачёва  Мария Дмитриевна,  старший научный сотрудник Государственного учреждения культуры  “Жлобинский историко-краеведческий музей”

 

 

Резюме: в статье дана история создания и характеристика усадьбы, а ныне музейного комплекса “Красный Берег. Музейный комплекс включает в настоящее время усадебный дом XIX века Козелл-Поклевских (внесен в список наследия Беларуси), английский парк (памятник природы Республики Беларусь), флигель, хозяйственные постройки. Комплекс отличается высокой степенью аутентики и качественно проведенными реставрационными работами. Привлекает внимание разнообразием архитектурных стилей, декора, интерьеров, самобытной историей.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.