Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, следствия.



Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, следствия.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

2. Экспресс-опрос

Ответьте на вопросы сложноподчиненными предложениями с придаточными причины.

1) Почему в слове день четыре буквы, а звуков только три?

2) Почему в русском языке гласных звуков шесть, а букв десять?

3) Почему часть речи местоимение получило такое название?

4) Почему слово каменный пишется с двумя н?

II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия знакомы вам, так как в 6 классе, при изучении условного наклонения глагола вы сталкивались с категорией условия. а в 8 классе вы изучали обстоятельственные обороты со значением условия, выраженные деепричастиями и существительными с предлогами.

А вот придаточные уступительные трудны тем, что уступительно-сопоставительные отношения не так уж часто встречаются в речи. Поэтому главная задача нашего урока — поработать над этими значениями. Придаточное уступительное содержит факт, который мог бы помешать тому, о чем говорится в главном предложении, но не помешал.

Пример:

Первый факт Второй факт, который

Мог помешать первому

Трава ярко зеленела. Солнце палило нещадно.

Мы вовремя приехали на вокзал. мы поздно вышли из дома.

Туристы шли налегке. Путь был долгий.

Соединяя эти предложения попарно с помощью союзов хотя, несмотря на то что, получим предложения с придаточными уступительными.

Например: Трава ярко зеленела, хотя солнце палило нещадно.

III. Изучение нового материала

1. Заполним таблицу:

Вид придаточного Отвечает на вопрос К чему относится Место придаточного Чем прикрепляется Пример
Условия при каком условии? ко всему главному предложению свободное союзами: если, раз, когда… Если много заниматься, можно успешно сдать экзамены.
Уступительные несмотря на что? ко всему главному предложению свободное союзами: хотя, несмотря на то что, пускай, как ни … Мы пошли на рыбалку, хотя шёл дождь
Следствия что является следствием этого? ко всему главному предложению свободное союзом так что Мы вышли поздно, так что опоздали на автобус.

 

2. работа над составлением структурных схем

А) СПП с придаточными уступки (несмотря на что?):

[ ], (союзы хотя, несмотря на то что, пускай и др. …).

Б) СПП с придаточными условия (при каком условии?):

[ ], (союзы если, когда, раз и др. …).

В) СПП с придаточными следствия (что является следствием этого?):

[ ], (союз так что…).

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний

Прочитайте, укажите придаточные условные. Какие союзы характерны для разговорного стиля, а какие — для научного и официально-делового?

А) Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек (А. Пушкин). Если бы воробьям да силу побольше или бы, как быкам, рога, они бы до смерти закатали один другого. Какая же мы голь, когда кругом столько народу хуже нас живут! (Е. Пермитин) Ежели уж вы приглашаете, то я останусь (В. Короленко).

Б) Водителю запрещается занимать левые полосы, если свободны правые полосы. Водители и пешеходы обязаны руководствоваться сигналами регулировщика, даже если сигналы противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

В) В том случае, если краски наложены толстыми, с избытком масла мазками, происходит оседание красок. Если разбавленные маслом краски нанесены на недостаточно просохшие нижележащие краски, также возникает оседание красок. 2. практическая работа (конструирование спп с придаточными условными и уступительными)

А) Дополните главные предложения придаточными условными.

Приятно отдохнуть за городом ….

Мы завтра … поедем за город.

… купите мне несколько пленок для фотоаппарата.

Растительность … сохраняет свою свежесть до половины июня.

Машина … может прослужить еще лет десять.

Б) Дополните придаточные условные главными предложениями.

Если идти ночью по незнакомой дороге….

Если завтра музей будет открыт….

…если не будешь занят.

Если хотите быть здоровым….

Если ты придешь ко мне….

В) Допишите незаконченные предложения. Проследите, какое ме

Сто в предложении может занимать придаточное уступительное.

Домой мы вернулись благополучно, хотя…. Настроение у всех превосходное, несмотря на то что… . Хотя в неутепленных палатках было холодно, …. В марте обычно снег тает, хотя… .

На душе у него было светло, как в праздник, несмотря на то что… .

Как ни старались гребцы, ….

Несмотря на то что лейтенант был плохим певцом, ….

IV. Работа с учебником.

Выполните упр. 135, 144

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон»

• Что вы можете сказать о сложноподчинённых предложениях с придаточными условия? уступки?

• С помощью каких союзов прикрепляется придаточное условное к главному предложению?

• Какие союзы соединяют придаточные уступительные с главным предложением?

• С чем синонимичны по смыслу сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными?

VI. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Творческое задание.

Составить (письменно) аргументированное рассуждение (7-8 предложений) на тему «Почему необходимо много и внимательно читать» с использованием сложноподчинённых предложений с придаточным условия и уступки.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.