Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Слайды к презентации «Искусство Древнего Египта. Древнее царство»



Слайды к презентации «Искусство Древнего Египта. Древнее царство»

Слайд 1-2

Культура Древнего Египта делится на 3 периода:

 

Древнее царство 

Среднее царство 

Новое царство

 

 Египет времени Древнего царства представлял собой еще примитивное рабовладельческое общество, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация объединенного в общины свободного земледельческого населения. Во главе государства стоял фараон, деспотически правивший страной в интересах класса рабовладельцев и опиравшийся на верхушку рабовладельческой знати.

Столицей Египта в то время был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы - Каира. Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской литературы, здесь сложилась одна из крупнейших древнеегипетских религиозно-философских систем, связанная с почитанием местного бога Птаха, сотворившего, по легенде, весь мир "мыслью и словом"; это учение имело впоследствии большое значение для развития позднеантичной философии, так как оно послужило основой для учения о Логосе. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников.

Слайд 3-4

В период Древнего царства (3000—2800 гг. до н.э.) начинают складываться принципы древнеегипетского искусства, ставшие основой его развития на несколько тысячелетий вперед. Формируется иерархия видов и жанров искусства. В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с заупокойным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи.  

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Климат Египта с его исключительной сухостью особенно способствовал развитию подобных стремлений. Здесь уже не ограничивались сохранением черепов или бальзамированием голов умерших предков, а постепенно, в итоге длительных поисков выработали сложные приемы мумификации. Так как вначале способы бальзамирования были еще несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Считалось, что душа за неимением тела может войти в статую и оживить ее, благодаря чему будет продолжаться посмертная жизнь человека. Следовательно, гробница - дом умершего должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые «мастаба»( «Мастаба» по-арабски значит «скамья». Так называют гробницы знати Древнего царства современные египтяне. Это название удержалось и в науке. ), состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона, Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое пламя. Характерно, например, что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс.

Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных земледельцев-общинников можно было построить столь гигантские сооружения.

 

Слайд 5

Ступенчатая пирамида фараона Джосера, основателя III династии (Древнее царство), — первое грандиозное погребальное сооружение Древнего Египта. Построена архитектором Имхотепом.

Имхотеп был верховным жрецом бога Птаха в Мемфисе и бога Атума-Ра в Гелиополе. Глава влиятельной касты жрецов Имхотеп обладал огромной властью и был вторым человеком в стране после фараона. Около 2600 года до нашей эры он служил фараону Джосеру и был при нем высшим чиновником, придворным зодчим, лекарем и звездочетом. Первое деяние Имхотепа, прославившее его в веках, связано с семилетним голодом. Он посоветовал фараону, чтобы закончилась череда бедственных неурохаев, умилостивить бога Хапи, стража нильских вод. Ритуальные процессии и щедрые жертвоприношения помогли египтянам выпросить у бога Хапи прекращения многолетней засухи. Джосеру удалось объединить под своей властью две отдельные страны, Нижний и Верхний Египет, в сильное централизованное государство со столицей в Мемфисе. Имхотеп сделал то же самое в духовной жизни: из древних местных культов он создал единую государственную религию. Новая религия возвысила фараона до неземных высот, провозгласила его телесным воплощением бога. Труд Имхотепа, легендарная, не дошедшая до нас «Книга планов храмов», считается одним из первых трактатов по влопросам политики и идеологии государства и принадлежит к первым известным философским сочинениям в истории человечества.  Имхотепу досталась высшая честь для древнеегипетского целителя – лечить фараона. Он обладал глубокими познаниями в медицине, особенно в хирургии и женских болезнях. В этих областях медицины Имхотеп продвинулся гораздо дальше, чем могли постичь его современники. Он пользовался инструментами собственного изобретения, высокое качество которых и теперь удивляет специалистов. Слава врачевателя Имхотепа была беспримерной. В Египте при династии Птолемеев его почитали как божество. Во времена римского господства больные и увечные совершали паломничество к гробнице Имхотепа, надеясь на исцеление вблизи святого места. Греки отождествляли Имхотепа со своим богом Эскулапом. Только под влиянием христианства учение Имхотепа было предано забвению. Слава Имхотепа-строителя оказалась долговечной, как его пирамиды. Имхотеп первым стал строить не из сырцового кирпича, а из небольших каменных блоков. Он намного опередил современных ему мастеров и , по всей вероятности, изобрел до сих пор применяющийся вид быстро застывающего бетона

 В основании пирамиды лежит прямоугольник 140 х 118 м, ее высота достигала около 60 м. Пирамида является центром грандиозного погребального ансамбля, включающего в себя комплекс более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Пирамида Джосера сложена из тесаного камня. Внутри пирамиды находится погребальная камера (в которой некогда хранился саркофаг фараона), а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта.

Слайд 6

Пирамида является центром грандиозного погребального ансамбля, включающего в себя комплекс более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения.   Джосер правил 19 лет, и все это время придворный строитель Имхотеп трудился над постройкой для владыки грандиозного «дома вечности». На участке площадью 15 гектаров, огороженном каменной стеной из известняка, высота которой 10,5 метра, а длина 1645 метров, он выстроил поминальный комплекс. Строительство непрерывно шло год за годом. Посредине площади возводилась главная гробница, а вокруг церемониального двора с жертвенником группировались места упокоения родственников фараона, террасы и ложные гробницы. Сначала Имхотеп, вероятно, построил мастабу, обычную для того времени гробницу в виде плоского бруса с наклоненными к центру стенами. Потом он додумался сделать мастабы квадратными в плане и поставить одну на другую. Получилась ступенчатая пирамида. Фараон был в восторге от невиданного мавзолея. Наконец, шестиступенчатая пирамида – 330 400 кубометров камня и глины – поднялась ввысь на 62 метра. Со времени фараона Джосера многие поколения египтян с благоговением взирали снизу вверх на каменную громаду.

 

 

Слайд 7

Ступенчатая пирамида Джосера являлась символом идеи о лестнице, которая поднималась прямо на небеса к богу или, по другой версии, была сброшена с неба для божественного восхождения царя. По новой концепции строительство пирамид включало теперь в свой состав и возведение погребального храма и полностью закрытого помещения, с установленной в нем огромной статуей фараона.

 За обычной дверью, не имеющей замков, находится вытянутое помещение. С каждой из двух сторон установлены 20 колонн. Они сужаются кверху и имеют высоту 6,6 метра.  

Верх Восточной стены украшен фризом из священных кобр. В период Древнего царства кобры защищали царскую власть. В них египтяне видели воплощение богини Уаджет.

Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях был широко применен в качестве основного строительного материала камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное значение. Мы не увидим еще свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от которых зодчий не решается их отделить. В камне повторяются формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий.

Усыпальница Джосера очень важна и по своей декорировке, богатой и разнообразной. Интересны формы колонн и пилястров: четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса

 

Слайд 8

Свою окончательную форму пирамиды древнего Египта приобрели при первом фараоне четвертой династии Снофру. В эту эпоху главным религиозным культом становится культ Солнца, который ассоциируется с культом фараона. И идея "небесной лестницы" заменяется другой, что сверкающие грани пирамиды - это лучи солнца, которые материализовались в камне. По ним, фараон мог также, как и прежде, совершать свое восхождение к небесам. При фараоне Снофру была построена "ломаная пирамида" в Дахшуре. Называется эта пирамида так, потому что ее стены на высоте около 45 метров меняют наклон на 10 градусов

 

Слайд 9

 Погребальный ансамбль фараона Джосера положил начало строительству грандиозного некрополя в Саккаре. На протяжении III- VI династий египетские фараоны строили там свои пирамиды, а их приближенные — знать и высшие должностные лица — возводили величественные мастабы.
 Во времена IV династии фараонами Хеопсом ( Хуфу), Хефреном (Хафром) и Микерином (Менкаурой) были возведены крупнейшие пирамиды. Пирамиды были построены в Гизе, на западном берегу Нила. Основание пирамид имеет форму квадрата, а грани образуют равнобедренные треугольники. Когда-то пирамиды были облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично облицовка сохранилась на вершине пирамиды Хефрена).

 

Слайд 10

Каждая из пирамид в Гизэ была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизэ показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамидки цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне пирамиды примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами.

 

Слайд 11

Самая грандиозная пирамида из трех – пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света. Пирамида построена в XXVII в. до н.э. племянником фараона Хемиуном. Строительство пирамиды продолжалось около 20 лет и было закончено в 2560 году до нашей эры. Гигантская пирамида высотой в 146.5 метров являлась самым большим сооружением в мире

 

Слайд 12

Большая Пирамида состоит приблизительно из 2.3 миллионов каменных блоков. Самые большие камни были найдены в палате фараона, и весят 25-80 тонн каждый. Эти гранитные глыбы доставлялись из карьера на расстоянии почти в 1000 километров. По общим подсчетам на строительство пирамиды было потрачено 5.5 миллионов тонн известняка и 8 000 тонн гранита. Сторона основания пирамиды равняется 230 м, высота — 147 м

 

Слайд 13

Пирамида Хефрена (или пирамида Хафры) – вторая по величине пирамида Гизы, принадлежит фараону Хефрену. . Сторона ее квадратного основания составляет 215 метров, а высота – 136 метров. В древности, как и пирамида Хеопса, пирамида Хефрена была на девять метров выше.

Египтяне называли эту пирамиду «Хафра велик». И она, безусловно, оправдывает такую характеристику. Размеры сохранившихся сооружений пирамиды превосходят все иные известные строения такого рода, относящиеся к периоду Древнего царства.

 

Слайд 14

Уникальность пирамиды Хефрена состоит в том, что она является самой компактной постройкой в мире. При объеме в 16 292 000 квадратных метров, свободное пространство пирамиды занимает менее одной сотой процента!

Из художественных находок пирамиды первое место принадлежит замечательно сохранившемуся скульптурному изображению самого фараона, выполненному из темно-зеленого диорита. Правитель гордо восседает на троне с нарядным платком на голове и уреем на лбу, а позади него реет соколоподобный бог Хор.

 

Слайд 15

Статуя Большого сфинкса — гигантского льва с человеческим лицом — является частью архитектурного ансамбля в Гизе. Эта символическая статуя фараона Хефрена построена вблизи его пирамиды. Длина статуи достигает 57 м, высота — 20 м. В основной своей части статуя высечена в известняковой скале. Лицо сфинкса украшено головным убором и церемониальной бородой. Гигантская статуя смотрит строго на восток, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли фараона Хефрена.

 

Слайд 16

Сфинкс символизирует представление о фараоне как о божестве. Он выступает также покровителем Земли — выполняет роль стражника, отгоняющего злых духов от усыпальниц египетских царей. Большого сфинкса неоднократно засыпали пески, и его приходилось откапывать. В начале XIX в., во время наполеоновских войн, лицо сфинкса было обезображено французскими солдатами. Именно тогда сфинкс лишился своего носа, величина которого достигала роста среднего человека. Арабы называли сфинкса “Отцом Ужаса”.

 

 

Слайд 17

 В храмах впервые появляются ставшие затем столь характерными для египетской архитектуры колонны в форме связок нераспустившихся папирусов или бутонов лотосов, пилястры в форме цветов лотоса. Возникает и третий тип египетской колонны - пальмовидный.

 

Слайд 18

Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени. Появляется новый вид зданий — так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.

 

Слайд 19

В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Скульптура являлась органической частью гробниц, храмов и дворцов. Воздвигались огромные статуи богов и фараонов, олицетворявшие их мощь и власть.

Египетские статуи исполнялись со гласно канону (греч. «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Сложилось три типа царских статуй: «идущий» фараон с выдвинутой вперёд ногой; сидящий на троне с руками на коленях; в облике бога Осириса – стоящая фигура с руками, сложенными на груди и держащими символы царской власти (жезл и бич) 

 

Слайд 20

В сидящей модели части туловища фараона соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, причем зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями. Торс фараона обнажен; на нем надета лишь плиссированная юбка. Голова фараона украшена клафтом — полосатым платком со спускающимися на плечи концами. В середине лба прикреплен урей — изображение священной кобры.

Слайд 21

 Торжественно статичные портретные статуи отличаются ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого, объёмы изваяний обобщены; складки одежды, парики и головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. .

 

Слайд 22

У древнеегипетского художника была такая же задача, как и у наших современников — сделать изображение более доступным для зрителя. Для этого он использовал канонические элементы костюма. К примеру, узнать фараона можно по головному убору ( намесу) и двумя лентам, ложащимся на грудь и плечи.
В передней части головы статую украшает изображение кобры (урея), которая является дочерью бога солнца Ра и покровительницей царского рода. Есть и другие характерные элементы – это венец и накладная борода, которая подвязывалась к ушам. 

 

Слайд 23

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет . Достаточно распространенной скульптурой является семейная группа, в частности супружеская пара, которая может изображаться стоя или сидя. Изображения персонажей, не имеющих божественного сана, гораздо более естественны и менее формальны, нежели изображения фараонов. Это проявляется в более свободных позах и жестах, зачастую определяемых родом занятия человека или жизненными обстоятельствами; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения. Царевна Нофрет изображена в белой облегающей тунике и коротком черном парике, перехваченном повязкой; на шее у нее разноцветное ожерелье. У Нофрет плотная фигура, округлое, несколько тяжеловатое лицо и выразительные глаза. По традиции статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый цвет, статуя женщины — в светло-желтый.

 

 Слайд 24

 Первым памятником, показывающим сложившиеся новые формы искусства, является шиферная плита фараона Нармера (высотой 64 см), сделанная в память победы южного Египта над северным и объединения долины Нила в единое государство. Рельефы на двух сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами. Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне, на другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания. Плита Нармера — рельеф. Но египетское искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре, ибо все эти искусства развивались в древнем Египте как украшение, как дополнение того, что почиталось главным для ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со смертью, т. е. — зодчества.

Памятник отличается новыми чертами. Каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Сцены расположены поясами, одна над другой — так, как в дальнейшем будут решаться все стенные росписи и рельефы. Основные черты будущих канонов на плите Нармера уже имеются, причем ясен и путь их сложения, С одной стороны, здесь отразились новые завоевания на пути к более высокому мастерству изображения действительности: пропорции фигур почти правильны, намечены мускулы, общественное положение каждого человека ясно охарактеризовано различием одежд, головных уборов, атрибутов. И наряду с этим закреплены художественные приемы, идущие из далекого прошлого: передача социального различия действующих лиц разницей в размерах их фигур, изображение разных частей тела человека, животных и птиц с разных точек зрения (так же как с разных точек зрения даны шествие царя и разложенные рядами вражеские тела). Но складывающееся постоянное применение канона при изображении людей все же не распространяется на плите Нармера на двух человек, держащих фантастических зверей на средней сцене оборотной стороны плиты и изображающих, видимо, пленных северян-рабов: в дальнейшем в искусстве рабовладельческого Египта отступление от канонов легче всего делалось именно в изображениях людей, принадлежавших к низшим слоям населения.

Значение плиты Нармера в истории египетского искусства не ограничивается тем, что она свидетельствует о сложении основных канонов этого искусства; очень важно, что она показывает и его сложившийся классовый характер, явно выраженный в ней стремлением идеализировать образ царя всеми доступными средствами — непомерным увеличением масштабов его фигуры, сохранением пережитков древних тотемистических представлений в изображении царя в виде мощного быка, подчеркиванием той помощи, которую ему оказывает божество. Так, в главной сцене над головой убиваемого царем пленного дано символическое изображение победы Нармера: бог Гор в виде сокола протягивает царю веревку, привязанную к голове северянина, выступающей из проросшей болотистыми растениями земли — дельты Нила.

 

Слайд 25

Достаточно распространенной является семейная группа. Иногда в семейных скульптурах фигурируют дети. Изображения персонажей, не имеющих божественного сана, гораздо более естественны и менее формальны, нежели изображения фараонов. Это проявляется в более свободных позах и жестах, зачастую определяемых родом занятия человека или жизненными обстоятельствами; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения. Карлик Сенеб сидит, поджав под себя ноги, со сложенными на груди руками. Его жена сидит рядом, обнимая мужа за плечи. Дети — мальчик и девочка — стоят, прислонившись к каменному сиденью в том месте, где располагались бы ноги Сенеба, не будь он карликом. Скульптор придал членам группы разные выражения лиц: у Сенеба оно серьезное, у его жены — сладострастное, у детей — робкое.

 

Слайд 26

Однако жизнь была сильнее требований религии, которые не смогли полностью задержать творческий рост египетского искусства. Лучшие скульпторы сумели даже в рамках освященных временем традиций создать ряд подлинно замечательных произведений. Среди них следует особенно выделить статую зодчего Хемиуна бюст царского сына Анххафа и голову мужской статуи из коллекции Сальт в Лувре, голову женской статуи из коллекции Карнарвона.

В портрете Хемиуна обрисован один из наиболее высоко стоявших в современном ему обществе людей — царский родственник, руководитель строительства такого замечательного памятника, как пирамида Хеопса. Явно портретное лицо трактовано обобщенно и смело. Резкими линиями очерчен большой нос с характерной горбинкой, веки прекрасно поставленных в орбитах глаз, линия маленького, но энергичного рта. Очертания слегка выступающего подбородка, несмотря на чрезмерную полноту уже ожиревшего тела, еще продолжают сохранять твердую властность, выразительно заканчивающую общую характеристику этого волевого, быть может, даже жестокого человека. Очень хорошо показано и тело Хемиуна — полнота мускулов, правдиво переданные складки кожи на груди, на животе, особенно на пальцах ног и рук. Жизненная правдивость этой статуи такова, что не случайно работавшие на раскопках у Мариэтта феллахи, обнаружив статую Каапера в его гробнице, закричали «Да ведь это наш сельский староста!»(Отсюда происходит прозвище «сельский староста», под которым эта статуя известна в науке.). В этой замечательной статуе, при всей торжественной важности позы, говорящей о высоком социальном положении изображенного человека, поражает тот реализм, с которым воплощен  здесь образ некрасивого, немолодого полного человека.

 

 

Слайд 27

Не менее яркой индивидуальностью отличается портрет царского писца Каи. Перед нами — уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, слегка плоским носом, Это лицо оживляют глаза, сделанные из различных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующую в то же время края век, вставлены куски алебастра для белка глаза и горного хрусталя — для зрачка, причем под хрусталь подложен небольшой кусочек полированного эбенового дерева, благодаря которому получается та блестящая точка, которая придает особую живость зрачку, а вместе с тем и всему глазу. Такой прием изображения глаз, вообще свойственный скульптурам Древнего царства, придает удивительную жизненность лицу статуи. Глаза писца Каи как бы неотрывно следуют за зрителем, в каком бы месте зала тот ни находился(Интересно, что феллахи, раскапывавшие под руководством французского орхеолога Мариэтта в конце 19 в. гробницы Древнего царства в Мегуме, войдя в гробницу Рахотена, побросали свои кирки и лопаты и в ужасе бросились прочь, увидев заблестевшие от проникшего в гробницу солнечного света глаза двух стоявших в ней статуй. ). Подобно статуе Хемиуна, и статуя писца Каи поражает правдивостью проработки не только лица, но и всего тела ключиц, жирных, дряблых мускулов груди и живота, столь свойственных человеку, ведущему сидячий образ жизни. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины.

 Слайд 28

В гробницах достаточно часто встречаются небольшие статуэтки, изображающие прислугу в момент совершения ею разнообразных хозяйственных работ. Скульптуры, изображающие людей из низшего сословия, полностью нарушают канонические принципы, применявшиеся для изображения фараонов.

Статуэтка изображает женщину-пивовара, наклонившуюся над чаном для пива.

 

Слайд 29

Изображения персонажей, не имеющих божественного сана, гораздо более естественны и менее формальны, нежели изображения фараонов. Это проявляется в более свободных позах и жестах, зачастую определяемых родом занятия человека или жизненными обстоятельствами; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения. Служанка изображена стоящей на коленях и перемалывающей зерно.

Слайд 30

Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много, ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным — видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало. Понятно, что и труд художников считался священнодействием. Ведущие художники — зодчие, скульпторы и живописцы (особенно зодчие) — были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Они гордились деяниями своих рук едва ли не так же, как цари своими победами; только гимны царей начинались словами: «я разрушил...», «я покорил...», а гимны художников — «я воздвиг...», «я соорудил...», «я выполнил работы прекрасные...»

Настенные росписи отличает плоскостность, яркость цветов. Египетские мастера работали клеевыми красками, обычно не смешивая их; полутона появились только в поздний период. Выразительность живописи строилась на чёткости силуэтов, контуры которых заполнялись яркими красками. Человека изображали не так, как видели, а таким образом, чтобы дать о нём наиболее полное представление: плечи, туловище и глаз на лице человека изображались анфас, лицо и ноги – в профиль.  

Слайд 31-33

Человек и его деятельность – главные темы гробничных рельефов и В захоронениях эпохи Древнего царства не было изображений богов, солнца и луны. Запечатлённый на стенах мир не был зеркальным отражением земного существования; это была искусственно созданная среда, обеспечивающая все потребности владельца гробницы. Рельефы и росписи разбиты на полосы и «читаются» как текст; они настолько точно и подробно передают повседневную жизнь египтян, что служат надёжным источником для её изучения. Однако, по сравнению с реальностью, в изображение загробного «мира-двойника» вносились определённые изменения. Не было сцен государственной службы, свидетельствовавшей о подчинённом положении. Настенные росписи отличает плоскостность, яркость цветов. Египетские мастера работали клеевыми красками, обычно не смешивая их; полутона появились только в поздний период. Выразительность живописи строилась на чёткости силуэтов, контуры которых заполнялись яркими красками. Человека изображали не так, как видели, а таким образом, чтобы дать о нём наиболее полное представление: плечи, туловище и глаз на лице человека изображались анфас, лицо и ноги – в профиль.

 Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных работ, труда ремесленника, разного рода хозяйственных работ, охота рыбная ловля, погребальные шествия, заупокойный культ, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей, плывущие лодки, животные и так далее. Разумеется, росписи изобилуют портретами самого хозяина гробницы. Как правило, он принимает подношения или следит за исполнением хозяйственных работ.

 

Слайд 34

При воспроизведении животных египетские художники использовали все возможные средства для достижения максимального натурализма. Звери, птицы и рыбы выписаны в живой и естественной манере; они представляют резкий контраст со скованностью и искусственностью поз человеческих фигур.

 

Слайд 35

Настенное изображение является важнейшим элементом древнеегипетской культуры. Выполненные в гробницах росписи и рельефы выступали как бы «двойником» действительности. Изображенные на стенах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Вследствие этого египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств и эмоций. С другой стороны, магические свойства изображения в большой степени зависели от качества росписи — отсюда та тщательность, с которой они выполнены, и изобилие бытовых деталей. В настенные росписи органично включались надписи, поясняющие изображаемые сцены.

До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых художники строго придерживались определенных правил. Строгие законы для создателей произведений искусства были выработаны в эпоху Древнего царства и назывались они канон.

  

Происхождение канона

Египетского художника волновала лишь одна задача - служение Маат, той, что освещает небо и землю светом Истины.

Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремесел, строительством храмов. По велению сердца, облеченному в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы, и создал их тела, воплощением которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул "старейшина художников".
Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.

Что такое канон?
Само слово "канон" в переводе с греческого означает "закон", "правило".
Платон упоминает об "образцах" служивших в Египте наглядными моделями для выражения правил канона, которые, очевидно, существовали для каждого вида искусства, почитались священными и были причислены к области сокровенных знаний.

В герметических текстах Египет назывался "образом неба", "храмом всего мира" потому, что он - страна, где переносят на землю то, что "организуется и выбирается на небе" (герметический трактат Асклепий).
В этом понимании, каноном древнеегипетского искусства мы можем назвать сумму правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться предназначению искусства - стать посредником между миром богов и миром людей.
Канон был стержнем искусства на протяжении всего существования египетского государства. Менялись стили и технические приемы изображения, развивались и обновлялись традиции - канон же оставался неизменным.

Символический язык канона



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.