Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общество. Культура



 

Человек – существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Индивид - это единичное природное существо, носитель индивидуально своеобразных черт. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств, а именно: способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Социализация - процесс усвоения культурного богатства общества, норм и правил поведения. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Индивидуальность – сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает человека от других людей. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Потребности - это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Деятельность – сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Субъект деятельности – человек (социальные группы, общество в целом). (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Объект деятельности – то, на что/на кого направлена деятельность (предметы, явления и процессы окружающего мира, люди, социальные группы, общество в целом). (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Мотив – осознание человеком недостатка в чем-либо. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Цель – образ желаемого результата деятельности. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Игра – свободная развивающая деятельность, осуществляемая, как правило, по желанию ради удовольствия от самого процесса деятельности. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Учение/познание – целенаправленный процесс получения знаний и умений, необходимых для жизни в обществе и профессиональной деятельности. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Труд – процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого он создает предметы (продукты), необходимые для удовлетворения его и общества. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемые потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, мыслями, чувствами. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других людей. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Задатки - потенциальные возможности человека, присущие каждому от рождения, физические качества, особенности строения мозга и нервной системы. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Одаренность - это такое сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той или иной деятельности. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Талант- это высокий уровень развития способностей, прежде всего социальных. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Гениальность- это наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

 

В узком смысле общество:
- это определённый этап исторического развития.
- это группа людей, объединившихся для общения или какой-либо совместной деятельности.

(Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


В широком смысле общество:
- это все человечество в прошлом, настоящем и перспективе.
- это все население Земли, совокупность народов и стран.

(Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Духовная общественная жизнь - наука, образование, искусство, религия, мораль и т.д. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Экономическая сфера общественной жизни - производство и потребление, предпринимательство, денежные отношения. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Социальная сфера общественной жизни - социальная структура общества, социальные группы, этносы, семья. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Политическая сфера общественной жизни - организация политической власти, государство, партии, права граждан. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Социальные изменения – различные перемены, происходящие в обществе (экономике, политике, культуре) и отдельных социальных группах в течение некоторого времени. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Эволюционные изменения – частичные, постепенные изменения. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Революционные изменения – резкие коренные изменения политического строя, экономики, социальной структуры, техники и технологий и т.п. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Глобальные проблемы - комплекс проблем человечества, от решения которых зависит его дальнейшая судьба. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Культура - это совокупность достижений человечества в социально- экономической, политической и духовной жизни; уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Наука - сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Искусство - это форма духовной культуры, которая представляет собой отражение окружающей деятельности в художественных образах. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Художественный образ - отражает видение творцом какого-либо объекта или явления деятельности, отношение к нему творца. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Главный критерий оценки произведения искусства - это тот эмоциональный отклик, душевные переживания, которые оно вызывает у зрителя, слушателя. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Образование - это процесс приобщения человека к культуре, знаниям о мире и ценностям общества, накопленным предшествующими поколениями. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Мораль - это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношения к другим людям, окружающей среде и самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Добро - понятие морали, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощи ближнему или даже незнакомому человеку, животному и растительному миру. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Зло - понятие, противоположное понятию «добро», связанное с намеренным, умышленным, сознательным причинением вреда, ущерба, страданий. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Долг - обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Совесть - форма морального самоконтроля личности. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Честь - осознание индивидом своего общественного значения и требования признания этого значения со стороны общества. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Гуманизм - мировоззрение, которое рассматривает человека как высшую ценность. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)


Гражданственность – моральное поведение человека по отношению к своей стране: честное выполнение гражданских обязанностей, интерес к судьбе Родины, преданность ей. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Патриотизм - высокое чувство любви и преданности Отечеству, готовность подчинить его интересам свои частные интересы. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Религиозная вера - определенные эмоциональные переживания человека, проявляемые по отношению к богу. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Мировые религии – религии со значительным числом последователей по всему миру, которые не ассоциируются с какой-либо национальной или государственной общностью. (Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Индивид - единичный представитель человеческого рода. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

 

Личность - совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Индивидуальность - неповторимые, оригинальные черты. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Потребность - нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Интерес - целенаправленное отношение человека к какому-либо субъекту его потребности. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Мышление (в широком смысле) - способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных, временных и пр.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Язык - определённая знаково-систолическая система, в которой сохраняется и передаётся информация. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Анализ - мысленное разложение предмета на составляющие его элементы. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Синтез - мысленное объединение отдельных элементов целого. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Сравнение - установление сходства или различия объектов. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Обобщение - переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов или родов. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Абстрагирование - мысленное отвлечение от ряда качеств познаваемого объекта в целях выявления и ясного понимания какого-то одного из них. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Моделирование - исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Понятие - мысль, фиксирующая существенные общие признаки объектов, группы, класса объектов. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Суждение - форма мысли, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Умозаключение - форма мысли, в которой на основе имеющихся суждений логически выводится новое суждение. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Дедукция - метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Индукция - метод мышления на основе перехода от частного положения к общему. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Внутренняя речь - внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Деятельность - это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого человек сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Познание - активное отражение действительности в сознании человека; процесс постижения человеком новых фактов, явлений, закономерностей развития природы, общества, самого себя. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Знания - это:

1. результат познания

2. способности, умения, навеки, которые базируются на осведомлённости о каком-либо объекте

3. познавательно значимая информация

4. особая познавательная единица, выражающая отношение человека к его действительности

(Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Истина - знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета (адекватное отражение действительности). (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто или изменено. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Относительная истина - ограниченно верное знание. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Критерий истины - это то, что позволяет отличить истину от заблуждения или лжи. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Социальное познание - процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Социализация - это осуществляющийся на протяжении всей жизни человека процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Агенты (институты) социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Духовная жизнь - сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Духовный мир - сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей, предпочтений и пр. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Общественное сознание - совокупность представлений людей об общественных явлениях и процессах. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Идеология - система теоретических взглядов, отражающих степень познания обществом (социальной общностью, социальной группой) мира в целом и отдельных его сторон, явлений, процессов, а также основные цели общественного развития. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Общественная психология - совокупность чувств, настроений, традиций, побуждений и т.п., характерных для данного общества в целом и для отдельных социальных общностей, групп. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Менталитет - устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп (этносов, социальных страт), обусловливающий особенности их реагирования на факты и процессы реального мира. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Индивидуальное сознание - отражение социальных явлений и процессов конкретным человеком через призму условий его воспитания, жизни и деятельности. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Социальная микросреда - непосредственное социальное окружение человека. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Макросреда - население региона, страны. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Мегасреда - современный мир в целом. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Мировоззрение - система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу, природе и самому себе. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Гуманизм - концепция человеческого бытия и основанное на ней мировоззрение, утверждающее ценность человека, его индивидуальности и достоинства, прав и свобод, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Гуманизм (в узком смысле) - нравственный принцип в отношениях между людьми, деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни, удовлетворению его потребностей и развитию способностей. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Самосознание - определение человеком себя как личности, осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мотивов, действий. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Социальные ценности ( в широком смысле) - это значимые для удовлетворения потребностей человека и общества явления и предметы реальной действительности. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Социальные ценности (в узком смысле) - нравственные, религиозные и эстетические образцы, представления, требования, выработанные в процессе деятельности. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Социальные нормы - ценности, которые способны влиять на деятельность людей, регулировать её. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Политическое сознание - совокупность чувств, традиций, образцов, идей и целых теоретических систем, отражающих властно значимые интересы социальных общностей, групп, их взаимоотношения и отношение к политическим институтам общества. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Политическая психология - политические чувства, эмоции, настроения, мнения и другие психологические компоненты и стороны политической жизни общества и личности. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Политическая идеология - система теоретических взглядов. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с различными общественно-политическими силами. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Форма политического поведения - совокупность сознательных действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами и направленных на достижение в какой-либо социально значимой цели, а также бессознательных поступков, вызванных эмоциональным состоянием индивида. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Общество. Культура

 

Общество - совокупность форм объединения людей и способов их взаимодействия. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Общество - объединённая совместной деятельностью группа людей, историческая эпоха, население какого-либо региона, страны, всё ныне живущее человечество. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Социальный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и общества. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Социальное взаимодействие - систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Общественные отношения - стабильно повторяющееся социальное взаимодействие. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Прогресс - развитие общества от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему, от простого к сложному. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Регресс - возвращение к изжившим себя структурам, деградация, утрата способности к выполнению некоторых функций. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Реформа - преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Революция - радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённый с открытым разрыли с предыдущим состоянием. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Глобализация - процесс становления единого человечества. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Культура - это:

1. совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы

2. совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни

3. уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культура труда, культура потребления, правовая культура)

4. характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций

5. уровень, степень развития человека как члена общества.

(Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Субкультуры - культуры, создаваемые представителями отдельных социальных групп (возрастных, территориальных, профессиональных, конфессиональных и др.). (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Народная культура - культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Массовая культура - культура, появившаяся в индустриальном обществе и связанная с развитием массового производства, технических средств коммуникации; культура общедоступная, отражающая насущные духовные потребности широких масс. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Элитарная культура - культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к воспитанию сложных по форме и содержанию произведений. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Экранная культура - культура, формирующаяся на этапе перехода к постиндустриальному обществу и связанная с информационными технологиями и виртуальным миром. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Диалог культур - взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами, сформировавшимися на заре истории человечества свой комплекс специфических черт. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Мораль - специфический способ регулирования общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого - утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Религия - мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование сверхъестественных сил. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Религия - одна из форм духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира индивидом, социальной группой, обществом в целом. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Религиозное сознание - вера в наличие сверхъестественных сил, возможность общения с этими силами, в истинность религиозных догматов и священных текстов, в религиозные авторитеты. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Культ - система ритуалов, обрядов, внешняя форма проявления веры. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Мировые религии - группа религий, отличающаяся распространённостью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от их этнической и политической принадлежности, наибольшим число верующих. (Обществознание.10 класс. Модульный триактив-курс, Авторы: Котова О.А., Лискова Т.Е)

 

Способности - индивидуально-психологические особенности, имеющие отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Характер - совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.

Темперамент - совокупность устойчивых психических особенностей личности, характеризующих динамику протекания психических процессов и состояний.

Обыденное (житейское) мировоззрение- порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей.

 

Религиозное мировоззрение- признание сверхъестествен­ного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни.

 

Философское мировоззрение- теоретическое обоснование со­держания и способов достиже­ния обобщенных знаний о действительности, установле­ние норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

 

Научное мировоззрение- теоретическое осмысление ре­зультатов научной деятельно­сти людей, обобщенных итогов человеческого познания.

 

Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

 

Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления, являющееся основой научной картины мира, поскольку описывает законы его развития.

 

Эмпирический уровень познания — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.

Теоретический уровень познания– это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

 

Наблюдение –восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения).

 

Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях).

 

Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия).

 

Измерение –определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).

 

Анализ –процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).

Синтез– процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме «Имя существительное»).

 

Индукция —переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).

 

Дедукция — выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).

 

Абстрагирование –отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.).

 

Моделирование –создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).

 

Аналогия –изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель).

 

Идеализация — мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).

 

Классификация– объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).

 

Формализация – знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)


Чувственное познание -это уровень познания, который опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

 

Рациональное познание - это уровень познания, основанный на абстрактном мышлении, позволяющий человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

 

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

 

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

 

Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств..

 

Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта.

 

Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.

 

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение и



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.