Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕСТОИМЕНИЕ. ГЛАГОЛ



МЕСТОИМЕНИЕ

Упражнение 13. Выберите нужное местоимение.

       1) Поезд останавливался на (каждой, любой всякой) станции. 2) Волевой человек преодолеет (каждые, любые, всякие) трудности. 3) (Каждый, любой, всякий) патриот любит свое отечество. 4) (Каждый, любой, всякий) день приносит нам свои радости. 5) (Каждый, любой, всякий) человек может научиться плавать. 6) Не надо говорить (каждую, любую, всякую) ерунду. 7) На (каждого, любого, всякого) мудреца довольно простоты. 8) Он опытный работник и знает все тонкости в (своем, его) деле. 9) Герои картины борются за (свои, их) права. 10) Спортсмен преодолел планку выше (своего, его) роста. 11) Мать взяла детей (с собой, с ней) на прогулку. 12) Больной попросил медсестру налить (себе, ему) воды.

ГЛАГОЛ

 

Упражнение 14. От данных глаголов образуйте формы 1-го и 3-го лица, единственного числа настоящего ( будущего)  времени (прочитать:  (я) прочитаю) –  (он, она) прочитает). Учтите, что от некоторых глаголов может быть образовано две формы в зависимости от смысла. Отметьте глаголы, не употребляющиеся в форме 1-го лица единственного числа, укажите причины ее отсутствия.

       Затмить, убедить, дерзить, обстричь, обречь, бриться, столпиться, махать, колыхать, обезопасить, дудеть, мерцать, полоскать, ладить, поразить, брызгать, капать, двигать.

 

Упражнение 15. От следующих глаголов образуйте, если возможно, формы 2-го лица ед. числа повелительного наклонения.

ездить                   ехать                     поехать                 уехать        бежать

положить              класть                   лечь                       захотеть    смочь

поить                    почистить             вынести                выйти        выкинуть

лакомиться

 

Упражнение 16. Проанализируйте употребление видов глаголов в данных предложениях. Устраните "видовой разнобой", исправьте предложения.

       1) Участники конференции активно обсудили доклады, делились с коллегами опытом и брали на себя новые обязательства. 2) Мы старательно закрепляли первые скромные успехи, стремились углубить и расширить их, повели организованную борьбу с недостатками. 3) Проверить все данные опытов и описывать их оказалось невозможным. 4) Основная задача школы состоит в том, чтобы воспитывать учащихся, вооружить их знаниями.

Упражнение 17. Выберите правильные варианты.

       1) Он часто (а) ложит, (б) кладет вещи на стол. 2) Писателем (а) движет, (б) двигает чувство гордости. 3) Я (а) ощущу, (б) смогу ощутить это, когда испытаю подобное. 4) Я (а) побежу, (б) смогу победить, (в) одержу победу. 5) Я (а) убежу, (б) убеждю, (в) смогу убедить, (г) сумею убедить всех в правильности моего решения. 6) (а) После лекции слушатели нередко задерживаются в аудитории. (б) После лекции слушатели нередко остаются в аудитории. (в) После лекции слушателей нередко задерживают в аудитории. 7) Он (а) откликается, (б) откликался на события окружающей жизни и (в) отмечал, (г) отмечает зарождающиеся в ней явления. 8) Чтобы правильно (а) составить, (б) составлять документы, необходимо тщательно (в) изучить, (г) изучать документоведение. 9) В центре повести представитель (а) нарождающего, (б) нарождающегося класса. 10) На собрании были представители всех отделов, за исключением двух сотрудников (а) отсутствующих. (б) отсутствовавших по уважительной причине.

Упражнение 18. Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже, составьте предложения:

1. Согласно (устав университета, указ президента, постановление Государственной Думы). 2. Благодаря (помощь и поддержка соотечественников, выгодное финансовое положение, забота близких, собственное старание). 3. Вопреки (ожидание, сложившийся ход вещей, рекомендации специалистов). 4. Наперекор (здравый смысл, желание матери, сложившиеся обстоятельства). 5. По (возвращение из-за границы, приезд в чужую страну, окончание университета, прибытие на корабль).

 


Упражнение 19. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.

1. Мой брат очень (а) талантливый / (б) талантлив) и (в) способный / (г) способен. 2. Кто из вас (а) виноватый / (б) виноват, кто (в) правый / (г) прав, – разберемся. 3. Он из тех людей, которые (а) способные / (б) способны на самопожертвование. 4. С возрастом угловатая девочка превратилась в (а) красивую / (б) красивейшую / (в) наикрасивейшую девушку. 5. Этот перевал наиболее (а) опасный) / (б) опасен / (в) опаснейший для перехода в зимнее время. 6. Как показала проверка, сведения, указанные в письме, (а) верны / (б) верные. 7. Эта женщина всегда (а) милая / (б) мила и (в) очаровательная / (г) очаровательна. 8. В Никитском саду растут (а) редчайшие / (б) наиредчайшие / (в) самые редкие породы деревьев. 9. Уроки истории всегда были мне (а) интересные / (б) интересны / (в) интереснейши. 10. Необходимо завершить работу в (а) близкое / (б) ближайшее / (в) самое ближайшее время и в (г) краткие / (д) кратчайшие / (е) самое кратчайшие сроки.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.