|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семинарское занятие 3-4. школа и педагогика эпох средневековья и ВозрожденияСеминарское занятие 3-4 школа и педагогика эпох средневековья и Возрождения план 1. Система средневековых школ. 2. Воспитание светских феодалов. Возникновение системы образования для девочек. 3. Возникновение первых университетов в Западной Европе и организация обучения. 4. Культура эпохи европейского Возрождения. «Дом радости» Викторино де Фельтре. 5. Педагогические идеи Томаса Мора и Томазо Кампанелли. 6. Гуманистические идеи образования и воспитания.
В результате изучения темы необходимо знать: · идеал и особенности монашеского воспитания; · цель и особенности рыцарской системы воспитания; · виды школ, возникших в раннем средневековье; · названия и даты возникновения первых средневековых университетов, особенности их развития; · основные педагогические идеи мыслителей того времени (Пьер Абеляр, Винсент Бове, Фома Аквинский) · значение средневековой школы и педагогики для последующего развития образования; · характерные черты педагогики средних веков; · основные идеи эпохи Возрождения; · основные идеи итальянского гуманиста Томазо Кампанеллы (трактат «Город солнца»); · сюжет и смысл книги Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»; · педагогические идеи М.Монтеня; · дидактические проблемы и проблемы нравственного воспитания Х.Л. Вивеса; · педагогические труды и идеи Эразма Роттердамского; · гуманистические идеи английского мыслителя Т.Мора. В результате изучения темы необходимо уметь: · путем анализа и сравнения выделять главные особенности различных педагогических систем; · на основе обобщения определять характерные черты педагогики того времени. · составлять структурно-логические схемы. · точно и грамотно формулировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, дополнять и оценивать ответы сокурсников; · самостоятельно обрабатывать и структурировать информацию; · составлять план ответа; · оценивать свою деятельность. Литература для самостоятельной работы: 1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-300с. 2. Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст]/ А.Н.Джуринский.- М.: Владос, 2000.- 432с. 3. Джуринский, А.Н. Педагогика: история педагогических идей [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-352 с. 4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] /под ред. З.И.Васильевой.- М.: Академия, 2001.- 416с. 5. История педагогики и образования [Текст]/под ред. А.И.Пискунов / А.И.Пискунов, Р.Б. Вендеровская, В.М.Кларин и др..- М.: Сфера, 2001.- 512с. 6. История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.- Сфера, 1997.- 192с. 7. История педагогики. Ч. 2. С XVII в. до середины XX в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М. - Сфера, 1997.- 304с. 8. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты [Текст]/ Г.М. Коджаспирова.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-224 9. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (x в. – начало xx в.) [Текст] / Д.И. Латышина.- М.: ФОРУМ, 1998.- 584 с. 10. Образ человека в зеркале гуманизма: Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.) [Текст] / сост. Н.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцева.- М.: Изд-во УРАО, 1999.- 400 с. 11. Романюк, Л.В. Практикум по истории общей и дошкольной педагогики [Текст] / Л.В.Романюк, Э. В. Онищенко // М.: ВЛАДОС, 2001.- 176 с. 12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст] /сост. А.И.Пискунов.- М.: Просвещение, 1981.-528с.
Задание 1. Составьте структурно логическую схему: «Виды учебных заведений воспитания в эпоху средневековья в странах Западной Европы»,кратко описав виды, содержание, методы, формы обучения и воспитания. Задание 2. Опираясь на исторический материал, напишите мини-сочинение на тему «Я - студент Парижского университета эпохи Средневековья». Задание 3. Закончите предложения: o Идеалом монашеского воспитания провозглашалось… o Автором учебного руководства для монахов, создателем первых средневековых учебников по арифметике, логике, музыке и др. являлся… o Он сыграл важную роль в создании новой идеологии обучения и воспитания. … попытался соединить светское знание и христианскую веру. Его основной трактат … o … предложил оригинальный метод «да - нет», заключавшийся в сопоставлении разных точек зрения в дискуссиях и комментариях. o Автором произведения « Об обучении детей благородных особ», является… Задание 4. Заполните таблицу: « Сословное семейно- домашнее воспитание»
Задание 5. Поясните понятия: Большие школы - это …. Малые школы – это… Внутренняя школа – это… Внешняя школа – это … Задание 6. Дополните схему: «Содержание образования в церковной школе повышенного типа». Объясни, почему подчеркнуты именно эти предметы? Программа «Семь …….искусств» ↓ ↓ Тривиум …… ↓ ↓ Грамматика, …, … Арифметика, …, …, музыка Задание 7. Перечислите виды городских школ. Назови особенности их функционирования. Задание 8. Определите профильные направления университетов. Соедини стрелками.
Задание 9. Кратко сформулируйте значение средневековой школы и педагогики для последующего развития образования. Задание 10.Закончи предложение: Эпоха Возрождения называется так, потому что… Гуманисты эпохи Возрождения выдвигали на первое место культ … Величайшей ценностью в эпоху Возрождения было принято…личности. Отношение к телесным наказаниям было … Процесс обучения понимался как сознательный,….и…. Если средневековая школьная традиция почитала, прежде всего, философию Аристотеля, то теперь на первое место выходят идеи Платона. Задание 11 .Заполни таблицу, используя утопию Т.Кампанеллы «Город Солнца»
Задание 12. Сделайте иллюстрации к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Поясни эти иллюстрации с использованием цитат. Задание 13.Напишите сочинение на тему «Идеи М.Монтеня, которые я буду использовать в своей педагогической практике». Задание 14.Определите, характеристики каких философов и педагогов приведены ниже. · Педагог - гуманист, философ, учитель дочери английского короля, оставил огромное количество учеников почти во всех странах Европы, назван современниками вторым Квинтилианом, автор первого в истории педагогики трактата о воспитании женщины, ему принадлежит выдвижение принципа природосообразности в воспитании детей. · Социалист-утопист, 27 лет находился в тюрьме как бунтарь и еретик, мечтал о создании мирового государства экономического и политического равенства. · Христианский гуманист, окончил Парижский университет, друг Т.Мора, впервые в мировой педагогике показал воспитание как форму становления и развития человека, отстаивал природное равенство людей. Задание 15.Назовите основные педагогическиетруды Э. Роттердамского. Задание 16.Составьте развернутый план ответа по теме «Педагогика Э. Роттердамского». Задание 17.Составьте ответ по следующей схеме. Педагогические идеи Т.Мора Основное произведение. Право на обучение. Образование женщин. Язык преподавания и круг учебных предметов. Физическое воспитание. Нравственное воспитание. Трудовое воспитание. Задание 18.Сделайте анализ собственной работы, ответив на вопросы. Какие чувства и ощущения возникали у меня во время работы? Каковы мои главные результаты по данной теме? Благодаря чему мне удалось их достичь? Какие трудности встретились во время выполнения заданий, и как я их преодолевал? Мои вопросы, возникшие в связи с этой темой.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|