Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Функциональные стили речи



Тема: Функциональные стили речи

 

Функциональный стиль речи– это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Научный стиль

Языковые особенности:

- предварительное обдумывание высказывания,

- монологический характер,

- строгий отбор языковых средств,

- нормированность речи,

- использование терминов,

- точность,

- следование определенной структуре рассуждения,

- наличие в текстах конкретных фактов, цифр, цитат, ссылок на другие научные труды

Адресат – ученые, студенты, школьники, люди, интересующиеся наукой.

Цель– передача точных научных фактов, обучение.

Подстиль – научно-популярный, цель которого заинтересовать неспециалиста научной информацией.

Жанры:

• научная статья;

• монография;

• диссертация;

• научно-популярная статья;

• лекция и т.д.

 

Официально-деловой стиль

Языковые особенности:

- «стиль документа»,

- унифицированность языковых средств,

- большое количество языковых клише (стандартных формул),

- канцеляризмы, которые уместны как специфическая лексика (своего рода термины); ни в одном другом стиле они не используются.

Адресат– официальное лицо, делопроизводитель.

Цель– передача официальной фактической информации в сжатой форме.

Жанры:

- заявление,

- докладная записка,

- рапорт и т.п.

Разговорный стиль

Языковые особенности:

- общеупотребительные, нейтральные слова,

- разговорные, просторечия,

- оттенок торжественности,

- оценочно-эмоциональная лексика,

- интонация, мимика, жесты.

Адресат – собеседник.

Важнейшая форма (жанр) – диалог. Используется в широкой сфере личных, т.е. неофициальных, внеслужебных отношений. Этот стиль чаще называют разговорно-бытовым, но более точно было бы назвать его разговорно-обиходным, так как он не ограничивается только бытовой стороной, а используется как средство общения практически во всех сферах жизни – бытовой, семейной, производственной, общественно-политической, учебной, научной, культурной, спортивной.

Цель – коммуникация, эмоциональная передача информации.

 

Публицистический стиль

считается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями.

Подстили:

- политико-агитационный (воззвания, приказы, прокламация),

- официальный политико-идеологический (партийные документы),

- собственно публицистический – в узком смысле слова (памфлеты, очерки, фельетоны и т. п.),

-  газетный.

Адресат– целевая аудитория.

Цель– проинформировать и убедить.

Жанры:

• агитационные выступления,

• передовая статья,

• теоретико-политическая статья,

•  идеологическая консультация,

• международный обзор,

• корреспонденция,

• репортаж,

• фельетон, памфлет,

• морально-этическая статья,

• очерк,

• спортивные обозрения и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.