|
|||
Тема: Функциональные стили речиТема: Функциональные стили речи
Функциональный стиль речи– это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Научный стиль Языковые особенности: - предварительное обдумывание высказывания, - монологический характер, - строгий отбор языковых средств, - нормированность речи, - использование терминов, - точность, - следование определенной структуре рассуждения, - наличие в текстах конкретных фактов, цифр, цитат, ссылок на другие научные труды Адресат – ученые, студенты, школьники, люди, интересующиеся наукой. Цель– передача точных научных фактов, обучение. Подстиль – научно-популярный, цель которого заинтересовать неспециалиста научной информацией. Жанры: • научная статья; • монография; • диссертация; • научно-популярная статья; • лекция и т.д.
Официально-деловой стиль Языковые особенности: - «стиль документа», - унифицированность языковых средств, - большое количество языковых клише (стандартных формул), - канцеляризмы, которые уместны как специфическая лексика (своего рода термины); ни в одном другом стиле они не используются. Адресат– официальное лицо, делопроизводитель. Цель– передача официальной фактической информации в сжатой форме. Жанры: - заявление, - докладная записка, - рапорт и т.п. Разговорный стиль Языковые особенности: - общеупотребительные, нейтральные слова, - разговорные, просторечия, - оттенок торжественности, - оценочно-эмоциональная лексика, - интонация, мимика, жесты. Адресат – собеседник. Важнейшая форма (жанр) – диалог. Используется в широкой сфере личных, т.е. неофициальных, внеслужебных отношений. Этот стиль чаще называют разговорно-бытовым, но более точно было бы назвать его разговорно-обиходным, так как он не ограничивается только бытовой стороной, а используется как средство общения практически во всех сферах жизни – бытовой, семейной, производственной, общественно-политической, учебной, научной, культурной, спортивной. Цель – коммуникация, эмоциональная передача информации.
Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Подстили: - политико-агитационный (воззвания, приказы, прокламация), - официальный политико-идеологический (партийные документы), - собственно публицистический – в узком смысле слова (памфлеты, очерки, фельетоны и т. п.), - газетный. Адресат– целевая аудитория. Цель– проинформировать и убедить. Жанры: • агитационные выступления, • передовая статья, • теоретико-политическая статья, • идеологическая консультация, • международный обзор, • корреспонденция, • репортаж, • фельетон, памфлет, • морально-этическая статья, • очерк, • спортивные обозрения и др.
|
|||
|