Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русская духовная музыка. Тезаурус



Русская духовная музыка

Крещение Руси в 988 году оказало большое влияние на жизнь русского народа. Христианская вера пришла на смену языческим обрядам. Религия стала толчком к развитию многих видов искусства: появились духовная музыка, иконопись, храмовая архитектура.

 

«Русские женщины XVII столетия в церкви». Художник Андрей Рябушкин

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

- народное искусство Древней Руси;

- противопоставление фольклора и церковной музыки;

- древнее музыкальное искусство после Крещения Руси;

- духовная музыка М. С. Березовского.

Тезаурус

Идол – статуя, изваяние, которым язычники поклоняются как божеству.

Скоморохи – это странствующие актёры, бывшие одновременно певцами, танцорами, музыкантами, акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок.

А капе́лла – это пение без музыкального сопровождения.

Унисон – это одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах.

Многоголосие – это склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических голосов.

 

Древние славяне до Крещения Руси были язычниками. Они думали, что природные явления: дождь, грозу, засуху, жару и холод, вызывают на земле боги. В честь этих богов они совершали обряды: пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Чтобы поклоняться этим богам, славяне изготавливали идолов. Идол – это статуя, изваяние, которой поклоняются язычники как божеству.

До сих пор популярностью пользуется языческий праздник – день Ивана Купалы. В ночь накануне праздника было принято купаться или мыться в бане, прыгать через костёр, плести венки, искать папоротник. День этот отмечается летом и посвящён летнему солнцестоянию. В древности люди по большей части были неграмотными, не умели писать и читать, песни и сказания передавались из «уст в уста». Старшее поколение передавало младшему, а младшее – дальше, своим детям. Такое устное народное творчество называется фольклор. Существовало два типа артистов: певцы-сказители и скоморохи.

 

Певцы-сказители аккомпанировали себе на гуслях. Образы самых известных гусляров, Баяна и Садко, встречаются в творчестве русских композиторов: Баян в опере Глинки «Руслан и Людмила», «Садко» в одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова.

В противовес серьёзным сказителям выступали скоморохи. Это странствующие актёры, бывшие одновременно певцами, танцорами, музыкантами, акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок.

Их выступления были связаны с праздниками, гуляниями, часто они поднимали острые темы в своих выступлениях. Обычно их изображают с музыкальными инструментами: гуслями, дудками, гудками и бубнами.

Николай Андреевич Римский-Корсаков изобразил скоморохов в балетном фрагменте в опере «Снегурочка». Благодаря скоморохам на Руси развивались литературные жанры: эпос, поэзия, драма.

 

Другое направление в музыке Древней Руси появилось в связи с эпохальным событием – Крещением. Произошло Крещение Руси в 988 году.

Киевский князь Владимир Святославович провозгласил христианскую веру. Красота богослужения христиан, увиденная в Греции, поразила его послов. После этого языческие традиции стали уходить на второй план, скоморохи были подвержены гонению. Их высылали из городов, отбирали музыкальные инструменты.

Древнее церковное пение было одноголосным и без сопровождения. Такое пение без сопровождения называется «а капелла». Нот в привычном понимании не существовало. Мелодия обозначалась специальными значками. Они назывались «знаменами». Отсюда и пошло название знаменного пения.

 

Трудами многих великих подвижников постепенно вырисовывался тот облик церковного пения, который наиболее соответствовал духу истинности православия. В середине VIII в. преподобным Иоанном Дамаскинм была окончательно сформирована система омогласия — распределение всего круга церковных песнопений на восемь групп, восемь певческих гласов. Число восемь для христиан весьма символично — оно символизирует будущий, бесконечный век. Для каждого гласа характерно свое особое настроение, звучание, свои мелодические обороты. В них звучат разные оттенки духовных состояний человека: глубокое покаяние, умиление или победоносное торжество. Воскресные тропари, стихеры, каноны, написанные в разное время разными песнотвоцами, а в значительной степени и самим Иоанном, были собраны им и приведены в стройную, упорядоченную систему. Это собрание получило название «Октай» — по числу гласов («окта» — восемь).

 

На Руси богослужебное пение начало развиваться вместе с принятием христианства и устроением первых храмов, а также переводом богослужебных книг. Греческие напевы прижились по-своему на славянской земле — они приобрели большую плавность и напевность. Русские распевщики нередко как бы переводили Дамаскиновы напевы на русский музыкальный язык, сохраняя основные контуры. На Руси церковные напевы издавна были исключительно мягкими и плавными.

Знаменное пение на Руси звучало не только в церкви, но и дома, певческая культура была широко распространена и любима. Рукописная крюковая книга бытовала во всех слоях населения — от великокняжеской и боярской среды до последнего раба. Пели по крюкам великие князья, средние и мелкие служилые люди в городах, пели простые крестьяне, кабальные работники и холопы, о чем свидетельствуют летописи.

Знаменное пение не просто прижилось на российской почве: оно обогатилось множеством новых песнопений, написанных русскими распевщиками. Именно в России были введены красные (киноварные) пометы, точно указывающие высоту звука каждого знамени. С середины XV века стали появляться первые знаменные азбуки. Появилось множество школ знаменного пения, певческая традиция передавалась от учителя к ученику, от одного поколения другому.

Запись мелодии знаменного распева осуществляется с помощью специальных знаков — знамен или крюков. Отсюда и название пения: знаменное или крюковое. Каждое знамя несет в себе информацию о количестве звуков, их продолжительности и особенности исполнения. Для грамотного певца само начертание крюка в соединении с названием является выражением сути и указанием на то, как его следует исполнять: стремящиеся ввысь «стрелы» и «голубчики», статичные «статии» — светлая, мрачная, простая; мягкие очертания «запятой» не позволяют исполнить ее с усилением звука, а энергичный размах «крюка» напротив, диктует ударение. Черные крюковые строчки с красными пометами посредством голоса певца преобразуются в удивительную мелодию, которая подчеркивает слова песнопения и усиливает его воздействие на душу молящегося (в богослужебном пении слово первично, а мелодия второстепенна). Именно поэтому в древности слова «молитва» и «пение» зачастую имели одинаковый смысл.

Кроме восьми гласов пения выделяют еще и различные «распевы»: демественный, путевой, иргизский, киевский, болгарский. «Путь» и «демество» — это стилевые разновидности знаменного пения, которые и дают названия распевам: большой и малый демественный, путевой, большой путевой. Для записи песнопений демественного распева существует своя особая нотация, ее знамена существенно отличаются от обычных крюков. Названия остальных распевов — «роспевов», как писали в старину, — чаще всего происходят от географического названия местности или монастыря, где этот распев был написан и исполнялся.

 

В древнерусской богослужебной традиции голоса певцов не разделяются в многоголосье на различные партии, но сливаются воедино, творя молитву «едиными усты и единым сердцем». Именно поэтому знаменному пению свойственны особенный молитвенный настрой, фундаментальность и беспристрастность. Унисонное исполнение песнопений — это важнейший принцип древнего богослужебного пения, который красноречиво выражает единение, христианское смирение и любовь.

Исторические события в России второй половины XVII ст. поставили под угрозу существование древнего богослужебного пения: в этот период проводятся реформы патриарха Никона, повлекшие за собой трагедию церковного раскола. Церкви пореформенной стал гораздо ближе по духу и содержанию итальянский партес. Скромный, благородный голос знаменного распева продолжал звучать лишь у гонимых приверженцев древнего Православия, вовсе не принявших никоновских новин.

Гонения на старую веру продолжались в течение без малого трех столетий, то немного ослабевая, то возобновляясь с новой жестокостью. Старообрядческие скиты и моленные, бывшие в том числе и центрами духовного образования, время от времени подвергались разорению, сами староверы — разного рода преследованиям и ущемлениям. Старые книги — в том числе и певческие — предавали огню. Старообрядцам было запрещено создавать школы и училища. Чтобы сохранить свою веру, духовные и культурные ценности, многое приходилось делать тайком от властей, в глубоком подполье. Таким образом, существовала не одна певческая школа: разоренная в одном населенном пункте, она зачастую возникала в другом, и продолжала действовать, передавая неоценимые познания.

Знаменный распев – это сплав византийской культуры с русскими народными традициями. Один из известных распевов: «Покаяния отверзи ми двери».

Знаменный распев – это музыка сосредоточения, погружения. Звучит величественно и строго. Голоса звучат в унисон.

Унисон – это одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах.

С XV века появляется многоголосная церковная музыка.

Многоголосие – это склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических голосов.

В семнадцатом веке на русских музыкантов стала оказывать влияние музыка Западной Европы. Старая культура одноголосного знаменного пения стала вытесняться новой, многоголосной.

Вершиной многоголосного церковного пения считается духовный концерт. Этот жанр появился на Руси в XVIII веке.

Один из наиболее известных и значимых духовных концертов «Не отвержи мене во время старости» написал Максим Созонтович Березовский.

 

Концерт написан на текст одного из псалмов Давида из Ветхого Завета. Это музыка звучит «а капелла», то есть без музыкального сопровождения. Инструментами здесь выступают голоса самих хористов. Красота архитектуры и иконописи храмов, вместе подобными образцами духовной музыки производят поистине потрясающее впечатление на слушателей.

Таким образом, на Руси закрепилось два музыкальных течения: светская музыка – всё многообразие русского народного творчества: лирические и плясовые, частушки и плачи, обрядовые и исторические песни. А после Крещения Руси появилась и стала развиваться духовная музыка, сначала одноголосная, а затем и многоголосная, постепенно вбирая в себя интонации русских лирических протяжных песен. Вершиной духовной многоголосной музыки стал духовный концерт.

 

Максим Созонтович Березовский

(1745 – 1777г.г.)

«Успех возвысил его. Неудачи — убили...»

Звучит Соната для скрипки и клавесина (2-я часть) М.С.Березовского

Звучит «Не отвержи мене во время старости»

Прозвучавшие фрагменты произведений принадлежат русскому или иностранному композитору? Если музыка иностранного композитора, то кому она близка по стилю?

(Второй музыкальный фрагмент несомненно написан русским композитором, так как в нем слышны наиболее характерные черты русской музыки: широта, напевность, лиричность и задумчивость. Первый музыкальный фрагмент написан европейским композитором, по стилю близок Моцарту, музыка нарядная камерная).
А можете ли вы представить, что эти два произведения написал один человек, русский композитор, чье творчество является достоянием отечественной культуры, его имя - Максим Созонтович Березовский. Два имени: Моцарт и Березовский - две судьбы - два гения - одно время - XVIIIвек. Мы ни в коем случае не будем сравнивать музыку этих композиторов. Мы попытаемся больше узнать о русском композиторе, творившем вместе с Моцартом, чьи судьбы, непризнанных гениев, чем-то похожи.

Родился композитор Березовский 16 октября 1745 года в городе Глухове - одном из крупных центральных городов тогдашней Украины. Кто были его родители - неизвестно, также неизвестно, как он попал в школу певчих, а потом в Киевскую духовную академию. От природы он обладал абсолютным музыкальным слухом, даром композиции, первые свои хоровые концерты стал сочинять, занимаясь еще в духовной академии. Счастливый случай, и Березовский - в именитой творческой капелле в Петербурге. Юный композитор осваивает итальянскую музыкальную систему. Интересно, что он пробует себя и как актер-трагик, участвуя в сценах придворного театра. Березовский постоянно сочиняет. Так, однажды в знаменитой Янтарной комнате Екатерининского дворца под Петербургом состоялся концерт. «Камер-курьерский журнал» уточняет дату события: 22 августа 1766 года. Мы узнаем, что «для пробы придворными певчими был концерт, сочиненный музыкантом Березовским».

Композитора отправляют пенсионером в Италию, в знаменитую Болонскую филармоническую академию. Среди именитых российских музыкантов Березовский одним из первых был послан в далекую Италию; он как бы открыл туда дорогу многим. Его учителем становится известный педагог Падре Мартини, которы выдвигает молодого русского композитора на соискание звания академика. Экзамен назначен на 15 мая 1771 года. Для музыкальной академии это всегда большое событие: в этот торжественный день должно было стать известным имя еще одного почетного академика.

Обычно звание академика присваивалось лишь одному музыканту. В 1770 году академиком был назван четырнадцатилетний Вольфганг Амадей Моцарт. В 1771 году в ряды «филармонических кавалеров» вступают двое: Йозеф Мысливечек и Максим Березовский. Оба композитора — славяне.

Максим Березовский держал экзамен не на правах итальянца, а в качестве иностранного композитора, чтобы, как это оговаривалось, быть капельмейстером у себя на родине. Но итальянское общество любителей музыки избирает его и своим капельмейстером.

С момента приезда на родину начинается новый, самый грустный этап в жизни Березовского. Композитор не нашел признания в музыкальном мире России. Здесь его музыка оказалась не нужна. Березовского забыли почти сразу после его кончины.

Как вы думаете, что общего у Березовского и Моцарта? Что роднит и разъединяет творчество композиторов? Знакомы ли были с музыкой друг друга? У Моцарта и Березовского много общего в судьбе. Оба с детства были талантливы. Оба служили при церкви. Оба обучались в Болонской академии искусств и стали почётными академиками и капельмейстерами. И к сожалению оба не были признаны у себя на Родине. Вряд ли они встречались вместе. И Моцарт вряд ли слышал музыку Березовского, но то, что Березовский знал и восхищался Моцартом – несомненно.

Роднит и сближает этих двух композиторов итальянская музыкальная школа, европейский стиль, но музыка Березовского более приближена к русской музыке, её песенности и душевности.

Первый фрагмент написан Березовским в Италии под влиянием европейского стиля и блистательным усвоением итальянской музыкальной школы

что можно сказать о втором произведении?

Это церковная музыка, чем-то похожа на отпевание.

С каким произведением Моцарта оно созвучно? («Реквием»).

Да, «Реквием» и концерт «Не отвержи мене во время старости» — музыка, которой восхищались все, кто хоть раз слышал ее: Глинка, Чайковский, Рахманинов, а теперь мы с вами.

Возникло чувство одиночества, скорби, трагизма, как бы прижизненная смерть.

Удивительно, что этот концерт был написан Березовским 17—18-летним (точной даты нет) юношей, не испытавшим еще одиночества и скорби. Именно в этот период композитор обласкан, ему сопутствует успех, покровительствуют высочайшие особы. Он пишет концерт на слова 70-го псалма царя Давида. И пишет гениально, раскрывая всё богатство русской православной музыки. Вслушиваясь ещё и ёщё раз мы осознаём, что это был не только талантливый, но и глубоко верующий человек и поэтому, версия о его самоубийстве выглядит, по крайней мере, нелепо.

Прочтем 70-й псалом Давида из Ветхого Завета.

Ветхий Завет трагичен, так как описывает события тех времен, когда еще не было веры в загробную жизнь. Задумаемся и мы над строками псалма:

«Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне».

 

24 марта 1777 года жизнь Березовского в 32 года трагически обрывается. Вновь проведем параллель — между кончиной Моцарта и кончиной Березовского.

Единственным дошедшим до нас документом, в котором сказано о смерти композитора, является записка, адресованная казначею Дирекции императорских театров П. Лангу:

«...Композитор Максим Березовский умер сего месяца 24 дня; заслуженное жалованье следовало б по сей день и выдать, но как по смерти его ничего не осталось и погрести тело нечем, то извольте, ваше высокоблагородие, выдать по 1-е число мая его жалованье придворному певчему Якову Тимченку, записав в расход с распискою.

Иван Елагин (директор императорских театров)

Всё же музыка Березовского прошла сквозь время, став одним из ярких образцов музыки православного направления. Мы с вами ее слушали, размышляли, постигали силу таланта. Для настоящих талантов нет понятия времен.

 

 

Д. С. Бортнянский был продолжателем идей М. С. Березовского и перенял у него полифоническую технику, гармонию и образный строй концерта. Некоторые его хоровые концерты праздничные и торжественные, другие проникнуты лиризмом и возвышенностью. Сегодня духовные концерты Д. С. Бортнянского и М. С. Березовского можно услышать в исполнении лучших хоровых коллективов России.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.