Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание. Уроки в режиме online



 

Экономика социальной сферы

Тема 2 Развитие системы образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан"

Содержание

 

 

Введение. 3

1 Теоретические и методологические аспекты развития образования. 5

1.1 Понятие и развитие системы образования. 5

1.2 Реформа российского образования и его структура. 7

1.3 Законодательство и правовое регулирование образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан. 9

2 Анализ современного состояния развития системы образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан. 12

2.1 Приоритетные направления развития системы образования. 12

2.2 Анализ современного состояния системы образования. 22

3 Перспективы развития системы образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан. 34

Заключение. 37

Список литературы.. 39

 

 

Введение

 

Образование на сегодняшний день является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества. Это самостоятельная отрасль социальной и экономической сферы. Система образования в нашей стране неоднократно подвергалась изменениям.

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Оно является одной из важнейших сфер социальной жизни, от которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества.

Образование является неотъемлемой частью современного общества. Именно от качества образования зависит наше благополучие и будущее в целом. На замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования.

Многие десятилетия система высшего образования в России считалась одной из лучших во всем мире. В наших университетах и по сей день существует программа обмена студентами с зарубежными вузами. Но вместе с тем, нет абсолютно стабильной и эффективной системы. На данный момент образование в вузах РФ претерпевает значительные изменения. Вводится интегрированный подход в подготовке квалифицированных специалистов. На смену ранее устоявшимся подходам приходит направление на регулярное развитие, самообновление и гибкость.

Чтобы и в дальнейшем соответствовать вызовам времени, система высшего образования РФ должна быть универсальной, самонастраивающейся, способной адаптироваться к меняющимся условиям.

С конца ХХ века значительно увеличилось число высших учебных заведений. Но многие из них не имели достаточных предпосылок для своего становления. Не было установленной материально-технической базы и компетентного профессорско-преподавательского состава. Это в значительной степени влияло на качество подготовки специалистов. Был проведен анализ, после чего стало понятно, что только при прохождении стажировки по обучаемому направлению, выпускники были способны выполнять свои обязанности в полной мере.

В условиях непродуманного реформирования высшей школы, да и всей системы образования, а также вследствие недостаточного финансирования, вынужденного сокращения производственной практики, а также практических видов занятий, многие вузы не сумели перестроить организацию обучения по специальным дисциплинам так, чтобы обеспечить компетентностный подход к подготовке.

Целью написания работы является изучение особенностей развития системы образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

С учетом цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыть понятие и развитие системы образования,

- рассмотреть реформу российского образования,

- изучить законодательство и правовое регулирование системы образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан,

- проанализировать современное состояние развития системы образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан,

- выделить перспективы развития системы образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

Объект исследования – система образования Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Предметом исследования выступают отношения, касающиеся процесса управления и развития системой образования в стране в целом и в Республике Башкортостан, в частности.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты, монографии, учебные пособия, источники периодической печати.

1 Теоретические и методологические аспекты развития образования

 

1.1 Понятие и развитие системы образования

 

Как правило, образование относится в основном к педагогической сфере, и в рамках этого направления науки понятие его заключается в следующем: это процесс, направленный на воспитание и обучение в интересах члена общества, в течение которого он овладевает совокупностью знаний. Таким образом, процесс образования можно охарактеризовать по нескольким признакам: целенаправленность, организованность, управляемость, завершенность и соответствие требованиям качества, устанавливаемых государством.

Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.

Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.

Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.

Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание. Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги. И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.

Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования.

В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.

Разрушение существовавшей на тот момент системы образования началось после революции 1917 года. Была уничтожена структура школьного управления, закрыты частные и духовные учреждения образования, начался отсев "неблагонадежных" наук и учителей. Идея советской школы заключалась в единой системе бесплатного и совместного общего образования. Преимущества на зачисление в классы отдавалось крестьянам и рабочим, развивалась система социалистического воспитания, и школы были отделены от церквей. Законы, принятые в 40-х годах об образовании в России, фактически сохранились и до сих пор: обучение детей в школе начиная с 7 лет, введение пятибалльной оценочной системы, выпускные экзамены по окончании школы и награждение отличников медалями (серебряными и золотыми).

 

1.2 Реформа российского образования и его структура

 

В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования [5, 344].

Официальный старт был дан в 2011 году 1 января. К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:

- Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) взамен «несправедливой», по мнению законодателей, экзаменационной системы действовавшей в России долгие десятилетия.

- Внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским. Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.

- Постепенное сокращение численности учителей и педагогов.

- Сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяться к более сильным ВУЗам. Такую оценку им дала специальная комиссия, созданная Министерством образования.

Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

Система образования в России состоит из нескольких компонентов [7, 14]:

- Государственные требования и стандарты образования, разрабатываемые на федеральном уровне.

- Программы образования, состоящие из разных видов, направлений и уровней.

- Учреждения в сфере образования, а также педагогический состав, непосредственно сами ученики и их законные представители.

- Органы управления образованием (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) и созданные при них органы совещательного или консультативного характера.

- Организации, призванные обеспечивать образовательную деятельность и проводить оценку ее качества.

- Различные объединения, работающие в образовательной сфере (юридические лица, работодатели, общественные структуры).

Управление системой образования происходит в рамках нескольких уровней: федеральном, региональном и муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки РФ, в функции которого входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Документы принимаются на уровне Президента и Правительства РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занимается лицензированием, аттестацией учреждений образования, аттестацией научных работников и педагогов ВУЗов, аттестацией выпускников, подтверждением документов об образовании. Управление образованием на региональном уровне находится в ведении министерств, департаментов образования, образованных в субъектах РФ. Контролирует исполнение федерального и регионального законодательств в сфере образования Рособрнадзор. На муниципальном уровне управлением образованием, а также исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования, находящихся на территории муниципальных образований.

 

1.3 Законодательство и правовое регулирование образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан

 

Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.

Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].

Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.

При рассмотрении образовательного законодательства РФ было определено, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а также были разграничены компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере образования. Закон об образовании РФ предоставляет субъектам Российской Федерации широкие полномочия в осуществлении образовательной политики в пределах их компетенций. В этом смысле Республика Башкортостан не является исключением.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы образования в Республике Башкортостан, является Закон Республики Башкортостан об образовании от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» [2]. Структура Закона РБ об образовании во многом схожа со структурой Закона РФ об образовании, но в нем учтены национально-региональные особенности субъекта.

Закон РБ об образовании в ст. 3 определяет, что законодательство Республики Башкортостан в области образования основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федеральном законе «Об образовании» и состоит из Закона РБ об образовании и иных нормативных правовых актов. К последним можно отнести иные республиканские законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие вопросы в сфере образования [2].

Республика Башкортостан провозглашает область образования приоритетной. Организационной основой политики Республики Башкортостан в области образования является Республиканская программа развития образования, утверждаемая постановлением Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, а также соответствующие федеральные и региональные государственные образовательные программы, в осуществлении которых в соответствии с договорами и соглашениями предусмотрено участие Республики Башкортостан. Республиканская программа развития образования разрабатывается на пять лет Правительством Республики Башкортостан, который ежегодно представляет Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан доклад о ходе реализации Республиканской программы развития образования.

В связи с тем, что в РБ провозглашены два государственных языка, Закон РБ об образовании содержит нормы, обеспечивающие возможность граждан РБ получать образование на родном языке. Так в ст. 6 Закона РБ об образовании указано, что граждане имеют право на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых республиканской системой образования. Граждане Российской Федерации в Республике Башкортостан имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами [2].

Закон РБ об образовании содержит также общие положения о правовом статусе образовательных учреждений, субъектов образовательных правоотношений, определяет формы получения образования, уровни образования, о финансовых, имущественных, трудовых отношениях в сфере образования.

В регулировании образовательных правоотношений велика роль подзаконных нормативно-правовых актов. Например, Указ Президента РБ от 11.09.2007 г. №УП-430 «О повышении размера стипендий в Республике Башкортостан», Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22.11.2005 г. №254 «Об утверждении программы развития сельской школы в Республике Башкортостан».

И Закон РБ об образовании, и подзаконные нормативно-правовые акты регулируют образовательные отношения в РБ с учетом региональных и национальных особенностей.

 

2 Анализ современного состояния развития системы образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан

 

2.1 Приоритетные направления развития системы образования

 

2017 год стал годом полномасштабного развертывания проектной деятельности Министерства образования. В рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации «Образование» реализуются пять приоритетных проектов и еще один – в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт» [15, 13].

Сформирована необходимая ведомственная структура органов управления, подготовлены нормативные правовые акты, распорядительные и методические документы, организована работа ведомственного проектного офиса.

Каждый из приоритетных проектов в сфере образования направлен на решение конкретных задач на отдельных уровнях образования в возможно короткий срок и с максимальной эффективностью. Ключевое здесь – сбалансированное взаимодействие Министерства с другими участниками проектной деятельности – федеральными и региональными министерствами и ведомствами, образовательными, научными, общественными организациями.

Кратко об основных результатах реализации приоритетных проектов [20] (таблица 2.1):

 

 

Таблица 2.1

Основные результаты реализации приоритетных проектов

Проект Содержание Результат
Приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников» направлен на обеспечение современных условий обучения в школах, что предполагает ликвидацию многосменного обучения, перевод обучающихся из зданий с высоким уровнем износа, решение задачи обеспечения надлежащих санитарно-гигиенических условий в школьных зданиях. В регионах России строятся новые школы либо приобретаются (выкупаются) здания с целью последующего размещения в них общеобразовательных организаций. К 2025 году для перехода на 1сменный режим требуется не менее 6,5 млн. новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации В рамках проекта в 2017 году за счет ввода в эксплуатацию 83 объектов и проведенного капитального ремонта школ были созданы 56 888 новых мест, в том числе свыше 12 тысяч – на селе.
«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» развитие и в перспективе продвижение на глобальный рынок отечественных цифровых образовательных ресурсов; обеспечение их доступности и качества для граждан. До конца 2025 года число прошедших обучение на онлайн-курсах должно составить не менее 11 млн. человек.   В 2017 году проведена серьезная работа по модернизации нормативноправовой базы, регламентирующей вопросы применения электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий. Введен в опытную эксплуатацию информационный ресурс, обеспечивающий по принципу «одного окна» доступ к онлайн-курсам с возможностью дистанционного освоения дисциплин (модулей) образовательных программ среднего профессионального и высшего образования. Сейчас банк информационного ресурса включает свыше 450 курсов, представленных 13 образовательными онлайн-платформами.  

Продолжение таблицы 2.1

Проект Содержание Результат
«Вузы как центры пространства создания инноваций» Приоритетным проектом предусмотрено, что к 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов не менее двух лет подряд будут входить в ТОП-100 мировых рейтингов университетов. Первые итоги реализации приоритетного проекта уже позволили обеспечить стабильное вхождение ведущих российских вузов в ТОП-100 и ТОП-300 мировых рейтингов университетов. Фактически по итогам 2017 года в ТОП-100 мировых рейтингов вошли 11 университетов (9 из которых – в рамках приоритетного проекта), а в ТОП–300 мировых рейтингов – 13 российских университетов. В 2017 году началось формирование университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, деятельность которых основана на партнерстве с предприятиями в плане решения задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации: статус такого центра получил 51 университет из 39 субъектов Российской Федерации (это 22 опорных университета, 10 федеральных университетов, 3 национальных исследовательских университета). Всего по итогам проекта должно быть создано не менее 100 таких центров.
«Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») направлен на создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями [20]. В 2017 году успешно проведена пилотная апробация внедрения в системе СПО демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, охватившая 14 тыс. обучающихся из 240 образовательных организаций.  

 

По итогам реализации приоритетного проекта по стандартам Ворлдскиллс Россия в субъектах Российской Федерации аккредитовано 103 специализированных центра компетенций (СЦК), в том числе в 2017 году – 86. Уровень соответствия стандартам Ворлдскиллс в 2017 году показали 2505 выпускников.

Прошли повышение квалификации с учетом стандартов «Ворлдскиллс» 5024 преподавателя (мастера производственного обучения) из 85 субъектов Российской Федерации и 5699 экспертов Ворлдскиллс.

Говоря о движении Ворлдскиллс Россия, нельзя не упомянуть успешный дебют сборной России на 44 Чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills-2017 (октябрь 2017 г., Абу-Даби (ОАЭ)), которая заняла первое место в общекомандном зачете, завоевав 11 медалей (6 золотых, 4 серебряных, 1 бронзовую) и 21 медаль за профессионализм.

В рамках приоритетного проекта формируется образовательная инфраструктура для тренировки национальной сборной на базе Всероссийского детского центра «Смена», создается инфраструктура к проведению Мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс, который пройдет в 2019 году в Казани. Начато строительство крупнейшего выставочного центра «Казань Экспо» общей площадью свыше 209 тыс. кв. метров.

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» направлен на равное обеспечение современным, вариативным и востребованным дополнительным образованием детей с учетом интересов каждого ребенка и его родителей, а также потребностей социально-экономического и технологического развития страны. Цель проекта направлена на достижение одного из поручений «майских» указов президента – обеспечить к 2020 году охват качественным дополнительным образованием не менее 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет [20].

В рамках проекта апробируются новые современные формы дополнительного образования не только в действующих организациях, но и на базе вновь создаваемых организаций нового типа, к числу которых относятся детские технопарки «Кванториум».

По итогам 2017 года на территории 37 субъектов Российской Федерации сформирована сеть из 51 «Кванториума». Это новые площадки для развития, оснащенные современным оборудованием и укомплектованные специалистами.

На постоянной и бесплатной основе занимаются в «Кванториумах» 45 тыс. детей, а порядка 400 тыс. человек являются активными участниками реализуемых на их базе проектов и мероприятий.

В 9 субъектах Российской Федерации внедрена модель персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования: по итогам 2017 года свыше 124 тыс. детей получили сертификаты на освоение образовательных программ. В этих же субъектах Российской Федерации создаются региональные модельные центры, которые станут «ядром» всей системы дополнительного образования детей.

В декабре 2017 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам было поддержано предложение Минобрнауки России о формировании и реализации нового приоритетного проекта «Цифровая школа». Ключевые направления нового проекта - разработка требований к сформированности у школьников компетенций, связанных с цифровой экономикой, создание инфраструктурных условий, обеспечивающих формирование цифровых компетенций обучающихся и педагогических работников, обновление содержания образования (в том числе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, контрольно-измерительных материалов), повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников. Программа «Цифровая экономика» не может быть реализована без поддержки на уровне школы.

В 2017 году Министерство стало участником основного направления стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт», в части реализации межпрограммного приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Проект направлен на увеличение доли несырьевого экспорта Российской Федерации за счет повышения привлекательности российского образования на международном образовательном рынке. К концу 2025 года ожидается увеличение численности иностранных студентов в российских образовательных организациях до 710 тыс. человек, ожидаемая прибыль от экспорта российского образования составит не менее 373 млрд. руб.

Одним из самых значимых и масштабных направлений реализации указов Президента повышение уровня заработной платы педагогических работников на всех уровнях образования. Среди работников бюджетной сферы наиболее масштабный сектор представляют именно работники образования – 2,5 млн. человек или 2 % всего населения Российской Федерации.

Уровень среднемесячной заработной платы в общем, профессиональном, высшем и дополнительном образовании поэтапно повышался.

Таблица 2.2

Приоритетные проекты системы образования Республики Башкортостан в 2016-2017 году развивались в следующих направлениях [17]:

 № Наименование программы
«Создание современной образовательной среды для школьников»
«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»
«Вузы как центры пространства создания инноваций»
«Доступное дополнительное образование для детей»
«Рабочие кадры для передовых технологий»

Так, в абсолютных значениях размер средней заработной платы увеличился в 2017 году в сравнении с 2016 годом на тысячу шестьсот рублей в общем образовании, на четыре тысячи двести рублей – в дополнительном образовании детей, на две тысячи четыреста рублей – в профессиональном образовании, на восемь тысяч семьсот рублей – в высшем образовании.

«Создание современной образовательной среды для школьников»

Республика Башкортостан участвует в федеральной программе «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы. В 2017 году с привлечением федеральной субсидии в размере 774 729 700,00 рублей осуществлено строительство двух общеобразовательных организаций и введено 1 375 ученических мест: «Школа на 1 000 учебных мест с бассейном в микрорайоне 7Б района Западный в городе Стерлитамак Республики Башкортостан», «МБОУ средняя общеобразовательная школа №1 в с.Федоровка, Федоровский район, Республики Башкортостан».

Распоряжениями Правительства Республики Башкортостан от 22 апреля 2016 года №404-р из бюджета Республики Башкортостан 13 общеобразовательным организациям 10 муниципальных районов и 2 городских округов выделено 149 464,6 тыс. рублей. Введено 1929 новых ученических мест.

В 2016 году распоряжениями Правительства Республики Башкортостан общеобразовательным организациям из 6 муниципальных районов (Краснокамский, Хайбуллинский, Буздякский, Салаватский, Ермекеевский, Стерлитамакский) на капитальный ремонт, укрепление материально-технической базы и энергосберегающие мероприятия выделено 64 502,2 тыс. рублей.

В 2016 году на укрепление материально-технической базы ГБОУ Башкирский кадетский корпус им. А.В. Доставалова из бюджета Республики Башкортостан направлено 161,785 млн. рублей, за счет которых осуществлен капитальный ремонт столовой, благоустройство территории, перепрофилирование бывшего общежития под учебный корпус.

Для реализации в 2017 году мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом из бюджета Республики Башкортостан выделено 50,3 млн. рублей федеральных средств. Совокупный объем финансирования составил 70,3 млн. рублей, на которые отремонтировано 120 спортивных залов, проведено перепрофилирование 24 имеющихся аудиторий под спортивные залы для занятий физической культурой и спортом, а также оснащено спортивным инвентарем и оборудованием 27 общеобразовательных организаций.

«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»

Республика вошла в число регионов, в которых в ноябре 2016 года проходила апробация информационно-образовательного портала «Российская электронная школа» (для пятиклассников), где приняли участие 58 школ, 544 учителя, 2 258 обучающихся и 1 111 родителей.

«Рабочие кадры для передовых технологий»

По приоритетному проекту разработан План мероприятий («дорожная карта») по реализации данного направления Определены целевые показатели реализации плана, сформированы задачи и ожидаемые результаты. Сформирован перечень востребованных и перспективных специальностей и рабочих профессий.

«Вузы как центры пространства создания инноваций»

Уфимский государственный нефтяной технический университет выступающий с проектом «Развитие системы популяризации рабочих специальностей в Республике Башкортостан в формате WorldSkills» в рамках программы стратегического развития опорного вуза по итогам работы Совета по реализации программ развития опорных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации под председательством Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой отнесен к группе лидеров в реализации программ развития опорных университетов.

«Доступное дополнительное образование для детей»

Министерство образования Республики Башкортостан вошло в число победителей федерального конкурса по естественнонаучному и техническому направлению. Благодаря выделенной субсидии из федерального бюджета и софинансированию из республиканского бюджета запланировано расширение площадки детского республиканского технопарка до «Кванториума Башкортостана» на базе трех центров дополнительного образования, в котором более тысячи детей смогут развивать свои таланты на новом технологическом оборудовании.

Деятельность Министерства образования Республики Башкортостан в 2016-2017 году осуществлялась в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, в том числе в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р, Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года №370, и направлена на реализацию государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное образование, а также эффективное исполнение возложенных полномочий.

Система образования Республики Башкортостан охватывает более 857 тысяч детей и молодежи, которые обучаются в почти 3 тысячах образовательных организациях. В образовательных организациях работает более 147 тысяч работников. Такая система – несомненный ресурс для лидерства нашей республики в социально-экономическом развитии Российской Федерации [17].

Анализ работы системы образования Республики Башкортостан за 2016-2017 учебный год показывает, что в целом значения по всем целевым показателям социально-экономического развития достигнуты, система образования региона развивается, имеются значимые результаты в отдельных областях, которые отмечены на федеральном уровне. Это вхождение образовательных организаций в рейтинг «Лидеры в образовании» («ТОП-500»), «ТОП-200», «100 лучших школ России», «100 крупнейших вузов России по количеству студентов».

К настоящему времени в общеобразовательных организациях созданы условия обучения, соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту общего образования нового поколения, удалось обеспечить высокий уровень организации процедур оценки качества образования. В последнее время меняется структура дополнительного образования, растет популярность кружков и секций, связанных с техникой и высокими технологиями. Возрастает значимость электронного образования, позволяющая получать образование посредством современных коммуникаторов. Повышается доступность инклюзивного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует их успешной и позитивной социализации. Этому же помогает развитие сферы профессионального образования, где структура направлений подготовки перестраивается в соответствии со списком новых наиболее востребованных и перспективных профессий на рынке труда.

Министерством образования Республики Башкортостан проведена работа по повышению средней заработной платы отдельных категорий педагогических работников образовательных организаций с целью доведения, согласно «майских» Указов Президента Российской Федерации до установленного уровня.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 года № 698 «Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности» и от 14 сентября 2015 года № 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)», начиная с итогов за 2015 год, расчет отношения средней заработной платы по категориям работников осуществляется к среднемесячному доходу от трудовой деятельности. Значение данного показателя по результатам статистического наблюдения за 2016 год составило 25 334 ,7 рублей [18].

 

2.2 Анализ современного состояния системы образования

 

Система образования Российской Федерации охватывает около 30 млн. детей и молодежи, включая 7,3 млн. дошкольников всех возрастных категорий, 15,7 млн. школьников, 2,4 млн. студентов в среднем профессиональном образовании и 4,2 млн. студентов в высшем образовании, к



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.