Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первый медицинские институты западной Европы, развитие анатомии в эпоху возрождения»



 

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Иркутский Государственный Медицинский Университет

 

 

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Заведующий кафедры: доктор медицинских наук

Профессор Гайдаров Гайдар Мамедович

 

 

Доклад на тему:

«Первый медицинские институты западной Европы, развитие анатомии в эпоху возрождения»

 

 

Выполнила: студентка лечебного факультета 104 группы 1 курс

Самарина Яна

Проверил: Софронов Олег Юрьевич

 

 

Иркутск 2020

Содержание

 

1. Введение. 2

2. Основная часть. 3

2.1 Эпоха Возрождения. 3

2.2 Становление анатомии как науки. 3

2.3 Медицинские институты Западной Европы.. 6

3. Заключение. 7

4. Список литературы.. 8

 

 

 

 1. Введение

В период эпохи Возрождения - «духовное становление античности» изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты, поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир таким, каким видели в действительности.

Идейным содержанием культуры стала философия гуманизма, в центре был человек и реальный земной мир. В человеке стали ценить знание и умение, упорство в достижении цели, волю и чувство собственного достоинства.

В эту эпоху были описаны и зарисованы многие мышцы, нервы, кости, созданы учения и первые медицинские институты, которые смогли вывести медицину на новый уровень.

2. Основная часть

2.1 Эпоха Возрождения

Основные черты естествознания эпохи Возрождения: 1) гуманистическое мировоззрение 2) утверждение опытного метода в науке 3) развитие математики и механики 4) метафизическое мышление.

Эпоха Возрождения зародилась в Италии во второй половине XIV века, в конце XV-XVI столетия распространилось в государствах Западной Европы – Германии, Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Испании, коснулось Чехии и Польши и стало общеевропейской культурой.

Культура и наука постепенно приобретали светский характер и становились более самостоятельными и независимыми от церкви за счёт философии гуманизма.

Идеальный человек – энциклопедист и созидатель, творец своей судьбы.

Поиски новых земель и широкое развитие мореплавания сделали конец XV — начало XVI столетия временем Великих географических открытий. В 1492 году Христофор Колумб (1451-1506) открыл для европейцев Американский континент. В 1498 году Васко да Гама (1460-1524), обогнув Африку, впервые прошел морским путем из Европы в Индию. В 1519-1521 гг. Фернан Магеллан (1480-1521) организовал первое кругосветное путешествие.

С открытием новых земель мир сделался в несколько раз больше, нарушились рамки национальной обособленности, а вместе с ними и средневековая замкнутость в экономике, культуре, мышлении.

Так начиналось формирование общеевропейской культуры и общеевропейской цивилизации.

2.2 Становление анатомии как науки

Внимание к человеку, столь характерное для эпохи Возрождения, породило живой интерес к человеческому телу и его строению. Анатомия увлекала не только врачей, но и великих живописцев и скульпторов. Микеланджело и Рафаэль занимались анатомическими исследованиями строения мышц и скелета, необходимыми для реалистичного изображения тела человека.

В Венеции был издан учебник анатомии Мондино де Луцци (1478). В 1521 г. Беренгарио да Капри опубликовал свои комментарии к этому учебнику, снабженные рисунками – это стало первым анатомическим пособием для художников в Европе.

Итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи (1452—1519). Ему принадлежат технические изобретения в области военно-инженерного дела и гидротехники, открытия в области физики, геометрии, механики, архитектуры, астрономии, геологии, ботаники и анатомии.

Утверждая опытный метод в науке, Леонардо да Винчи одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать строение человеческого тела. Он внедрил новые методы анатомического исследования: промывание органов проточной водой, инъецирование воском желудочков мозга и сосудов, распилы костей и органов.

Леонардо описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы. Примером может служить зарисовка положения плода в матке при ягодичном предлежании. «Мои знания, — писал он, — более чем из чужих слов почерпнуты опытом, который был наставником тех, кто хорошо писал; так и я беру его себе в наставники и во всех случаях буду на него ссылаться».

Андреас Везалий (1514-1564) учился в трех университетах — в Ловене (Фландрия) по курсу гуманитарных наук, в Монпелье и Париже, где изучал медицину. В 1537 году в возрасте 23 лет в Падуе он получил степень доктора медицины и вскоре по приглашению Венецианской Республики стал профессором Падуанского университета - передового научного центра того времени.

Везалий жил в эпоху, когда важнейшим авторитетом в области анатомии был Гален. Его труды Везалий хорошо знал, относился к нему с большим уважением, переводил его книги и даже подготовил их к изданию. Однако, анатомируя человеческие трупы, Везалий убедился, что взгляды Галена на строение тела человека во многом ошибочны, так как они основаны на изучении анатомии обезьяны. Везалий исправил более 200 ошибок Галена, правильно описал скелет человека, его мышцы и многие внутренние органы, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстия, через которое, согласно учению Галена, кровь должна была проникать из правого желудочка в левый и там контактировать с пневмой, описал клапаны сердца и таким образом создал предпосылки для последующего обоснования кругового движения крови.

Свои наблюдения Везалий изложил в анатомических таблицах («Tabulae sex», 1538), включавших 6 гравюр, выполненных талантливым учеником Тициана Йоганом Стефаном ван Калькаром, который иллюстрировал все книги Везалия. Совершенствуя преподавание анатомии, Везалий издал краткий учебник анатомии «Извлечение» («Epitome», 1543) - сокращенную анатомию для обучающихся в анатомическом театре. В этом же году в Базеле в издании Иоанна Опорина вышел в свет осново­полагающий труд Везалия «О строении человеческого тела» в семи книгах («De humani corporis fabrica», 1543). В нем не только обобщались достижения в области анатомии за предшествовавшие столетия, - Везалий сделал из анатомии науку.

Первый том его труда посвящен исследованию костей и суставов, второй — анатомии мышц, третий — кровеносным сосудам, четвертый — периферической нервной системе, пятый — органам брюшной полости, шестой — строению сердца и легких, седьмой — головного мозга и органов чувств. Текст сопровождают 250 рисунков, блистательно исполненных И. С. ван Калькаром.

Экспериментально обоснованные выводы А. Везалия нанесли мощный удар по средневековой схоластике. Учитель Везалия по Парижскому университету, схоласт и галенист Якоб Сильвий назвал своего ученика «безумным» (лат. veasanus). По произношению это слово весьма созвучно с именем Везалия — Vesalius. Пользуясь этим, Сильвий позволил себе заявить: «Это не Vesalius, a "veasanus"» и публично выступил против своего ученика, опубликовав работу «Опровержение клевет некоего безумца на анатомию Гиппократа и Галена...». В 1546 г. Везалий был изгнан из прогрессивного Падуанского университета. Кафедру анатомии возглавил его преемник Реальдо Коломбо, один из творцов «золотого века» анатомии.  Везалий оказался на острове Занте в результате кораблекрушения, где умер в расцвете сил и таланта.

Трудами Везалия открывается «золотой век» в истории анатомии. Так, уже в 1545 г. Шарль Этьен опубликовал прекрасно оформленный учебник анатомии «О рассечении частей тела человека» («De dissectione partium corporis humani») с многочисленными рисунками органов брюшной полости, грудной клетки, головы и конечностей.

В 1553 г. испанский философ-богослов и врач Мигель Сереет впервые в Европе описал малый круг кровообращения в своей книге «Восстановление христианства...» («Christianiemi restitutio...», 1553). Книга была объявлена еретической. По настоянию Ж. Кальвина ее автор был предан жестокой смерти — сожжению живым на костре вместе со своей книгой.

После Сервета исследования движения крови неустанно продолжались. Р. Коломбо изучил движение крови в легких и описал свои наблюдения в тру­де «Об анатомии в 15 книгах» («dе re anatomica Libri XV», 1559). Иероним Фабриций - ученик Фаллопия н учитель Гарвея — первым продемонстрировал в эксперименте (1603) и описал венозные клапаны, доказав тем самым одностороннее движение крови по венам — в направлении к сердцу.

Анатомические исследования в эпоху Возрождения не ограничивались только изучением кровообращения, — они затронули многие системы организма. Так. Бартомолей Евстахий в 1563 г. впервые дал подробное описание органа слуха у человека, включая слуховую трубу, названную его именем, а Габриэль Фаллопий изучал строение репродуктивных органов, развитие человеческого зародыша, впервые описал строение и функции маточных (фаллопиевых) труб.

 

2.3 Медицинские институты Западной Европы

В средневековой Западной Европе существовало разграничение между врачами, которые получали медицинское образование в университетах и хирургами, которые не имели научного образования. В университеты хирурги не допускались.

Объединения хирургов получили право, помимо индивидуального ученичества, открывать школы хирургов. Школы эти завоевывали все лучшую репутацию и, наконец, в середине XVIII века, несмотря на сопротивление факультета, было открыто высшее учебное заведение — первая хирургическая академия, вскоре приравненная в правах к медицинскому факультету. Когда же французская революция закрыла вместе с другими учреждениями феодального прошлого университеты и входившие в их состав медицинские факультеты «как очаги реакции и пустословия», то именно хирургические академии и училища послужили основой для создания высших медицинских школ нового типа.

Возобновил клиническое преподавание медицины в XVI веке врач Монтано (1489—1552) в Падуанском университете. Монтано учил лечить больного, наблюдая его у постели, посещая его и часто видя больного. «Источник медицинской науки — только у постели больного», «Учить можно не иначе, как посещая больных», — таковы были основные положения Монтано. Но опыт Монтано и его немногочисленных последователей не получил широкого признания и распространения. Практические врачи отставали от достижений отдельных ученых и передовых научных центров. Врачебная практика сохраняла черты средневековой медицины. Обучение на медицинских факультетах в университетах Западной Европы по-прежнему оставалось схоластическим, книжным и сохраняло традиции средневекового галенизма.

Клиническое обучение студентов получило дальнейшее развитие в Нидерландах, где в Лейденском университете была создана клиника, чем данный университет в XVII веке отличался от большинства современных ему университетов. Особенно большую роль во введении и пропаганде клинического преподавания сыграл в Лейдене Герман Бургав (1668—1738).

По мнению отдельных исследователей самым ранним университетом средневековой Европы был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. до н. э. Существовавшая здесь "Гиппократова община" (civitas Hippocratica) хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия. Салернская медицинская школа в качестве одного из крупнейших центров образования была известна вплоть до 1812 года. Однако университетом она все же не стала. Во-первых, потому, что кроме медицины такого же высокого уровня образования по остальным дисциплинам не давала. Во-вторых, широкое распространение с начала 13 века арабской медицины, новых идей, лекарств, созданных на основе идеи химического воздействия на организм, смесь знаний и заговоров поразили воображение Европы. Идеи здорового образа жизни, физического воздействия на организм Галена и Гиппократа были оттеснены в университетах на второй план.

 

3. Заключение

Таким образом, усилиями многих ученых – титанов эпохи Возрождения – был заложен фундамент научной анатомии и медицины в целом. Это стало основой для развития физиологии, терапии, хирургии.

Эпоха Возрождения показывает, как начали расширяться культурные горизонты мира, как ученые ломали рамки национальной ограниченности и предрассудков церкви. Они служили истине, то есть науке в единственно возможном смысле этого слова.

Несмотря на все свои недостатки, медицинские университеты все же давали возможность получить неплохое образование.

Известный преподаватель из Оксфордского университета XIII века Эдмунд

Абингдонский: «Учись так, как будто тебе суждено жить вечно; живи так, как будто ты должен умереть завтра».

 

4. Список литературы

1. Т. С. Сорокина История медицины: учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 267-294 с.

2. Ю. П. Лисицын История медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 – 105 с.

3. Т.С. Сорокина, История медицины, 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва, 1994 год. – 200 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.