Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И.П. Павлов. И.М. Сеченов. Лекция. Дальнейшее развитие физиологии и психологии в России. И.М. Сеченов – основоположник материалистического направления в физиологии нервной системы. И.П. Павлов основатель физиологической школы.



 

И.П. Павлов

1883 г. «О центробежных нервах сердца»
1897 г. О работе пищеварительных желез  
1938 г. Изучение высшей нервной деятельности животных (условные рефлексы)
1938 г. Лекции о работе больших полушарий головного мозга

И.М. Сеченов

1860 г. Диссертация. Материалы для изучения физиологии алкогольного отравления.
Рефлексы головного мозга
1868 г. Физиология нервной системы
1879 г. «Элементы мысли» - где он сформулировал основополагающие принципы мышления человека
1891 г. «Физиология нервных центров»
1894 г. Физиологические критерии для установления длительности рабочего дня
1901 г. «Очерк рабочих движений человека»
1902 г. «Предметная мысль и действительность»

 

Лекция

 Дальнейшее развитие физиологии и психологии в России. И.М. Сеченов – основоположник материалистического направления в физиологии нервной системы. И.П. Павлов основатель физиологической школы.

Развитие физиологии и медицины в I половине 19 века происходило в борьбе с различными течениями.

В Германии преобладали идеалистические течения. В России - напротив, большинство ученых стояло - на материалистических позициях.

Новый этап в развитии физиологии связан с деятельностью И.М. Сеченова.

Родился 1 августа 1829 в селе Теплый Стан Симбирской губернии (ныне Сеченово, Нижегородской области) в дворянской семье. Село принадлежало двум помещикам, один из которых отец Сеченова. Когда пришла пора отдавать младшего сына в гимназию, умер отец. Денег для обучения в городе не было. Было решено отдать его в инженерное училище, т.к. учеба стоило недорого – 285 р. за четыре года, плюс кормят, одевают.

В 1843 году Иван Сеченов был принят в Главное военное инженерное училище.

После окончания он был отправлен в чине прапорщика для прохождения службы в Киев, во 2-й резервный саперный батальон. Служба ему не понравилось.

 В 1850 году уволился в чине подпоручика. В октябре этого же года Иван Сеченов записался  на медицинский факультет Московского университета.

Первая лекция, прослушанная Сеченовым в университете, была по анатомии. Читал ее профессор Севрук на латинском, которого Сеченов почти не знал, но благодаря способностям и прилежанию, быстро выучил.

Посветив подготовке к вступительным экзаменам все свободное время, Иван Сеченов стал студентом.

Наибольший интерес Иван Михайлович проявил к курсу физиологии, который был объединен со сравнительной анатомией.

Если бы Сеченов не встретил на своем пути Ф.И. Иноземцева, его судьба сложилась бы иначе.

Увлечение профессора Иноземцева ролью симпатической нервной системы в происхождении множества заболеваний, удивительное предвидение им значения нервной системы в учении о болезнях вызвали у Сеченова большой интерес.

Так появилась студенческая научная работа Сеченова «Влияют ли нервы на питание».

Уже в студенческие годы Сеченов почувствовал, что врачом - клиницистом он не станет. Его неудержимо влекла к себе физиология, которая методами точных наук - химии, физики – и экспериментальным методом будет ставить живому организму вопросы и искать на них ответы.

За границей физиология была на более высоком уровне, надо было ехать туда, что бы совершенствоваться в этой науке.

В лаборатории Хоппе Зейлера Сеченов исследовал химический состав жидкостей. Здесь у Сеченова появился план изучить алкогольное отравление.

Сколько людей в цветущем возрасте погибало и погибает от алкоголя. Эта работа послужила ему материалом для докторской диссертации.

Сначала Сеченов провел серию опытов по выявлению действия алкоголя на дыхание, а потом стал выяснять, как отражается прием алкоголя на азотистом обмене. Иван Михайлович проводил исследования в двух вариантах, в нормальных условиях и при употреблении алкоголя. Изучение действия алкоголя на мышцы и нервы проводил на лягушках.

За год пребывания в Берлине Иван Михайлович слушал лекции Магнуса  по физике. Розе – по аналитической химии, Иогана Мюллера – по сравнительной анатомии, Дюбуа – Реймона – по физиологии.

Весной 1858 года Сеченов перебрался в Вену к виднейшему физиологу того времени - профессору Карлу Людвигу. Это был несравненный вивисектор, прославившийся работами по кровообращению.

Людвиг, по словам Сеченова, был интернациональным учителем физиологии чуть ли не для всех молодых ученых всех частей света.

В лаборатории Карла Людвига Сеченову предстояло исследовать влияние алкоголя на кровообращение и поглощение кровью кислорода. Для экспериментальных исследований он переделал прибор арбсорциометр Мейера. Эти исследования по газообмену положили начало новому разделу физиологии, который впоследствии нашел применение у летчиков (газообмен на больших высотах), у водолазов (на больших глубинах).

В лаборатории Гельмгольца он провел научные исследования по физиологии влияния на сердце раздражения блуждающего нерва, изучение быстроты сокращения различных мышц у лягушки, исследование по физиологической оптике, изучение газов содержащихся в молоке.

В Берлине, Вене, Лейпциге, Гейдельберге Сеченов выполнил большую программу, которую он составил себе для глубокого и всестороннего овладения экспериментальной физиологией, а также закончил работу над своей докторской диссертацией «Материалы для будущей физиологии алкогольного отравления» - эта докторская диссертация в феврале 1960 года публикуется в Военно-медицинском журнале.

5 марта в Петербурге получил ученое звание доктора медицины.

Во время второй своей поездки за границу Иван Михайлович работает в Париже в лаборатории Клода Бернара. Здесь он открывает нервные механизмы «центрального торможения».

Сеченов открывает то, что, по словам Павлова стало «совершенно ходовой, установленной истинной, что вся наша нервная деятельность состоит из двух процессов из раздражительного и тормозного, и вся наша жизнь есть постоянная встреча этих двух процессов».

Опыты проводились Сеченовым на лягушках. Различные участки головного мозга подвергались раздражению кристалликами поваренной соли.

В опытах было установлено «присутствие в зрительных буграх лягушки нервных механизмов, угнетающих рефлексы при возбуждении, и отсутствие таковых в спинном мозгу».

Центры торможения в зрительных буграх получили позднее наименование «сеченовских центров».

Сеченов поставил перед собой задачу дать научное объяснение сложнейшим волевым и психическим актам в свете полученных экспериментальных данных.

Но направленная им в журнал «Современник» статья была запрещена цензурой. Первоначально статья называлась «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы». Затем было решено поместить эту работу под названием «Рефлексы головного мозга» в малораспространенном журнале медицинского департамента «Медицинский вестник» 1863 г.

Когда же его труд был выпушен отдельным изданием, Сеченов был привлечен к ответственности. Постановление цензурного комитета гласило: «эта материалистическая теория, приводящая человека, даже самого возвышенного, в состояние простой машины, разрушая моральные основы общества в земной жизни, тем самым уничтожает, религиозный догмат жизни будущей она не согласна ни с христианским, ни с уголовно-юридическим воззрением и ведет положительно к развращению нравов».

В вину Сеченову была поставлена и слишком низкая цена книги (80 копеек) т.к. это свидетельствовало о намерении автора «сделать свою теорию доступной для публики».

Книга была признана подлежащей «судебному преследованию и уничтожению как крайне опасная по своему влиянию на людей, не имеющих твердо установленных убеждений».

Но, позднее власти отказались от преследования, учтя, что это может резко повысить интерес к книге.

В классическом труде «Рефлексы головного мозга» - Сеченов обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежит физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.

20 декабря 1869 года он выходит в отставку из Медико-Хирургической академии в связи с забаллотированием близкого друга И.И. Мечникова в профессора академии.

Подводя итоги, следует подчеркнуть один важный момент открытие механизмов, которые управляют психической жизнью человека, этот необычайно важный раздел науки о жизни мозга, начинается с трудов Ивана Михайловича Сеченова. Это он, Сеченов, а позднее Павлов, Введенский, Ухтомский, Бехтерев и другие русские ученые создавали физиологию высшей нервной деятельности.

 


 

Иван Петрович Павлов (1849-1936)

В сентябре 1959 г., когда в Сокольниках была открыта Американская национальная выставка, там поставили электронную машину, которая отвечала на разные вопросы посетителей.

На вопрос: кто из советских ученых наиболее популярен в Соединенных Штатах машина «подумала» и ответила: «Иван Павлов».

Слава у этого человека была вселенская, коллеги избрали его первым физиологом мира, о нем сняли фильм, его портреты писали известнейшие художники.

Ему присудили Нобелевскую премию, избрали почетным человеком 130 академий и научных обществ.

Ни один из наших ученых того времени, даже Д.И. Менделеев не получали такой известности за рубежом.

Он прожил очень долгую жизнь.

Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 году в Рязани, в семье священника. Еще юношей он познакомился с трудом И.М. Сеченова.

В 1875 году Павлов закончил учебу в университете в Петербурге, а еще через 4 года – военно - медицинскую академию.

Большой период научного творчества Ивана Петровича был посвящен вопросам физиологии кровообращения. Работая в лаборатории при клинике Боткина, он руководил многочисленными экспериментальными исследованиями по проверке влияния на деятельность сердца ландышевой настойки, горицвета, наперстянки и других средств. В дальнейшем главным предметом изучения И.П. Павлова были вопросы сердечнососудистой иннервации, нервных механизмов регуляции кровяного давления: проведен ряд работ по изучению иннервации сердца.

Докторская диссертация Павлова была посвящена исследованию центробежных нервов сердца. Ученый доказал наличие тройного нервного контроля сердечных нервов. На сердце теплокровных животных, помимо уже известных ускоряющих и замедляющих, существуют нервные волокна, которые способны ослаблять и усиливать деятельность сердца.

Основные выводы, полученные Павловым.

1. Деятельностью сердца управляют 4 центробежных нерва, замедляющий, ускоряющий, ослабляющий и усиливающий.

2. Предсердия иннервируются отдельно от желудочков.

В институте, который располагался недалеко от Петербурга, в местечке Колтуши Павлов создал единственную в мире лабораторию по изучению высшей нервной деятельности. Его центром была знаменитая «Башня молчания» особое помещение, которое позволяло поместить подопытных животных в полную изоляцию от внешнего мира.

Эту лабораторию называли еще «столица условных рефлексов».

Ученый стал изучать пищеварение – в те времена это была самая отсталая область физиологии. Павлову удалось перейти к совершению новым экспериментам., которые он назвал «хроническими» опытами в отличие от «острых», что применялись в физиологии до него. Это были эксперименты на предварительно прооперированном, но вылеченном, здоровом животном, наблюдение над которым велось не на операционном столе, под наркозом, как было раньше, а в течении многих недель или месяцев спокойной, нормальной жизни.

Изучать пищеварительный процесс в желудке собаки мешала находившаяся там пища. Он решил эту задачу просто и оригинально, проделав два «окошка» одно в стенке желудка, другое в пищеводе.

Теперь пища, которой кормили прооперированную и вылеченную собаку, не доходила до желудка, вываливалась из отверстия в пищеводе наружу.

Но желудок успевал получать сигнал, что пища в организм поступила, и начинал готовиться к работе: усиленно выделяя сок. Его можно спокойно брать из второго отверстия и исследовать без помех.

Так родился удивительный эксперимент с легкой руки Павлова названный «мнимым кормлением». Собака могла часами глотать одну и ту же порцию пищи, которая дальше пищевода не попадала, а экспериментатор работал в это время с обильно льющимся желудочным соком.

Впервые экспериментально удалось доказать, что работа желудка зависит от нервной системы и управляется ею. Ведь в опытах мнимого кормления пища не попадала непосредственно в желудок, а он начинал работать.

Главный вывод, к которому пришел Павлов: все находится в ведении нервной системы.

В 1897 году вышел в свет фундаментальный труд Павлова: «Лекции о работе главных пищеварительных желез» принесший ему мировую славу. Его сразу же перевели на основные европейские языки. Именно за этот труд была присуждена Нобелевская премия первому физиологу (до этого награждали только врачей) в 1904 г.

Казалось, ученый достиг вершины. Но он оставляет область науки, принесшую ему мировую славу и берется за совершенно новое дело.

Он переключается на изучение нервной системы.

Решение это пришло не вдруг. Он заметил, что слюна у собак выделяется не только тогда, когда пищу кладут в рот, но и тогда, когда служитель только гремит посудой. Что же нужно, чтобы свет или звук начали гнать слюну? Оказывается совсем немного, достаточно, чтобы совпало свет, звук и кормление.

Это были не совсем обычные рефлексы. Павлов назвал их в отличие от простых «сеченовских» условными (т.е. приобретенными).

Чем же отличаются условные рефлексы от безусловных, и в чем можно уловить между ними сходство? Безусловные рефлексы возникают в ответ на раздражение внешней среды или на раздражения, возникающие в самом организме (сосательный рефлекс у ребенка, моргание хватательный, отдергивание руки от горячего).

Условные, в отличие от безусловных, возникают лишь с начала жизни организма и только при наличии коры головного мозга. Свое учение об условных рефлексах И.П. Павлов назвал учением о высшей нервной деятельности, т.к. эти рефлексы образуются благодаря коры головного мозга. Учение о безусловных рефлексах можно назвать учением о низшей нервной деятельности, т.к. безусловные рефлексы обязаны своим происхождением низшими отделами нервной системы.

Павлов указывал на теснейшую взаимосвязь между условными и безусловными рефлексами.

Учение о высшей нервной деятельности позволило И.П. Павлову высказать и обосновать положение о том, что каждый орган имеет свое «представительство» в коре мозга. Любое изменение во внешней среде сказывается на деятельности мозговой коры и тем самым может отражаться на работе каждого внутреннего органа в целом организме.

Великий ученый указывал, что работы физиологов должны быть неразрывно связаны с практической медициной с лечением больных.

Павловское учение помогло развитию главного направления в отечественной терапии. Оно основано на 2-х принципах:

1. Нервной системе принадлежит основная роль в жизни организма вообще и в борьбе с болезнями в частности.

2. Каждая болезнь нарушает деятельность не одного отдельного органа, а отражается на всем организме в целом.

Сложные отношения сложились у Павлова с Советской властью. Когда условия для продолжения работы в революционном Петрограде стали невыносимыми, Павлов обратился к Ленину с письмом, в котором он просил разрешения «отбыть за границу». Шведский Красный Крест, обеспокоенный судьбой Нобелевского лауреата, пытался вызволить его в Швецию.

Ленин тут же подписал знаменитое Постановление Совнаркома от 1921 г. «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П. Павлова и его сотрудников».

Жизнелюбивый Павлов очень не хотел стариться, старость считал «ошибкой природы». Часто повторял «Постараюсь дожить до 100 лет: Буду драться за это!»

Он дожил до XV Международного конгресса физиологов, который в честь него было решено провести на родине.

Форум такого масштаба проводился в стране Советов впервые, он проходил в Ленинграде, в 1935 году. Ему исполнилось 86 лет! Присутствующие были рады застать Павлова в живых.

Именно здесь профессор Берджер из Шотландии в прощальном слове от имени всех делегатов присвоил Павлову титул - первый среди физиологов в мире (Принцепс физиологуммунди).

А через полгода здесь же состоялись похороны Павлова.

Павлов преобразовал традиционное представление об органах чувств, выдвинул учение об анализаторах, вычленяющих только значимые для организма раздражения. Под анализатором понимал целый набор:

1. Периферический орган, проводящие нервные пути и центральнее отделы головного мозга.

Это позволило дать новую трактовку локализации функции в коре больших полушарий.

Исследовал взаимоотношения между корой и подкорковыми центрами. Выдвинул учение о 2-х сигнальных системах. Учение о типах нервной деятельности, которые понимались как основанные определенным сочетанием свойств нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).

Он и смерть свою умудрился превратить в источник научных исследований.

До последних минут он диктовал свои наблюдения за затухающей деятельностью мозга, обсуждал собственные ощущения с невропатологом и шутил «Не мешайте! Павлову никогда – Павлов умирает!»

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.