|
|||
Проблемы развития Российской Федерации на современном этапе. Проблемы развития Российской Федерации на современном этапе В мае 2000 года Путин, поддержанный аппаратом, почти всей прессой и огромной массой избирателей, легко победил уже в первом туре. Первое президентство Путина проходило в благоприятных экономических условиях. Цены на нефть, сверх всех ожиданий, держались на очень высоком уровне. Стал заметен рост производства, шло бурное строительство, повышалось благосостояние людей. В отличие от Ельцина последних лет, Путина поддержали различные политические силы, а также огромная масса народа. Во всех социологических опросах его рейтинг не опускался ниже 60%. Благоприятной стала и внешнеполитическая ситуация из- за того, что Путин безоговорочно поддержал «удары мести» США в Афганистане после нападения террористов 11 сентября 2001 года на Америку, что резко повысило престиж Путина и России в глазах Запада. Во внутренней политике Путин продолжал линию Ельцина на дальнейшее укрепление президентской власти для повышения ее авторитета и совершенствования системы управления. Заговорили об укреплении властной вертикали. Она выразилась в образовании семи федеральных округов во главе с полномочными представителями президента, осуществляющими не предусмотренный конституцией контроль над местными властями. С победой президентской партии в Думе в 2000 г., и особенно в 2004 г., исчезли влиятельные критики Кремля и в законодательном органе власти. Безоговорочно победившая в 2004 году партия «Единая Россия»(ее также называют партией начальников) не играет самостоятельной политической роли и предназначена для обслуживания избирательных и законодательных потребностей Кремля Правительство М.Касьянова, а потом сменившее его накануне президентских выборов 2004 года М.Фрадкова, получившего название «технического», также не играет никакой политической роли . В результате президентская власть стала фактически бесконтрольной- или, точнее сказать, ее ограничивают как при самодержавии, только те моральные принципы, которых придерживается или устанавливает для себя сам властитель Многие люди не видят в этом ничего плохого- сильная, едино-державная власть рассматривается миллионами граждан как единственная панацея от многих бед России. В принципе у нового президента с самого начала появились немыслимые для его предшественника возможности успешно бороться с преступностью, коррупцией, бедностью. Провести необходимые реформы в экономике, армии, правосудии. Нельзя сказать, что этой борьбы не было, но она велась вяло, с отступлениями и оказалась в целом неэффективной, бывала странным образом приурочена к избирательным кампаниям. При этом дела проворовавшихся крупных чиновников закрывались, а самих фигурантов мирно устраивали не другие «теплые места» или отправляли на пенсию. Вместе с тем первое президентство Путина запомнилось выборочным и громким «пожиранием» неугодных Кремлю олигархов: В. Гусинского, Б.Березовского, а в 2003 году – М. Ходорковскрого, который в отличие от Гусинского и Березовского не бежал за границу, а остался в стране, за что и поплатился 9-летним тюремным заключением. Словом, за 4 года власть оказалась не в состоянии кардинально изменить криминальную обстановку в стране, пронизанной коррупцией и организованной преступностью, ни общее социально- экономическое положение огромного числа людей, живущих за чертой бедности, не изменилась ситуация в армии. Зато в жизни происходили техногенные катастрофы, страшные аварии, дедовщина в солдатских казармах, побеги солдат из частей, массовое стремление призывников избежать армии. Для второго срока президентства Путина (2004-2008 г.г.)было характерно дальнейшее усиление роли государства в рамках системы мер, названных позже «Планом Путина» Речь шла о ряде важных для страны реформ, реализовать которые власть могла за счет значительных финансовых поступлений, полученных преимущественно вследствие колоссального роста мировых цен на нефть и газ и увеличения налоговых поступлений в ходе налоговой реформы, введения Налогового и Земельного Кодексов. Это позволило не только досрочно расплатиться с международными долгами России, но и создать значительный Стабилизационный фонд. Внешняя политика последних лет примечательна как желанием власти утвердить за Россией утраченный статус Великой державы. Так и неудачными попытками этого достигнуть с помощью старых методов политического и экономического давления. С США и европейскими странами отношения оставались натянутыми. Этому способствовали резкие действия России в ходе кризиса отношений с Украиной в 2006-2007 году, когда приостановка подачи газа через трубопроводы, проходившие по территории Украины, была воспринята в Западной Европе как угроза своей энергетической безопасности- прямого следствия топливной зависимости от России. Осознание этого факта стала в Европе стимулом поиска новых источников энергии. Особенно неудачно оказалась внешняя политика России в отношении ближайших соседей- бывших советских республик. Отношения почти со всеми были испорченные. Если со странами Балтии этого следовало ожидать из- за жесткости и непримиримости в оценках сторонами спорных явлений истории, от ухудшение отношений с действительно с братским государством Украиной, а также Грузией оказалось неожиданным для большинства людей. Это стало результатом не только спекуляций политиков в этих странах и раздражающего Кремль бесцеремонного вмешательства США и НАТО в эту, ранее признанную зону влияния России, но и неумением Кремля вести эффективные переговоры, искать взаимовыгодные компромиссы. Власти России порой поражали общественность неуклюжими и бессмысленными действиями, вроде запретов на экспорт вин из Молдовы и Грузии или депортации граждан Грузии из России. В конечном счете, противоречия с Грузией настолько обострились, что это вылилось в военный конфликт в Южной Осетии. Власть по – прежнему жестко контролировала основные телевизионные каналы и радио, фактически перекрыв широкий доступ оппозиционных сил к населению. В результате: общая демократизация России приостановлена, политическая система не является демократической в западно- европейском понимании, но зато она соответствует общим настроениям масс, отвечает интересам элиты. Авторитет президента, внедрение однопартийной системы в виде партии «Единая Россия»- все это способствовало достижению значительной политической стабильности. Государственная дума находится под полным контролем Кремля. Во второе президентство Путина удалось остановить разрастание терроризма на Северном Кавказе. В последние годы правления Путина вступила в действие программа демографического развития России, стал заметен рост деторождения и уменьшения младенческой смертности. Остро осталась проблема борьбы с бедностью на поддержку неимущим выделялись огромные средства, но вся система социальной защиты работала плохо, деньги расходовались неэффективно, разворовывались. Отклонив многочисленные пожелания идти на третий срок президентства, Путин и его окружение успешно осуществили операцию «Преемник». В ходе президентских выборов весной 2008 года президентом стал Д.А. Медведев- бывший руководитель администрации Президента, а затем вице- премьер. Малоизвестный как политик и общественный деятель, Медведев отказался от участия в полноценной предвыборной кампании, но зато в борьбе за пост Президента, он обладал тем, что обеспечило ему поддержку элиты и значительного числа избирателей- статусом почти официального преемника Путина. Слова действующего президента: «Я ему доверяю» стали гарантией победы Медведева на выборах. Сам же Путин не ушел в тень, он тотчас стал премьер- министром, сохранив прежнее огромное влияние и в сложившейся после выбора в системе дуумвирата. Его эпоха явно не закончилась… Вопросы для закрепления материала: ответ аргументируйте 1. Какие действия Президента и правительства России свидетельствуют об углублении социально- экономических и политических преобразований в российском обществе в 2000- 2001 г. г. ? 2. Как изменилась российская внешняя политика в последнее время? Какие ее результаты вы считаете наиболее удачными и почему? 3. Какие новые явления в политике, экономике и культуре позволяют говорить о возрождении России? 4. Дайте собственную оценку работе В. Путина и Д. Медведева.
|
|||
|