|
|||
Близорукость ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Близорукость Близорукость (миопия) – заболевание глаз, при котором изображение объекта фокусируется не на сетчатке глаза, а перед ней, что ведет к появлению размытия и нечеткости изображений предметов, находящихся вдали. При взгляде на близкорасположенные объекты, такой проблемы не возникает: близорукий человек достаточно хорошо видит вблизи, отсюда и появилось русскоязычное название заболевания – близорукость. Заболевание развивается вследствие изменения формы и размеров глазного яблока – из нормальной (сферической формы) глаз становится более вытянутым, овальным Заболеваемость близорукостью постоянно увеличивается, на сегодняшний момент процент близоруких детей школьного возраста составляет порядка 20%, возрастая в студенческие годы, по данным различных источников, вдвое - до 40%. Причины близорукости могут быть различными. В настоящее время выделяют несколько основных факторов: 1) Наследственные причины: Установлена связь между имеющейся близорукостью родителей и детей. Если у обоих родителей имеется близорукость, то риск развития заболевания у детей до 18 составляет более 50%. Если же оба родителя имеют нормальное зрение, то близорукость развивается не более чем в 10% случаев. 2) Интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии: Развитее близорукости наиболее часто наблюдается в школьные и студенческие годы, когда зрительные нагрузки наиболее интенсивны. 3) Неправильная коррекция: Очень важно при первом подборе очков или контактных линз соблюдать правила коррекции и исключить ложную близорукость. Для предотвращения прогрессирования близорукости необходимо соблюдать рекомендации по ношению очков (или линз), а так же регулярно проверять зрение. 4) Сосудистые факторы: Зачастую близорукость развивается на фоне нарушения кровоснабжения глаз, на фоне различных заболеваний. 5) Неполноценное питание: Отсутствие в рационе витаминов и микроэлементов, играющих важную роль в синтезе тканей оболочки глаза (склеры), а так же участвующих световосприятии. 4. Портфолио коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей с нарушениями речи: Упражнение «Снегопад» Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее. Снег, снег кружится, белая вся улица! Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок. Упражнение «Бабочка» Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку: Бабочка - коробочка, полети на облачко. Там твои детки -— на березовой ветке! Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела». Упражнение «Шторм в стакане» Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. Упражнение «Хоботок» Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их отпускаю, И на место возвращаю. Губы не напряжены и расслабленны. Упражнение «Лягушки» Тянем губы прямо к ушкам! Потяну - перестану, И нисколько не устану! Губы не напряжены и расслабленны... Упражнение «Сердитый язык» С языком случилось что-то: он толкает зубы! Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы! Он на место возвращается и чудесно расслабляется. Упражнение «Горка» Спинка языка сейчас станет горочкой у нас! Я растаять ей велю -напряженья не люблю. Язык на место возвращается и чудесно расслабляется. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий. Упражнение «Футбол» Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками. 7. Разрешите ситуацию: Урок немецкого языка в 5 классе. Учитель просит тянущего руку ученика начать чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем сильнее. Возникает заминка. Учитель ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать. В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик испуганно «прожевывает» трудное слово и пытается читать дальше. Решение: Учителю не стоило поднимать голос, тем самым он вызвал еще больший стресс у ребенка. Ему стоило либо прочитать первое слово самому, либо помочь ребенку с его прочтением. Если учитель был бы спокойным в данной ситуации, то и дети отнеслись к этому спокойно и не было бы насмешек, и мальчик не растерялся и спокойно прочитал текст.
|
|||
|