Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение №1. Сравнительная таблица к законопроекту «О противодействии семейно-бытовому насилию»



Приложение №1

Сравнительная таблица к законопроекту «О противодействии семейно-бытовому насилию»

Действующий закон Проект закона Позиция общественности Обоснование и замечания.
1. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: потерпевший — физическое лицо, в отношении которого есть основания полагать, что ему непосредственно бытовым насилием причинен моральный, физический и (или) имущественный вред; бытовое насилие — умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) одного лица в сфере семейно-бытовых отношений в отношении другого (других), причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания семейно-бытовые отношения - отношения между супругами, бывшими супругами, лицами, проживающими или проживавшими совместно, близкими родственниками, лицами, имеющими общего ребенка (детей);   Статья 4. Виды бытового насилия психологическое насилие — умышленное воздействие на психику человека, унижение чести и достоинства посредством угроз, оскорблений, шантажа или принуждение (понуждение) к совершению правонарушений или деяний, представляющих опасность для жизни или здоровья, а также ведущих к нарушению психического, физического и личностного развития. сексуальное насилие — умышленное противоправное действие, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу человека, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетним. экономическое насилие — умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды, имущества, средств, на которые он имеет предусмотренное законом право. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: лицо, пострадавшее от семейно-бытового насилия (далее - пострадавший) - физическое лицо, которое пострадало от физического, сексуального, психологического или экономического насилия со стороны другого лица; семейно-бытовое насилие - умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) лица (лиц) в сфере семейно-бытовых отношений в отношении другого (других), содержащее угрозу причинения или причинившее физическое, психологическое, сексуальное и (или) экономическое насилие; члены семьи - лица, состоящие в браке, родстве или свойстве, лица, вступившие в семейно-бытовые отношения в результате усыновления (удочерения) или принятия на воспитание в иной форме, бывшие супруги, лица, состоящие в незарегистрированном в регистрирующих органах браке, и члены их семей; лицо, совершившее семейно-бытовое насилие (далее-правонарушитель) - лицо, нарушающее права и свободы другого лица путем угрозы совершения или совершивший семейно-бытовое насилие. психологическое насилие - умышленное воздействие на психику человека, унижение чести и достоинства посредством угроз, оскорблений, шантажа или принуждение (понуждение) к совершению правонарушений или деяний, представляющих опасность для жизни или здоровья, а также ведущих к нарушению психического, физического и личностного развития; сексуальное насилие - умышленное противоправное действие, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу человека, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетним; экономическое насилие - умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды, имущества, средств, на которые он имеет предусмотренное законом право; материальный ущерб - материальный вред, который может быть оценен или исчислен в финансовом/денежном выражении, причиненный любым видом насилия в семейно-бытовых отношениях, а также затраты по рассмотрению случаев семейно-бытового насилия; медицинская психологическая коррекционная программа (далее - психокоррекционная программа) - коррекция неадекватных форм поведения личности через формирование и закрепление способов эффективного взаимодействия с окружающим миром, не прибегая к насилию. Изменение агрессивного поведения лица, совершившего семейно-бытовое насилие. Снижение эмоционального напряжения, формирование адекватной самооценки, создание установки на открытое выражение своих чувств без ущемления прав партнера, обучение навыкам владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева и тревожности; Снять проект с обсуждения Парламента, провести широкие общественные слушания, в том числе в общественных Советах в соответствии со ст.20 закона «О правовых актах». Регулирование вопросов взаимоотношений между членами семьи на сегодняшний день осуществляется Кодексом о браке (супружестве) и семье. Проект противоречит Кодексу. Исключить. Также имеются замечания к действующаму закону. 1. Понятие «потерпевший» заменено понятием «лицо, пострадавшее от семейно-бытового насилия» и если сейчас требуется наступление у «жертвы» морального, физического и (или) имущественного вреда, то теперь такой вред предполагается исходя из самого определения насилия (физического, психологического, сексуального или экономического).    Такое безграмотное определение («насилие - это действие, причинившее насилие») позволяет вне зависимости от наступивших последствий (причинение психического или физического страдания), относить к нему любые действия членов семьи, формально подпадающие под определение физического, психологического, сексуального, экономического насилия. Считаем, что единственным допустимым критерием насилия может быть причинение (угроза причинения) вреда жизни и здоровью.  2.Определение членов семьи по новому противоречит п.29 ст.1 Кодекса о браке (супружестве) и семье: «семья - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений». То есть, бывшие супруги и лица, не зарегистрировавшие брак, не могут являться членами семьи. Кодекс имеет высшую юридическую силу по отношению к закону, поэтому закон не должен ему противоречить.   Данное определение лишено всякого смысла, так как сам термин и его смысловое значение совпадают. Кроме того, опасность данного определения позволяет необоснованно причислять к нарушителям членов семьи, требующих соблюдение своих обязанностей от других членов семьи, включая детей. 3. Определение «….ведущих к нарушению личностного развития» ущемляет права родителей по воспитанию своих детей.     Статья 27 Конституции признает за родителями право и обязанность воспитывать своих детей.                                                                 Статья 5 Конвенции о правах ребёнка закрепляет руководящую роль семьи по мере взросления детей, предусматривая, что правительства должны позволить семьям руководить своими детьми.                                          Статья 18 Конвенции закрепляет ответственность родителей за воспитание ребёнка и обязанность Правительства содействовать им в этом.                                           Статья 10 Международного пакта о социальных и экономических правах предусматривает, что участвующие в настоящем Пакте государства признают, что: Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании.     Статья 70 Кодекса о браке (супружестве) и семье также предусматривает право и обязанность родителей воспитывать своего ребенка. Причем их право обладает преимуществом перед всеми другими лицами. На этом основании никто, кроме родителей, не вправе определять критерии для личностного развития ребёнка.                   4. Законодательное закрепление права на половую свободу супругов и их несовершеннолетних детей ведет к разрушению семьи и сексуальному растлению детей. Эта опасная тенденция заложена в Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения, предоставившего детям право по конфиденциальное получение услуг в области репродуктивного и психического здоровья.Половая свобода – это показатель моральной деградации общества. Посягательство на половую свободу несовершеннолетнего – это нарушение права родителя заботиться о морально-нравственном воспитании своего ребенка и, наоборот, пропаганда со стороны государства сексуальной распущенности детей.   5. Неопределенность критериев экономического насилия позволяет субъективно определять степень выполнения родителем своей обязанности по материальному содержанию своего ребенка.   6. Затраты по рассмотрению случаев семейно-бытового насилия – это вопрос соответствующих процессуальных процедур (УПК, ГПК), поэтому только суд может относить на виновного члена семьи какие-либо затраты. Тождественность понятий «финансовое» и «денежное» выражение делают бессмысленным их одновременное употребление.   7. Психологическая коррекция – это вопрос сферы психического здоровье, регламентируемый другим законодательным актом – Кодексом о здоровье народа
2. Ст.3 принцип:   приоритета превентивных мер профилактики семейно-бытового насилия над репрессивными; Статья 5. Принципы противодействия семейно-бытовому насилию Противодействие семейно-бытовому насилию основывается на принципах: -приоритета превентивных мер профилактики семейно-бытового насилия над репрессивными; -недопущение обычаев и традиций, ущемляющих права и свободы человека и способствующих семейно-бытовому насилию.     Исключить.Употребление слова «репрессивные» (меры) не допустимо, в принципе, в государственной политике демократического государства.    Соблюдение культурных традиций нашего общества обеспечивает воспитание в детях морально-нравственных ценностей, таких как уважение старших, целомудренность, скромность, порядочность. Поэтому недопустимо ставить права ребенка выше его обязанностей. Например, воспитание в ребенке целомудренности, недопустимости ранних сексуальных связей, исходя из буквального толкования форм насилия, может быть расценено как покушение на его половую свободу.                                                 
3. Статья 20 п.1: Копия защитного предписания в течение двадцати четырех часов с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, направляется прокурору.   Статья 20 п.5. Срок действия защитного предписания составляет тридцать суток с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено. Периодичность проверки составляет не менее одного раза в семь календарных дней.   Ст.20 «защитное предписание» сотсутствует   Статья 29. Срок действия защитного предписания и основания его продления 1. Срок действия защитного предписания составляет тридцать суток с момента его вручения правонарушителю. При сохранении угрозы совершения повторного насилия, по заявлению пострадавшего, срок действия защитного предписания может быть продлен до трех месяцев. Статья 28 «защитное предписание» вводится дополнительная норма п.12:Сотрудник органа внутренних дел обязан под роспись проинформировать лицо, получившее защитное предписание, о возможности и условиях прохождения психокоррекционных программ по изменению насильственного поведения. В случае отказа от подписания в защитном предписании делается запись об этом.   Исключен прокурорский надзора за нарушителем, что никоим образом не свидетельствует о повышении надзора за бытовым насилием.   Исключить.При неэффективности мер предписания нет никакого смысла продлять его срок.   Исключить, так как сотрудник полиции не обладая знаниями в области медицины и психиатрии, не может разъяснять условия психо-коррекционных программ
4. отсутствует Статья 34. Постановка на профилактический учет и снятие с профилактического учета  1. Органы внутренних дел берут на профилактический учет лицо, совершившее семейно-бытовое насилие, с момента выявления факта указанного правонарушения на установленный законодательством срок. 2. В период нахождения на профилактическом учете должностное лицо органов внутренних дел осуществляет, не менее одного раза в неделю, контроль за образом жизни, увлечениями, окружением, жилищно-бытовыми условиями лица, совершившего семейно-бытовое насилие, в форме наблюдения и проводит профилактическую беседу с ним, а также с близкими родственниками, соседями. 3. Должностное лицо органов внутренних дел оказывает содействие в трудоустройстве лица, совершившего семейно-бытовое насилие, по решению суда, осуществляет привод в организацию здравоохранения для прохождения медицинской психокоррекционной программы. 4. Снятие с профилактического учета лица, совершившего семейно-бытовое насилие, возможно при выполнении им условий защитного предписания или особых требований, а также не совершения правонарушений в течение года после постановки на профилактический учет. 5. Порядок постановки и снятия с профилактического учета лица, к которому были применены меры противодействия семейно-бытовому насилию, контроля и наблюдения за ним, утверждаются органами внутренних дел.   Исключить.Все вопросы профилактического учета урегулированы специальным законом «О профилактических учетах», поэтому в указанных нормах нет никакой необходимости.  
5. отсутствует Статья 35. Мероприятия по защите несовершеннолетнего от семейно-бытового насилия 1. В случае совершения насилия в отношении несовершеннолетнего в семейно-бытовой сфере, когда имеются основания полагать, что оставление и не применение мер защиты ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетнего, органы внутренних дел доставляют его в организацию, осуществляющую функции по защите прав ребенка для временного пребывания, до решения вопроса о его дальнейшем содержании либо устройстве на основании рапорта должностного лица органов внутренних дел. Администрация организации, осуществляющей функции по защите прав несовершеннолетнего, в течение двадцати четырех часов, с момента помещения несовершеннолетнего, письменно извещает прокурора, а также в течение трех рабочих дней предоставляет материалы в органы опеки и попечительства для решения вопроса о его дальнейшем содержании либо устройстве.  2. При передаче несовершеннолетнего в организации, осуществляющие защиту прав ребенка учитывается его возраст, пол, состояние здоровья, уровень интеллектуального и физического развития.  3. При принятии решения о передаче несовершеннолетнего, органы внутренних дел производят идентификацию признаков семейно-бытового насилия, при необходимости с привлечением работников организаций здравоохранения для оказания медицинской помощи. Проводится опрос лиц, обладающих необходимыми сведениями в случае необходимости, осуществляется пострадавшего несовершеннолетнего, при участии представителя органов опеки и попечительства.  4. В случае, предусмотренном пунктом первым настоящей статьи, решение органов внутренних дел или опеки и попечительства может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством. Обжалование решения не приостанавливает его действия.   Исключить.В проекте закона «О противодействию семейно-бытового насилия» в противоречие с Кодексом о браке (супружестве) и семье, обладающему высшей по отношении к нему юридической силой, вводятся совершенно иные механизмы регулирования вопросов. Так, если по Кодексу отобрание ребенка производилось при «непосредственной угрозе жизни и здоровью», то по проекту «О противодействии СБН» достаточно лишь предположения о том, что оставление ребенка в семье ставит под угрозу его жизнь и здоровье. Если Кодекс допускал отобрание ребёнка только органом опеки и попечительствана основании акта местного исполнительного органа, то теперь это вправе самостоятельно решить сотрудник органа внутренних дел на основании рапорта. Таким образом, внедряется механизмы силового решения вопроса отобрания детей. Если по кодексу прокурор извещался немедленно об отобрании ребенка органом опеки и попечительства, то теперь такое уведомление должно быть сделано администрацией «организаций по защите прав ребенка» в течение 24 часов. Такое положение крайне опасно, так как ведет к бесконтрольности нахождения ребёнка в течение суток. Если по кодексу в течение 7-ми дней после отобрания орган опеки и попечительства должен обратиться в суд с иском об ограничении или лишении родительских прав, то теперь орган внутренних дел в течение 3-х дней после отобрания передает материал органу опеки и попечительства, который сам без суда будет решать вопрос о дальнейшем содержании либо устройстве ребёнка. То есть, теперь не суд, а орган опеки и попечительства самостоятельно определяет судьбу ребенка. А родители имеют только право обжаловать его решение в суд. То есть, родитель лишается право доказать свою невиновность по отношению к ребенку в суде. Каким Каким образом, в этой процедуре будет осуществлять судебный механизм ограничения или лишения родительских прав в проекте не говорится.  
6. отсутствует Статья 36. Противодействие семейно-бытовому насилию в отношении несовершеннолетнего  1. Органы и организации образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения и другие лица, информируют органы внутренних дел о фактах семейно-бытового насилия в отношении несовершеннолетнего для принятия незамедлительных мер реагирования. 2. Если родители или законные представители несовершеннолетнего являются лицами, совершившими семейно-бытовое насилие, или уклоняются от защиты прав и интересов ребенкаоказание помощи пострадавшему, осуществляется органами опеки и попечительства, в том числе по обращению близких родственников или иных лиц. 3. Если несовершеннолетний пострадал от своих родителей или иных законных представителей, он направляется на медицинское освидетельствование, судебно-медицинскую экспертизу, без их согласия,в сопровождении органов опеки и попечительства, в случае срочной необходимости, в сопровождении органов внутренних дел. 4. При наличии факта семейно-бытового насилия органы внутренних дел или органы опеки и попечительства обращаются в суд с ходатайством о применения мер индивидуальной защиты несовершеннолетнего. 5. При рассмотрении вопроса о праве представителя несовершеннолетнего должно учитываться то обстоятельство, что оставление за лицом, совершившим семейно-бытовое насилие, права быть представителем несовершеннолетнего может повредить интересам несовершеннолетнего. 6. Не допускается оставление за родителями права на совместную опеку над несовершеннолетним, при наличии обоснованного предположения о совершении семейно-бытового насилия к несовершеннолетнему со стороны одного из родителей. 7. В случае, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, несовершеннолетние в возрасте с 16 лет вправе обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов.     Исключить.Родитель, не ограниченный в родительских правах, и не лишенный их по решению суда является законным представителем своего ребенка. Форма вины (умысел или неосторожность) является элементом уголовного или административного правонарушения. Наличие или отсутствие умысла может устанавливаться только судом. Следовательно, до момента вступления в законную силу такого судебного акта, никто не вправе считать человека совершившим семейно-бытовое насилие.   Учитывая, что согласно проекта семейно-бытовое насилие предполагает умысел, устанавливаемый исключительно судом, то до вступления приговора или постановления суда в законную силу никто не праве устанавливать факт семейно-бытового насилия и ограничивать права родителей.                                              Данные нормы не учитывают мнение ребенка, которое в соответствии со ст.62 Кодекса о браке (супружестве) и семье обязательно с 10-ти лет. Государство откровенно применяет двойные стандарты: позволяет ребенку с 10-ти лет получать конфиденциальные услуги в области охраны репродуктивного здоровья, и не учитывает его мнения при решении вопроса о передаче под защиту органов и опеки и попечительства.    Не понятно в какой процедуре будет рассматриваться данный вопрос. Без судебного решения об ограничении или лишении родительских прав родители по закону остаются представителями своего ребенка.   Если на сегодняшний день, отобрание ребенка – это временная мера до вынесения судом решения об ограничении или лишении родительских прав, то по проекту закона отобрание ребёнка само по себе является основанием для прекращения опеки над ребенком. Термин «право на совместную опеку» кодексом не предусмотрено. Кодексом опека предусматривается только в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, родитель не может быть опекуном (!), поэтому о прекращении опеки родителей над ребенком говорить недопустимо. Эта формулировка крайне опасна. Кодекс о браке (супружестве) и семье предусматривает лишь две формы судебного решения в отношении родительских прав: либо их ограничение, либо лишение. В проекте же лишение родителей некоего «права на совместную опеку» производится без суда на основании предположения о совершении насилия со стороны одного из членов семьи. Опасность этой нормы в том, что ею допускается ущемление прав родителей под предлогом «психологического», «экономического» и «сексуального насилия», включающего в себя покушение на «половую свободу» несовершеннолетнего при чем независимо от вины каждого из родителей в отдельности. Если Кодекс о браке (супружестве) и семье допускает возможность ограничения или лишения права конкретного родителя при наличии предусмотренного им основания, то по проекту закона виновность родителя в нарушении прав ребенка не учитывается. То есть, ребенок лишается права оставаться со вторым родителем, не применявшим по отношению к нему никакого насилия.
7. отсутствует Статья 38. Оказание помощи и защиты пострадавшему 2. Оказание помощи и защиты пострадавшему осуществляется по следующим направлениям: 5) направление пострадавшего по его обращению на обследование в соответствующее медицинское или иное специализированное учреждение. Если пострадавший является несовершеннолетним, недееспособным или ограниченно дееспособным лицом, то направление на обследование является обязательным. 5. Оказание помощи пострадавшему не зависит от его обращения в правоохранительные органы или суд, от участия в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве.   Исключить.Обследования несовершеннолетнего в специализированных учреждениях (?) без согласия родителей не допустимо. Это противоречит ст.27 Конституции. Такое возможно только в случае медицинского освидетельствования в рамках соответствующих уголовных или административных процедур в строго установленном порядке.  
8. отсутствует Статья 40. Возмещение материального ущерба и морального вреда, причиненных вследствие совершения семейно-бытового насилия 1. Лицу, имеющему право на возмещение материального ущерба и морального вреда, причиненных в результате семейно-бытового насилия, моральный вред возмещается независимо от материального ущерба, подлежащего возмещению и не связан с его размером. 2. Порядок возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненных вследствие семейно-бытового насилия, определяется законодательством Республики Казахстан.   Исключить.Возмещение материального вреда – это вопрос ГК РК.  
9. отсутствует Статья 41. Меры медицинской и психологической коррекции поведения правонарушителей     1.Меры медицинской психологической коррекции могут проводиться в отношении лица, совершившего семейно-бытовое насилие, одновременно с медикаментозной и иной терапией, разрешенной на территории Республики Казахстан, с целью выраженного улучшения его психического состояния. 2. В случае принятия судом решения о применении к лицу, совершившему семейно-бытовое насилие, обязательства в виде прохождения медицинской психокоррекционной программы, органы внутренних дел обеспечивают его привод. 3. Лицо, совершившее семейно-бытовое насилие, вправе самостоятельно обратиться в организации здравоохранения об оказании медицинской помощи в виде прохождения психокррекционной программы.  4. Меры медицинской психологической коррекции поведения лица, совершившего семейно-бытовое насилие, порядок и способы их осуществления определяются в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.   Исключить.Вопросы принудительного лечения возможны только в строго определенных случаях на основании судебного акта. Это сфера регламентирована соответствующими Кодексами.  
10. отсутствует Глава 7. Финансовое обеспечение мероприятий в сфере предотвращения и противодействия семейно-бытовому насилию Статья 44. Финансирование расходов, связанных с противодействием семейно-бытовому насилию 1. Финансирование расходов в сфере противодействия семейно-бытовому насилию осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. 2. Администрирование расходов, направленных на финансирование мероприятий по противодействию семейно-бытовому насилию, осуществляется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.   Статья 45. Размещение государственного социального заказа и предоставление грантов 1. Мероприятия, направленные на оказание помощи пострадавшим и социальную реабилитацию лиц, совершивших семейно-бытовое насилие, также финансируются в рамках государственного социального заказа и путем предоставления грантов для неправительственных организаций.   Исключить.Бюджетные средства должны направляться на создание благоприятных условий для развития детей, а не на подрыв семейных ценностей и общественной морали.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.