![]()
|
|||||||
Тема урока: «Показательные уравнения и системы. Основные приемы их решения»Задание: изучить по конспекту, видеофильму и учебнику: § 12и § 14 способы решения показательных уравнений и систем уравнений, выполнить упражнения на закрепление материала и домашнее задание. Урок Тема урока: «Показательные уравнения и системы. Основные приемы их решения» Цели урока: научиться решать показательные уравнения и системы уравнений. Ход урока 1. Изучение нового материала. Уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени, считается показательным. Рассмотрим основные виды показательных уравнений. ü Элементарные показательные уравнения. Эти уравнения сводятся к решению уравнений вида ах = ав, где а >0, а ≠ 1. При этом используется свойство степени. Пример 1. ( 5 – 3 (0,2 х + 1) = 52; - 0,6 х – 3 = 2; - 0,6 х = 5; х = - 8 Ответ: - 8 Пример 2. 36 · 6х = 1; 62 + х = 60; 2 + х = 0; х = - 2. Ответ: - 2. Пример 3. 27х · 23х = 36; 33х · 23х = 62; 63х = 62; 3х = 2; х = Ответ: Пример 4. 2х – 3 = 3х – 3; х – 3 = 0; х = 3. Ответ: 3. В более сложных уравнениях наша задача привести и к простейшему виду. Для этого используем следующие способы решения. ü Вынесение общего множителя за скобки. ü Пример 1. 2 · 3х + 1 – 6 · 3х – 1 – 3х = 9; 3х(2 · 3 – 6 · 3- 1 – 1) = 9; 3х · 3 = 9; 3х = 3; х = 1. Ответ: 1. Пример 2. 52х – 7х- 52х · 17 + 7х · 17 = 0; 52х - 52х · 17 = 7х - 7х · 17; 52х(1 – 17) = 7х(1 – 17); - 16· 52х = - 16 · 7х; 52х = 7х; 25х = 7х; х= 0. Ответ: 0. ü Сведение к квадратному уравнению или способ замены переменной. Пример. 3 · 81х – 8 · 9х = 3; 3 · 81х – 8 · 9х – 3 = 0; Замена 9х = t, t > 0; 3 t2 - 8 t – 3 = 0; D = 64 +36 = 100; t 1 = 3, t2 = - 9х = 3; 32х = 3; 2х = 1; х= 0,5. Ответ: 0,5. ü Решение однородного показательного уравнения. Пример. 4·3x-9·2x=0, это уравнение однородное,
Мы применили способ почленного деления уравнения. Ответ: 2 ü Графический способ решения. Пример. Решить уравнение: Пусть Строим графики этих функций и находим точку пересечения графиков.
Точка пересечения имеет координаты ü Решим систему уравнений: Решение: Преобразуем правые части уравнений системы: 1) Перемножим уравнения (1) и (2):
2) Поделим уравнения (1) и (2): 3) Данную систему сводим к равносильной ей системе:
2. Для закрепления изученного материала решите следующие уравнения: 1. 400х = 2. 3 · 9х = 81 3. 2х + 1 + 2х – 1 + 2х = 28 4. 9х – 4 · 3х + 3 = 0 5. 3х + 4 + 5х + 3 · 3 = 5х + 4 + 3х + 3 3. Домашнее задание:§ 12, № 240
|
|||||||
|