Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ  ОРШАНСКОГО РЕГИОНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ



ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ  ОРШАНСКОГО РЕГИОНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Лихачева Е.С.,

учащийся 3курса, Оршанский колледж ВГУ имени П.М.Машерова,

г. Орша, Республика Беларусь

РуководительА.Н.Пыршко, преподаватель, магистр педагогики

 

Приобщение младших школьников к достижениям национальной культуры в процессе изучения изобразительного искусства является основой  формирования у них художественно-эстетической, нравственно-этической культуры, развития творческого потенциала [1, 15-16]. В программе по изобразительному искусству для общеобразовательной школы ставится задача развития представлений школьников о своеобразии родной культуры, максимального использования в процессе преподавания изобразительного искусства культурных национальных и региональных традиций [2, 146]. Такой подход обеспечивает успешную национально-культурную идентификацию младших школьников, воспитание у них национального самосознания и патриотизма.

Целью исследования является технология подготовки будущих учителей к использованию в преподавании изобразительного искусства культурных традиций региона, в котором находится школа.

Материалы и методы.Материалом исследования являются теоретические, иллюстративные материалы, музейные экспонаты Оршанского края, творчество народных мастеров, местные художественные достопримечательности. Использованы методы: исследовательский, описания и обобщения теоретического материала по изучаемой проблеме. На основе проектного метода разрабатывать проекты и проводить во время педагогической практики уроки изобразительного искусства с использованием культурных традиций Оршанского региона.

Результаты и их обсуждение. Широкие возможности для изучения объектов региональной культуры существуют на уроках изобразительного искусства по эстетическому восприятию действительности младшими школьниками. Учитель должен уметь создавать методические разработки таких форм учебной работы как прогулки, экскурсии, мультимедийные презентации [3, 38]. Например, в 3 классе урок изобразительного искусства по эстетическому восприятию объектов и явлений природы можно провести в форме экскурсии по родному городу или селу. Для младших школьников г.Орши мы разработали урок-экскурсию «Орша – мой родной город». Это экскурсия на природу в центральной части города, расположенную на возвышенности при слиянии рек Днепра и Оршицы, где можно наблюдать общую панораму города, парки, живописные речные берега, поля и лес на противоположном берегу Днепра; органично вписывающиеся в природный ландшафт церковные храмы, слышать звон колоколов. Наблюдая эти объекты, учащиеся ощущают их красоту и приходят к пониманию эстетической закономерности выбора их предками этого уголка природы для проживания. Экскурсия сопровождается стихами писателя В.Короткевича, что играет очень важную роль в создании художественного образа. Чтение стихов В.Короткевича создает определенный эмоциональный настрой, помогает детям сопереживать вместе с поэтом, вызывает у них разнообразные ассоциации, пробуждает чувство прекрасного, новое видение родного уголка природы. В процессе экскурсии предусмотрены межпредметные связи с содержательным компонентом предмета «Человек и мир»: темами «Ориентирование на местности» и «Моя страна». Заканчивается экскурсия рефлексией.

Эффективной формой организации восприятия действительности являются и мультимедийные презентации, созданные на основе объектов региональной культуры. Для урока изобразительного искусства по эстетическому восприятию действительности учащиеся подготовили мультимедийную презентацию «Облик современного города Орша », включив в видеоряд кадры о родном городе и селе, а также отрывки из литературных и музыкальных произведений деятелей культуры – уроженцев Оршанщины.

При разработке методических материалов для содержательного компонента «Восприятие искусства» также используются региональные объекты культуры. Из программы по изобразительному искусству в  3 классе предусматривается знакомство школьников с архитектурой, памятниками родного города или села. Учащиеся разработали урок-экскурсию и тематическую мультимедийную презентацию «Орша – город, в котором я живу ». На большинстве уроков по восприятию искусства в начальной школе необходимо использовать произведения белорусских художников своего региона (области, города, района). В школах г.Орши учителя используют произведения известных в республике художников-земляков В.Батуры, В.Громыко, М.Паленкова, Б.Романовского и др.

Беларусь богата и на произведения декоративно-прикладного искусства: изделия из соломки, льна, лозы, керамика, вышивка, ткачество, вязание и др. Образцы декоративно-прикладных изделий региона, в котором находится школа, в обязательном порядке должны использоваться учителем на уроках изобразительного искусства. На занятиях по изобразительному искусству и методике преподавания изобразительного искусства учащиеся изучают широкие возможности, которые дает декоративно-прикладное искусство и для организации внеклассной, поисковой работы младших школьников. В начальной школе можно организовать кружок, члены которого будут вести поисковую работу в рамках своей семьи: какими народными ремеслами владеют их родные, какие декоративно-прикладные изделия хранятся в семье. По итогам этой работы можно устроить выставку декоративно-прикладных изделий в школе, организовать семейный конкурс народных умельцев и другие мероприятия.

Эффективной формой работы по восприятию искусства являются экскурсии в музеи и на выставки. Сегодня развивается так называемая музейная педагогика, цель которой – использование потенциала музеев в воспитании подрастающего поколения. Например, школы г.Орши тесно сотрудничают с музейным комплексом города, организуя экскурсии, совместную исследовательскую работу и др.мероприятия. В целях эстетического воспитания активно используются учителями экскурсии в этнографический музей «Млын» и городскую картинную галерею, в постоянной экспозиции которой есть произведения художников-оршанцев.

Изучение младшими школьниками памятников архитектуры и изобразительного искусства, художественных промыслов и ремесел своего региона, родного города, села способствует вовлечению детей творчество на основе местных традиций. Поэтому практическая деятельность по изобразительному искусству должна быть тесно связана с эстетическим восприятием действительности и восприятием искусства, и в неё также должен включаться региональный компонент белорусской культуры: представления, возникшие на основе эстетического восприятия действительности и искусства, особенности техники и материалов и др.       

Заключение. Последовательная работа будущих учителей по изучению возможностей, методов и форм использования региональных культурных традиций в преподавании изобразительного искусства в начальной школе позволяет им овладеть знаниями и умениями, которые необходимы для ознакомления младших школьников с культурой родного края, творчеством профессиональных и народных мастеров, местными художественными достопримечательностями; воспитания у детей любви к родному краю, стремления беречь и приумножать художественное достояние своей малой родины, как части национальной культуры Беларуси.

 

Список литературы

1. Шкуратава, М. Далучэнне школьнікаў да крыніц нацыянальнай культуры ў працэсе вывучэння выяўленчага мастацтва // Мастацкая адукацыя і культура. – 2011. – № 2. – 14–16.

2. Программа на 2008/2009 уч.год для школ с русским языком обучения // Пачатковая школа. – 2008. – № 9. – 84–168.

3. Ефимов, В.Ф. Формирование интереса к урокам изобразительного искусства / Л.М.Пакша // Начальная школа. – 2009. – № 2. – 38–43.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.