Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Новые грани старых сказок - 2:



 Новые грани старых сказок - 2:

читаем сказку –  беседуем о духовных истинах

Н.Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе»

                              Уроки Л.А. Киселёвой

для младших школьников

        

    Удивительно, какие же дети философы! В разговоре с ними я сама во много раз читанных-перечитанных книгах нахожу неожиданную глубину. Детские книги, как драгоценные камни, блеснут то одной, то другой неожиданной искрящейся гранью.

    В  книге, которую мы привыкли считать детским развлекательным чтением, поставлены вопросы о действенности человеческих усилий, о возможности достичь в жизни и делах своих совершенной чистоты (чтобы между добрыми делами не попало ни одного злого, чтобы чисты и бескорыстны были мотивы действий). Только совершенная чистота достойна вечной райской жизни, здесь же, в сказке, за совершённые действия предлагается награда – волшебная палочка (то есть, приобретение очень больших возможностей).

 

    Вот Незнайка хочет получить волшебную палочку, и для этого ему нужно совершить три поступка подряд (чтобы между ними не было ни одного плохого), и притом все бескорыстно. Но почему же сразу за хорошим поступком Незнайка совершает плохой? Почему же он делает то, что не хочет делать? Оказывается, нашим хозяином становится мысль, которую мы не замечаем, сливаемся с ней, и она подменяет наше "я".

    Так как быть хозяином своих мыслей? И что такое бескорыстие? Это когда всё только другим? Или это моё счастье от того, что хорошо всем?..

 

    Однажды девочка-первоклассница сказала: “Все просто, надо только, чтобы никто не делал ничего плохого, и вся жизнь будет хорошей”.

– А как так сделать?

– Ну, договориться всем и не делать плохое, просто не делать...

    Так, уже в первом классе с детьми завязался разговор “Легко ли совсем не делать плохое; как не делать плохое; как быть хозяином самому себе”. Этот разговор на разных жизненных и литературных примерах возобновлялся вновь и вновь в течение нескольких лет нашего совместного обучения. Первые главы книги “Незнайка в Солнечном городе”, пожалуй, являются самым ярким примером  для осмысления этих вопросов.

 

    Прочитываю детям отрывок:

“Однажды Незнайка встретился с Кнопочкой на берегу реки. Они уселись на большом зеленом огурце, которые во множестве росли вокруг. Солнышко уже поднялось высоко и как следует пригревало землю, но Незнайке и Кнопочке не было жарко, потому что огурец, на котором они сидели, словно на лавочке, был довольно прохладный, а сверху их защищали от солнца широкие огуречные листья, раскинувшиеся над ними, как огромные зеленые зонтики. Ветерок тихо шуршал в траве и поднимал на реке легкую рябь, которая так и сверкала на солнышке. Тысячи солнечных зайчиков, отразившись от поверхности воды, плясали на огуречных листьях, освещая их снизу каким-то таинственным светом. От этого казалось, что воздух под листьями, где сидели Незнайка и Кнопочка, тоже волнуется и трепещет, словно машет бесчисленными невидимыми крылышками, и все это выглядело каким-то необычным, волшебным.”

Незнайка и Кнопочка говорили о сказках и решили, что самый лучший волшебный предмет - это волшебная палочка, ведь тот. у кого она есть, может исполнить любое свое желание и получить другие волшебные предметы: скатерть - самобранку, сапоги - скороходы.

“ Я в какой-то сказке читала, что надо совершить три хороших поступка подряд. Тогда перед тобой появится волшебник и даст тебе все, что ты у него попросишь.

— И даже волшебную палочку?

— Даже волшебную палочку.

— Ишь ты! — удивился Незнайка. — А что, по-твоему, считается хорошим поступком? Если я, например, утром встану и умоюсь холодной водой с мылом — это будет хороший поступок?

— Конечно, — сказала Кнопочка. — Если кому-нибудь будет тяжело, а ты поможешь, если кого-нибудь станут обижать, а ты защитишь — это тоже будут хорошие поступки. Даже если кто-нибудь поможет тебе, а ты за это скажешь спасибо, то также поступишь хорошо, потому что всегда надо быть благодарным и вежливым.

— Ну что ж, по-моему, это дело нетрудное, — сказал Незнайка.

— Нет, это очень трудно, — возразила Кнопочка, — потому что три хороших поступка надо совершить подряд, а если между ними попадется хоть один плохой поступок, то уже ничего не выйдет и придется все начинать сначала. Кроме того, хороший поступок будет только тогда хорошим, когда ты совершишь его бескорыстно, не думая о том, что ты делаешь его для какой-нибудь собственной выгоды.

— Ну конечно, конечно, — согласился Незнайка. — Какой же это будет хороший поступок, если ты совершаешь его ради выгоды! Ну что ж, сегодня я еще отдохну, а завтра начну совершать хорошие поступки, и если все это правда, то волшебная палочка скоро будет в наших руках!”

    Акцентирую внимание детей на условиях получения волшебной палочки, прошу повторить эти условия, а потом спрашиваю:

– Незнайка думает, что легко выполнит условия и получит волшебную палочку. А вы как думаете? Лёгкое это условие или трудное? И почему вы так думаете?

Дети высказывают свои предположения, а я, обобщая их мысли, сама же отвечаю на поставленный ранее вопрос:

– Это только кажется, что решишь, и не будешь делать плохое, решишь, и будешь делать только хорошее. На самом деле нам не всегда удается делать то хорошее, что мы хотим, и удерживаться от плохого, чего мы не хотим делать. Дело в том, что мысли мелькают быстрее скорости света, мы не успеваем их заметить, оценить, разобраться, надо ли слушать эти мысли, исполнять их. Мы не успеваем осознать мысли, а уже исполняем их, выводим из себя и приводим в жизнь, говорим и делаем. Вот и получается, что ДЕЛАЕМ ТО, ЧТО НЕ ХОТИМ; ДЕЛАЕМ ПЛОХОЕ, ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ, ОТЧЕГО НАМ  САМИМ  ПЛОХО.

Что же получится у Незнайки?  Дети вновь предполагают.

– Давайте проверим наши догадки.

 

    Опять читаем.

“На другой день Незнайка проснулся пораньше и начал совершать хорошие поступки. Первым делом он как следует умылся холодной водой, причем не жалел мыла, и хорошенько почистил зубы.

— Вот и есть уже один хороший поступок, — сказал он сам себе, утершись полотенцем и старательно причесывая волосы перед зеркалом.

Торопыжка увидел, что он вертится перед зеркалом, и сказал:

— Хорош, хорош! Нечего сказать, очень красивый!

— Да уж красивее тебя! — ответил Незнайка.

— Конечно. Такую красивую физиономию, как у тебя, поискать надо!

— Что ты сказал? Это у кого физиономия? Это у меня физиономия? — обозлился Незнайка да как хлестнет Торопыжку по спине полотенцем.

Незнайка бежит с полотенцем. Торопыжка только рукой махнул и поскорей убежал от Незнайки.

— Торопыжка несчастный! — кричал ему вслед Незнайка. — Из-за тебя хороший поступок пропал!

Хороший поступок действительно пропал, так как, разозлившись на Торопыжку и ударив его по спине полотенцем. Незнайка, конечно, совершил плохой поступок, и теперь нужно было начинать все дело сначала”.

    Далее для экономии времени, я далее не читаю, а вкратце рассказываю о том, как Незнайка взялся толочь порошок для доктора Пилюлькина, как, услышав насмешки Пончика и Сиропчика, замахнулся на них ступкой, как в драке они опрокинули стол и рассыпали все лекарства.

    Читаем вместе.

“— Ах ты Сироп противный! — ругался Незнайка. — Я тебе еще покажу, попадись ты мне только! Какой хороший поступок даром пропал!

Да, хороший поступок пропал и на этот раз, потому что Незнайка даже не успел его довести до конца.

Так было весь день. Сколько ни старался Незнайка, ему никак не удавалось совершить не только трех, но даже двух хороших поступков подряд. Если ему удавалось сделать что-нибудь хорошее, то сейчас же вслед за этим он делал что-нибудь скверное, а иной раз из хорошего поступка уже в самом начале выходила какая-нибудь чепуха”.

    Итак, постепенно детям открывается, что не делать по своему желанию плохие поступки это не так-то просто, что очень часто человек «сам себе не хозяин» и что очень часто человеком властвуют неосознанные им мысли. Именно неосознанность мыслей, их неподвластная человеку быстрая реализация во внешнем мире и есть причина тех поступков, о которых человек горько жалеет, которые снова и снова запрещает себе повторять и всё-таки повторяет. Дети понимают, что осознанное отношение к мыслям, которое древние подвижники называли “трезвением” – это условие того, чтобы человек был хозяином своих поступков. Они с пониманием повторяют психологический закон, который я формулирую, опираясь на такой близкий им пример Незнайки:  “То, что я в себе не осознаю, владеет мной; тем, что я в себе осознаю, я владею”.

 

 

    Вся эта работа не для одной беседы. Остановившись в предыдущий раз на той неудаче Незнайки, когда к своим хорошим поступкам он, против своей воли, примешивал плохие, я в новой беседе опять возвращаюсь к этому моменту.

– В грустный или радостный момент мы расстались с Незнайкой в прошлый раз?

– Конечно, грустный. Ведь Незнайке никак не удавалась совершить подряд три хороших поступка, между ними вновь и вновь, он делал что-то плохое. Совсем измучился, но ничего поделать с собой не мог.

– Как вы думаете, почему так получалось? В чем причина?

– Причина в незаметных ему самому мыслях. Незнайка не замечал в себе мысли, когда он с гневом, с обидой, думал о любом, кто сказал ему хоть одно неприятное слово, сделал хоть совсем маленькое замечание. А раз Незнайка не осознавал этих мыслей, то и не мог ими управлять. Эти мысли «выскакивали»  наружу  то обзыванием, то руганью,  то дракой.

“Ночью Незнайка долго не мог уснуть и все думал, почему у него так получается. Постепенно он понял, что все его неудачи происходили из-за того, что у него был слишком грубый характер. Стоило только кому-нибудь пошутить или сделать какое-нибудь безобидное замечание, как Незнайка тотчас обижался, начинал кричать и даже лез в драку.

— Ну, ничего, — утешал сам себя Незнайка. — Завтра я стану вежливей, и тогда дело пойдет на лад.”

Чтение.

“ Наутро Незнайка словно переродился. Он стал очень вежливый, деликатный. Если обращался к кому-нибудь с просьбой, то обязательно говорил “пожалуйста” — слово, которого от него никогда в жизни не слыхивали. Кроме того, он старался всем услужить, угодить.

Увидев, что Растеряйка никак не может найти свою шапку, которая у него постоянно терялась, он тоже принялся искать по всей комнате и в конце концов нашел шапку под кроватью. После этого он извинился перед Пилюлькиным за вчерашнее и попросил, чтоб он снова разрешил ему толочь порошок. Доктор Пилюлькин толочь порошок не разрешил, но дал поручение нарвать в саду ландышей, которые нужны были ему для приготовления ландышевых капель. Незнайка старательно исполнил это поручение. Потом он почистил охотнику Пульке его новые охотничьи сапоги ваксой, потом стал мести полы в комнатах, хотя в этот день была вовсе не его очередь. В общем, он наделал целую кучу хороших поступков и все ждал, что вот-вот перед ним появится добрый волшебник и даст ему волшебную палочку. Однако день кончился, а волшебник так и не появился.

Незнайка страшно рассердился.”

– Как вы думаете, почему же не появился волшебник?

    Дети высказывают свои предположения; я же вместо того, чтобы озвучить мнение взрослого, продолжаю читать.

“— Что это ты мне наврала про волшебника? — сказал он, встретившись на другой день с Кнопочкой. — Я как дурак старался, совершил целую кучу хороших поступков, а никакого волшебника и в глаза не видел!

— Я тебе не врала, — стала оправдываться Кнопочка. — Я точно помню, что читала об этом в какой-то сказке.

— Почему же не явился волшебник? — сердито наступал Незнайка.

Кнопочка говорит:

— Ну, волшебник сам знает, когда ему нужно являться. Может быть, ты совершил не три хороших поступка, а меньше.

— “Не три, не три”! — презрительно фыркнул Незнайка. — Не три, а, наверно, тридцать три — вот сколько!

Кнопочка пожала плечами:

— Значит, ты, наверно, совершал хорошие поступки не подряд, а вперемежку с плохими.

— “Вперемежку с плохими”! — передразнил Незнайка Кнопочку и скорчил такую физиономию, что Кнопочка в испуге даже попятилась. — Если хочешь знать, я вчера весь день был вежливый и ничего плохого не делал: не ругался, не дрался, а если и говорил какие слова, то только “извините”, “спасибо”, “пожалуйста”.

— Что-то сегодня от тебя этих слов не слышно, — покачала головой Кнопочка.

— Да я тебе вовсе не про сегодня, а про вчера рассказываю.

Незнайка и Кнопочка стали думать, почему все так вышло, и ничего не могли придумать. Наконец Кнопочка сказала:

— А может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка даже вспылил:

— Как это — не бескорыстно? Что ты мелешь! Растеряйке шапку помог найти. Моя эта шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

— Для чего же ты их собирал?

— Будто не понимаешь? Сама ведь сказала: если совершу три хороших поступка, то получу волшебную палочку.

— Значит, ты все это делал, чтоб получить волшебную палочку?

— Конечно!

— Вот видишь, а говоришь — бескорыстно.

— Для чего же я, по-твоему, должен совершать эти поступки, если не ради палочки?

— Ну, ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.

— Какие там еще побуждения!

— Эх, ты! — с усмешкой сказала Кнопочка. — Ты, наверно, можешь поступать хорошо только тогда, когда знаешь, что тебе дадут за это какое-нибудь вознаграждение — волшебную палочку или что-нибудь еще. Я знаю, у нас есть такие малыши, которые даже вежливыми стараются быть только потому, что им объяснили, будто вежливостью да угождением можно добиться чего-нибудь для себя.

— Ну, я не такой, — махнул Незнайка рукой. — Я, если хочешь, могу быть вежливым совсем даром и хорошие поступки могу совершать без всякой выгоды...”

    Удивительно ёмкий по многим заложенным в нём смыслам и темам эпизод с попытками получить волшебную палочку дает возможность составить серьезный и подробный разговор о бескорыстии. Начинаю обычно с вопроса о том, что означает слово “бескорыстно”? Дети не всегда сразу могут объяснить значение этого слова, и мне приходится отвечать на свой же вопрос, приводя такой пример.

– Вот представьте, один мальчик называет себя вашим другом, а дружит он так: “Это твой велосипед, да? Новый, да? Дай мне покататься! А дашь поиграть на твоем компьютере? Ой, тебя шоколадкой угостили, отломи мне! ” И вот, вы задумываетесь, а дружит ли он со мной на самом деле? Нужен ли я ему сам? Или ему нужны только мои вещи? Вот это пример, корыстного поведения. Что же тогда такое бескорыстие?

    Теперь уже дети легко говорят, что бескорыстные отношения таковы, когда нужен, интересен и дорог сам человек, когда друг не задумывает что-либо получить от него.

    Продолжаю чтение.

“Расставшись с Кнопочкой, Незнайка пошел домой. Он решил совершать теперь хорошие поступки только из хороших побуждений и совсем даже не думать о волшебной палочке. Однако легко говорить — не думать! На самом деле, когда хочешь о чем-нибудь не думать, так обязательно только о том и думаешь.

Вернувшись домой, Незнайка стал читать книжку со сказками. Охотник Пулька, который сидел у окна и чистил свое охотничье ружье, сказал:

— Что ты там читаешь такое интересное? Ты бы почитал вслух.

Незнайка только хотел сказать: “Если тебе так хочется, так возьми сам почитай”, но в это время он вспомнил о волшебной палочке и подумал, что если исполнит просьбу Пульки, то совершит хороший поступок.

— Ну ладно, слушай, — согласился Незнайка и стал читать книжку вслух.

Охотник Пулька слушал с удовольствием, и ему не так скучно было чистить ружье. Другие коротышки услышали, что Незнайка читает сказки, и тоже собрались вокруг послушать.

— Молодец, Незнайка! — сказали они, когда книжка кончилась. — Это ты славно придумал — почитать вслух.

Незнайке было приятно, что его хвалят, и в то же время было очень досадно, что он не вовремя вспомнил о волшебной палочке.

“Если бы я не вспомнил о палочке и согласился почитать книжку просто так, то сделал бы это из хороших побуждений, а теперь получается, что я читал ради выгоды”, — думал Незнайка.

Так получалось каждый раз: Незнайка совершал хорошие поступки только тогда, когда вспоминал о волшебной палочке; когда же он забывал о ней, то способен был совершать только плохие поступки. Конечно, если сказать по правде, то иногда ему все же удавалось совершить какой-нибудь совсем крошечный хороший поступок, вовсе не думая о том, что он делает это ради волшебной палочки. Однако это случалось так редко, что не стоит и говорить.

Проходили дни, недели и месяцы… Незнайка постепенно разочаровался в волшебной палочке. Чем дальше, тем реже он вспоминал о ней и под конец решил, что получить волшебную палочку — это недостижимая мечта для него, так как ему никогда не удастся бескорыстно совершить три хороших поступка подряд.

— Ты знаешь, — сказал он однажды Кнопочке, — мне кажется, что никакой волшебной палочки на свете нет, и сколько поступков ни совершишь, а получишь только шиш.

Незнайка даже засмеялся от удовольствия, потому что эти слова получились у него в рифму. Кнопочка тоже засмеялась, а потом сказала:

— Почему же в сказке говорилось, что нужно совершить три хороших поступка?

— Должно быть, эту сказку нарочно придумали, чтоб какие-нибудь глупые коротышки приучались совершать хорошие поступки, — сказал Незнайка.

— Это разумное объяснение, — сказала Кнопочка.

— Очень разумное, — согласился Незнайка. — Ну что ж, я не жалею, что все так вышло. Во всяком случае, для меня это было полезно. Пока я старался совершать хорошие поступки, я привык умываться каждое утро холодной водой, и теперь мне это даже нравится.”

    Здесь очень уместна будет беседа такого рода.

– Бог – и наш Друг, и наш Небесный Отец. Конечно же, Он тоже хочет, чтобы мы любили Его просто за то, что Он есть, а не за то, что Он может нам всё дать. Но посмотрите, люди чаще всего ходят в церковь, чтобы просить у Бога: “Дай мне хорошую работу, дай мне удачно выйти замуж, дай мне получить пятерку… Дай! Дай! Дай!..” Конечно, Богу для нас ничего этого не жалко, но Он, наверное, думает: “ А сам-то Я им нужен? А самого-то Меня без всего этого любят?..”

 

 

 

    Так всё-таки, бескорыстие... – что это?.. Делание добра для других, в ущерб себе? Или это “мне хорошо, по причине того, что всем хорошо”?.. и бескорыстие – не лишение себя блага, а приобретение его для себя совершением добра другим?..     Эти нравственно-философские размышления доставят удовольствие и Вам, и детям, если основой для них взять историю о том, как Незнайка получил волшебную палочку. Об этом мы говорили в нашей статье-уроке.

      На занятиях у меня было много удач, много счастливых мгновений подлинного взаимопонимания с «маленькими людьми» по поводу больших вечных вопросов. Как складывались такие беседы, как можно составить доверительный разговор с ребёнком, читайте здесь http://katechio.narod.ru/ и http://www.crespea.ru/

Автор урока Л.А.Киселёва



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.