Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МОРСКОЙ ПОРЯДОК



МОРСКОЙ ПОРЯДОК

 


Если люди хотят подчеркнуть образцовую чистоту, высшую организованность, с их языка невольно срывается привычное выражение «Морской порядок!». Оно неразрывно связано с жизнью на корабле. Во все времена у всех народов моряки славились своей ще­петильной аккуратностью — необходимым качеством для людей, проводящих полжиз­ни на корабле — в тесноте кубриков, кают и служебных помещений.

В Англии корабль относят к женскому роду, и слово ship — корабль, заменяется мес­тоимением she — она. Как знать, быть может, этот языковый феномен произошел пото­му, что корабль исстари любит постоянно содержать себя в чистоте.

В соответствии с распорядком дня перед подъемом Военно-морского флага, перед обедом, ужином и вечерней проверкой для поддержания образцовой чистоты и порядка каждый экипаж производит так называемые малые приборки: удаляет воду или снег с верхней палубы, снимает пыль и влагу с механизмов, приборов и устройств, вентилирует помещения, моет загрязненные участки, подметает кубрики, каюты и палубы, выносит мусор, чистит и смазывает металлические предметы вооружения корабля.

Раз в неделю, в субботу, сразу же после завтрака экипаж производит большую при­борку. Малые приборки, как правило, сухие, а большая — обязательно мокрая. Если в первом случае пыль и грязь просто вытирают, то во втором — смывают водой с мылом, во внутренних помещениях даже горячей. Большая приборка занимает гораздо больше времени, чем малая. После большой приборки весь корабль блестит и сверкает не толь­ко палубой, медью, краской, но и матросскими белоснежными форменками и гладко выбритыми щеками. Вот это и есть истинный морской порядок, традиционно поддер­живаемый со времен основания регулярного Российского флота на всех кораблях на­шей страны.

Многие выдающиеся русские флотоводцы требовали чистоты и аккуратности на ко­раблях наравне с искусством мореплавания. В первом русском Морском уставе (1720), поддержанию чистоты на кораблях было уделено большое внимание. «Корабль, — указано в этом уставе, — надлежит чистить и мыть и открывать окна, и о том смотреть караульным офицерам. Корабли надле­жит чистить и мыть по вся дни и между палубами открывать окна так часто, как время позволит. Снаружи и поутру, и ввечеру корабль должен обметен и вы­мыт быть. Во время стояния на якоре также места, где бараны, птицы и протчая живность, над лежит чистить всякий-день дважды, при боцмане или другом ка­раульном унтер-офицере и всего надле­жит смотреть над ними караульным офицерам под вычетом жалованья, за каждое преступление».

Адмирал Михаил Петрович Лазарев — русский флотоводец, мореплаватель и иссле­дователь — в составленной им в 1829 году «Инструкции вахтенным начальникам» большое внимание уделял поддержанию постоянного порядка и чистоты на кораб­лях эскадры Балтийского флота, находя­щейся в Средиземном море: «В поддержа­ние вахты, своей, ежели в порте, предпи­сывается господину вахтенному лейтенанту наблюдать, чтобы верхняя палуба была как можно чиста и на рост­рах все порядочно уложено... снасти были бы все вытянуты, порядочно закреплены и уложены; вымпел и флюгарка всегда бы были оправлены, и флаг поднят до мес­та... медь на шканцах, кофель-нагели и другие железные вещи вычищены; гальюн всегда скачен и чист; швабры вымыты и развешены по сделанным для того лее­рам, за бортом или с марсов и салингов никаких снастей бы не висело, равно как и каболок на выбленках и других снастях; как руслени (площадки по борту парусных судов. — В.Д), так и весь корабль обмета­ем через каждые 4 часа». Далее в «Инст­рукции» были подробно описаны обязан­ности вахтенного начальника на якоре и на ходу по поддержанию корабля «в дол­жном порядке».

Флотоводец и ученый, вице-адмирал Степан Осипович Макаров любил гово­рить, что корабль — это дом моряка, а дом всегда должен содержаться в чистоте, «...ибо в этом показатель его боеготовности». И моряки свято выполняли эту заповедь. Безупречная чистота на русских военных кораблях постоянно поддержи­валась даже в самых сложных условиях плавания.

Привычка поддерживать образцовые чистоту и порядок настолько прочно вош­ла в сознание матросов, что даже после бунта на броненосце «Князь Потемкин Таврический» состояние корабля не изме­нилось в худшую сторону. Впоследствии начальник порта Констанца капитан Не­гру, побывавший на борту броненосца, рассказал журналистам, что матросы «По­темкина» были предупредительно вежли­вы, встретили и проводили прибывших с надлежащими почестями, что корабль чист и опрятен, а внешний вид матросов отменный.

Командир русского стационера(1), во­енного транспорта «Псезуапе», стоявше­го в Констанце, также посетивший «По­темкин», докладывал главному командиру Черноморского флота вице-адмиралу Г.П. Чухнину: «...на корабле я. застал пол­ный порядок и соблюдение всех установ­ленных ритуалов. Я был поражен морс­кой культурой, особенно когда в связи с засвежевшей погодой мою шлюпку доста­вили в порт на буксире парового катера броненосца...»

Современные военные моряки, тради­ционно поддерживая свой корабль в об­разцовой чистоте, тем самым выражают свою любовь к нему. Каждый флотский офицер заботится, чтобы его корабль выг­лядел лучше и наряднее других кораблей соединения. Вот почему в офицере-моря­ке с годами вырабатывается привычка, подходя к своему кораблю, окинуть борта и надстройки пытливым взглядом. Не све­шивается ли с борта какая-нибудь снасть, как стоит часовой у кормового флага, не запуталось ли его полотнище вокруг флаг-штока? Раз в сутки на катере или шлюпке старший помощник командира и боцман обязательно обойдут корабль, стоящий на рейде или у пирса. Регулярно осматривает все жилые и служебные помещения ко­мандир корабля — главный ревнитель морского порядка. Так уж повелось во фло­те!

Выдающийся русский ученый-кораб­лестроитель академик Алексей Николае­вич Крылов говорил: «Корабль должен быть грозным для противника, но краси­вым по архитектуре и удобным для жиз­ни экипажа».

Корабли нашего флота всегда выгодно отличались от военных кораблей других стран не только традиционной чистотой. Прежде всего это красота пропорций и форм, выраженных в соотношении длины к ширине, круто скошенных форштевнях, изящных обводах корпусов, гармонии над­строек, мачт, рационально размещенного оружия. Стремление отечественных ко­раблестроителей придать красоту каждо­му военному кораблю традиционно и свя­зано с желанием привить военному моря­ку горячую любовь к своему морскому дому. Прекрасную архитектуру наших ко­раблей, чистоту и образцовый порядок, от­личную выучку экипажей отмечает каж­дый, кто побывал на них во время деловых заходов или визитов в иностранные пор­ты.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.