Идейно-эстетические направления и течения в литературе 19 века.
Идейно-эстетические направления и течения в литературе 19 века.
Литературное направление = литературное течение – совокупность основных особенностей, принципов, характерных для группы писателей в определенную историческую эпоху.
Признаки
| Классицизм
| Сентиментализм
| Романтизм
| Реализм
| Время возникновения, Определение
| Возник в эпоху Возрождения во Франции, расцвет с 17 до начала 19 века.
От лат. «classicus» - образцовый,
| 2 пол. 18 – начала 19 века, возник в Европе.
От фр. «sentiment» - чувство, чувствительный.
| Конец 18 - 1 пол.19 века, возник в Германии.
От фр. «romantisme»
В 18 в. «романтическим» именовалось все фантастическое, странное, встречающееся в книгах
| 19-20 век
В России основы реализма были заложены творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Капитанская дочка»), вершина реализма - творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
От лат. «realis» - вещественный, действительный.
| Черты
| 1. Обращение к античности, как к идеалу.
2. Герой – человек-гражданин, готовый пожертвовать личным ради государства (разум держит победу над чувствами).
3. Четкая логика в построении произведение, строгая композиция, ясность изложения.
4. Правило «трех единств» (для драматических произведений): единство места, времени и действия.
5. Герои (образы) лишены индивидуальных черт, показывают одну какую-либо черту характера, чаще обличительная (пр, скупость, жадность, лесть и т.д.).
6.Строгое деление на положительных и отрицательных героев.
7. Язык произведения торжественен
| 1.Внимание к личности человека, его переживаниям (внутреннему миру, чувствам, психологизм).
2. Герой – простой человек с богатым духовным миром.
3. Пейзаж – это фон событий (природа сопереживает герою).
4. Обращение к жизни будничной, обыденной.
5. Язык произведения прост, лиричен.
| 1.«Космический пессимизм», «мировая скорбь» (безнадежность, отчаяние, сомнение в современной цивилизации), мир «лежит во зле».
2. Герой – сильная, исключительная личность, противостоящая обществу.
3. Обращение к вечным идеалам (любовь, красота).
4.Романтическое «двоемирие», деление мира на «реальный» и «идеальный» (тот, к которому герой стремиться).
5. Близость с природой, стихией, местный колорит (дикая экзотическая природа – море, скалы, буря), дикая природа по духу герою.
| 1. Изображает жизнь такой, какая она есть (т.е. реально), правдивость деталей.
2. Действительность показана в развитии.
3. Герои – представители определенного промежутка времени, эпохи (пр, «лишний человек», «маленький человек»).
4. Характеры героев показаны вразвитии, многоплановые, сложные.
5. Язык произведений – живой разговорный.
| Жанры
| Иерархия жанров:
1. «Высокие» жанры (трагедия, эпопея, ода, они изображали государственные и исторические события, мифологию, герои – монархи, полководцы, мифологические персонажи);
2.«Низкие» жанры (комедия, сатира, басня изображали повседневную жизнь людей средних сословий, высмеивание пороков человека).
Главный жанр – трагедия (в ней герой - образец для подражания).
| Элегия,эпистолярный роман (роман в письмах), психологическая драма, психологический роман, психологическая повесть, дневник, путешествие.
| Фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма(южные поэмы Пушкина), лирика, элегия, идиллия, баллада (Жуковский)
| Психологический роман, философский роман, рассказ, драма, стихотворение.
| Авторы
| П. Корнель, Ж..Расин, Ж.Мольер;
М.В. Ломоносов (оды), А.П. Сумароков. Г.Р. Державин.
| Л.Стерн, Ж-Ж. Руссо, И.В.Гете;
Н.М.Карамзин,
В.А. Жуковский
(в молодости).
| Э.Т.А. Гофман, Д.Г. Байрон, В.Гюго;
В.А.Жуковский, К.Ф.Рылеев,М.Ю.Лермонтов.
| Ч.Диккенс, Стендаль, О. Бальзак;
А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.
|
|