|
|||
А.С.Пушкин «Зимнее утро»А.С.Пушкин «Зимнее утро» Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года. В этот период поэт гостил в Тверской губернии в имении Вульфов – в Павловском. Первый издатель и биограф А.С.Пушкина, Павел Васильевич Анненков отмечал душевное спокойствие, склонность к веселию в этот период Пушкина, в отличие от весны того же года. Это спокойствие отразилось в строках стихотворения – светлых, восторженных. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Словарная работа: Взоры– глаза Нега– блаженство, наслаждение Вечор– (устар.) – вчера вечером Нынче– сегодня Янтарный блеск – блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно-желтый Аврора– богиняутренней зари в древнеримских мифах
Стихотворение состоит из 5 строф. Основная тема его — природа и восхищение ею. Стихотворение по композиции представляет собой обращение лирического героя к «прелестному другу» с призывом пробудиться ото сна и взглянуть на «мороз и солнце» чудесного дня. Вместе с природой в душе лирического героя пробуждается и чувство любви, радости, восхищения красотой «прелестного друга», наполнившего его сердце солнечным воодушевлением. В стихотворении переплетаются две основные темы – тема любви и тема природы. И любовь, и природа, воздействуя на лирического героя, рождают прекрасные образы в его душе и предвкушение счастья, волнительное и вдохновляющее. Для того чтобы подчеркнуть особенную прелесть зимнего утра, лирический герой противопоставляет его вчерашнему дню с его «бледной луной», желтеющей сквозь «мрачные тучи» и «злящейся вьюгой».
Ответь на вопросы и выполни задания Как можно озаглавить строфы стихотворения? Составь и запиши план. Какое настроение передает каждая из этих строф? Как меняется настроение лирического героя на протяжении всего стихотворения? Какие средства выразительности использует поэт в стихотворении? Выпиши примеры сравнений, эпитетов, метафор. Выучи стихотворение. Нарисуй иллюстрацию к стихотворению (по желанию).
|
|||
|