Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство образования и науки Российской Федерации



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Факультет бизнеса «КАПИТАНЫ»

Базовая кафедра благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Корпоративный менеджмент»

на тему «Взаимодействие государства и корпорации в обеспечении выполнения социальных обязательств»

 

 

                                                                       Выполнила: Аксенова Д.В.

студентка 4 курса бакалавриата

группы 05-2017/ГМУ очной формы обучения

Факультета бизнеса «КАПИТАНЫ» Научный руководитель:

Захарова Т.И.

_______________________________

                                                                                                               ( подпись )                                                   

 

Москва – 2020

 

Содержание

Введение

Глава 1

Социальные обязательства государства

Социальная ответственность бизнеса

Глава 2 Формы взаимодействия государства и корпорации

Глава 3 Участие корпорации в обеспечении социальных обязательств

Зарубежная практика

Российская практика

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Оказавшись в ныне существующих реалиях, мы столкнулись с крайней необходимостью более совершенного взаимного функционирования бизнеса с государством. Методы государственного управления, которые применялись в конце прошлого века уже всячески потеряли свою актуальность. В современном мире требуется альтернативная методология управления, способная решать проблемы нового века. Для исполнения принципов корпоративной социальной ответственности и правительство, и бизнес обязаны внедрять новые методологии управления, менять концепции ведения дел, пересматривать ценности в рамках новых реалий.

Тоталитарное управление не дает развития рыночной экономике. В России эта проблема весьма актуальна: большую часть российской экономики контролируют государство и госкорпорации. И несмотря на последний указ президента, о снижении государственной доли на национальном рынке, на лицо присутствует тенденция, наоборот, усиления позиций. Об этом свидетельствует рост его вклада в ВВП, увеличение количества государственных, региональных и муниципальных унитарных предприятий. Эти факторы сдерживают экономическое развитие страны, ведь государство, подчиняя огромную сферу влияния, противодействует развитию конкуренции на всех уровнях от локального до общенационального.

Власть реформируется под влиянием кризисных изменений в экономике. Глобализация породила серьезную взаимозависимость национальных хозяйств разных стран, усиление и кардинальную трансформацию производительных сил. Перед аппаратом стоят важнейшие задачи по регулированию геополитических, социальных и экономических процессов. Для устойчивого развития государства необходимо совершенствовать не только модели поведения между двумя институтами: государством и бизнесом, но и более эффективно формировать сами институты.

В современном мире без участия бизнеса невозможно создать механизмы управления системы социально-экономических явлений. Посредством частого обращения к сторонним субъектам как экономических, так и общественных отношений, именно бизнес является важнейшим звеном в цепочке исполнения социально-экономической политики, тем самым значительно определяет ее итоги.

Бизнес создает продукты, которые служат удовлетворению потребностей общества, тем самым формирует эффективный спрос на услуги и товары. Помимо прочего одной из задач бизнеса является создание потребности населения в производимой продукции. Основная цель бизнеса - максимизация прибыли, генерация и грамотное использование ресурсов для решения различного рода задач, тесно перекликается с ценностями современного общества.

В рамках корпоративной социальной ответственности бизнес, как социально политический институт гражданского общества выполняет функции укрепления и объединения населения, снижения рисков путем обеспечения материальной базы, необходимой для улучшения качества жизни страны в целом.

 

 

Глава 1

Социальные обязательства государства

Социальные обязательства представляют собой задокументированную в нормативных правовых актах, система социальных субсидий, льгот и прочих услуг, предоставляемых гражданам со стороны государства, которое в свою очередь гарантирует доступность их получения. Социальные обязательства являются медиатором социальных, политических и экономических общественных процессов, и никак не средством государственной благотворительности. Это гарантия обеспечения реального, а не номинального прожиточного минимума для всех жителей государства, что имеет серьезное значение в поддержании общественной стабильности и нивелировании социального неравенства.

Исполнение социальных обязательств финансируется из бюджетов и внебюджетных фондов. Система социальных обязательств является основополагающей в рамках формирования и реализации социальной политики государства. Размер и порядок исполнения социальных обязательств закреплены настоящей Конституцией, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

За исполнение социальных обязательств отвечают специальные институты социальной защиты, конституционных гарантий, субсидиарного государственного усилия. Совокупность социальных обязательств оказывает влияние на следующие аспекты общественной жизни:

1) социальное государственное страхование

2) социальная защита и поддержка

3) пенсии и пособия по безработице и временной нетрудоспособности

Социальные обязательства способствуют самореализации и развитию населения с помощью создания рабочих мест и исполнения культурны, медицинских и образовательных программ. Рассмотреть диапазон доступа к государственным услугам можно на примере выполнения социальных обязательств в здравоохранении, которое подразумевает собой обязательное медицинское страхование. Государство обеспечивает минимальный комплекс профилактических, базовых, противоэпидемических услуг. Иные процедуры, выходящие за рамки рутинного обследования и, или лечения, оказывают частные медицинские организации.

Реалии рыночных отношений не дают гарантии каждому на обеспечение физического существования, ведь распределение доходов, под влиянием спроса и предложения порождает ресурсное неравенство. Социальное государство нацелено на всеобщее благосостояние. Оно стремится помочь удовлетворить потребности нуждающихся, сгладить социальные расслоения и обеспечить достойный уровень жизни всех его граждан.

Отдельные социальные обязательства не предполагают бюджетного финансирования, а регулируются за счёт создания правовых норм, в которых содержатся такие установки, как:

1. Установление продолжительности рабочего времени;

2. Предельное количеству сверхурочных работ;

3. Продолжительность рабочей недели, и т.д.

Однако в большинстве своем исполнение социальных обязательств требует материальных ресурсов, которые поступают из бюджетного финансирования. Задача правительства- сохранять баланс между социальными обязательствами, и устойчивостью рыночной эффективности. Исполнение социальных обязательств предполагает действие в долгосрочной перспективе, поэтому необходимо обеспечивать социальные программы постоянными источниками финансирования, которые не будут зависеть напрямую от нестабильного рынка цен на природный ресурс, как, к примеру, в России.

В связи со снижением уровня рождаемости и смертности, и увеличением общей продолжительности жизни, происходит старение нации. Это влечет за собой уменьшение кол-ва работающих на одного пенсионера, а соответственно и повышение натиска на комплексы социального обеспечения. Государственные расходы на пенсионное обеспечение и медицину постоянно растут. Учитывая, что реформировать пенсионную сферу систему и увеличивать налоговую нагрузку, это значит подвергнуть действующих чиновников массовым недовольствам, происходит увеличение государственного долга, и бюджетных дефицитов. Ярче всего проявление данной ситуации наблюдается в США, где стремительный рост социальных выплат является одной из важнейших причин увеличения государственного долга.

Основными направлениями исполнения социальных обязательств из года в год в России традиционно являются:

1. Открытый бюджет

2. Открытая полиция

3. Реформа судебной системы

4. Самоорганизация граждан

5. Горизонтальные связи между ячейками гражданского общества

6. Образование

7. Здравоохранение

 

Роль корпорации в обеспечении исполнения социальных обязательств

Первостепенно ответственность за обеспечение социальных обязательств лежит на государстве. Однако, корпорации, не смотря на отсутствие доступа к налоговым отчислениям, являются субъектом оказания социальных услуг населению. В связи с тем, что любой бизнес является институтом, функционирующим внутри общества, и является его составной частью, возникает необходимость социальной ответственности корпораций за свою деятельность.

Корпоративная социальная ответственность — это исполнение компаниями социальных обязательств, предусмотренных законодательством, и готовность нести соответствующие обязательные издержки. Кроме того, корпоративная социальная ответственность предполагает добровольные траты на удовлетворение социальных потребностей сверх границ, определенных настоящей законодательной базой, опираясь в первую очередь не на законные предписания, а на моральные, этические установки.

Тема социальной ответственности бизнеса начала развиваться с 50-х годов 20го века в США. После того, как эта тема стала гласной после выхода книги Говарда Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена», начали возникать многочисленные споры между корпорациями, касаемого того, что социальная ответственность излишняя, так как налог на прибыль компаний составляет значительную сумму, и именно эти деньги распределяются государству, а решение социально-значимых вопросов- главная задача государства. Сторонник, подобных тезисов, Милтон Фридман утверждал, что единственной ответственностью бизнеса является делать эффективный бизнес, извлекая максимум прибыли, регулярно и в полном объеме платить налоги, и на этом его ответственность ограничивается.

Несмотря на то, что с появления концепции прошло более полувека, многие компании до сих пор придерживаются ранних установок Фридмана. Говорить о том, что корпоративной социальной ответственности в России не было до 2000х годов, когда данное течение пришло с запада. Этот вопрос рассматривался еще до революции в Российской империи, когда такие меценаты как Савва Морозов заявляли о том, что при ведении успешной коммерческой деятельности необходимо исполнять кроме всего прочего ряд социальных обязательств. Позднее, в Советское время вопрос социальной ответственности так же не был далеким.

Основными принципами корпоративной социальной ответственности являются:

1) производство в достаточных количествах продукции и услуг, качество которых соответствует всем обязательным нормам, при соблюдении всех законодательных требований к ведению бизнеса;

2) содействие повышению квалификации и навыков персонала;

3) защита культурного наследия;

4) защита окружающей среды и экономию невосполнимых ресурсов;

5) соблюдение права работников на безопасный труд при определенных социальных гарантиях, в том числе, создание новых рабочих мест;

6) помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам и одиноким престарелым;

7) соблюдение общепринятых законодательных и этических норм ведения бизнеса;

8) поддержка усилий власти в развитии территории, где размещена организация, помощь местным учреждениям социальной сферы.

Корпоративная социальная ответственность предполагает собой не только:

1) Исполнение компанией социальных обязательств перед:

· Гражданами;

· Организациями;

· Обществом в целом;

2) Совокупность принципов построения стратегии организации бизнеса

Но и идеология осуществления коммерческой и социальной деятельности, основанная на:

1) Устойчивости собственного развития;

2) Улучшении уровня жизни людей;

3) Развитии общества как целостной системы;

3) Заботе об окружающей среде, и ее сохранении для будущих поколений.

Существует 3 уровня, классифицирующих уровни социальной ответственности:

Рис.1 Уровни социальной ответственности компаний

 

Развитие концепции КСО тесно идет в сопряжении с теорией заинтересованных сторон:

1) Потребители;

2) Сотрудники;

3) Конкуренты;

4) Поставщики;

5) Местное сообщество, и т.п.

Практика социальной ответственности позволяет выстроить устойчивые отношения со всеми членами сообщества, и достичь долгосрочных конкурентных преимуществ, которые так или иначе пойдут на пользу бизнесу. Именно в кризис компаниям интересно выстаивать эти преимущества с участниками рынка.

Современная корпоративна социальная ответсвенность строится на двух основополагающих положениях (см. рис. 2):

1) Делай хорошо. Принцип говорит об участии компании в жизни иного участника рынка, помощи ему, что позволит выстроить конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе

2) Не наноси вред. Принцип говорит о том, что начинать нужно с того, чтобы не наносить вреда, а уже потом приносить пользу.

Рис. 2 Основные положения социальной ответственности бизнеса

 

Принципы закреплены в видении КСО организации экономического сотрудничества, они тесно связаны и необходимо сочетать их между собой.

Исполнение социальных обязательств обеспечивают бизнесу следующие преимущества:

1. появление и укрепление новых партнерских контактов, связей с представителями бизнеса, государства, с гражданскими объединениями и организациям;

2. развитие и укрепление корпоративного бренда;

3. улучшение репутации компании на уровне обозначенной целевой аудитории и всего населенного пункта;

4. увеличение объема выпускаемой и реализуемой продукции;

5. повышение имиджа компании;

6. повышение качества услуг или товара предприятия.

Социальную ответственность в 1970 году на заседании Римского клуба вплотную связали с устойчивым развитием, т.е. с развитием промышленности, предпринимательства и т.д. с учетом интересов будущих поколений. Речь идет в основном не о нефти и газе, а о чистом воздухе и питьевой воде.

Философия социальной ответственности для компании основана на том, чтобы строить стратегии собственного развития с оглядкой на концепцию устойчивого развития, учитывая проблемы будущих поколений.

 

Глава 2 Формы и механизмы взаимодействия государства и корпорации

Государственное частное партнерство как форма взаимодействия государства и корпорации

В результате развития традиционных экономических механизмов между государством и компаниями для планирования, инвестирования, создания, застройки и эксплуатации социально значимых объектов возник механизм государственного частного партнерства (ГЧП). Принцип его работы заключается в следующем: государство ставит задачу, об исполнении тех социальных обязательств, самостоятельно выполнить которые не в силах, а частный сектор, тем временем выдвигает собственные условия по их исполнению, учитывая собственные интересы в долгосрочной перспективе, но не противоречащие государственным требованиям и социальным установкам.

Основными признаками ГЧП являются:

1) Стороны: Государство и частный сектор;

2) Отношения подкрепляются документально;

3) Паритетность сторон;

4) Публичная социальная направленность;

5) Синергия ресурсов сторон;

6) Финансовые результаты распределяются между сторонами в соответствии с соответствующими документами.

Исходя из общих принципов, главной целью ГЧП является совершенствование инфраструктуры в интересах общества, за счет консолидации опыта и ресурсов государства и бизнеса, исполнение социально важных проектов с минимальными рисками и издержками при гарантии предоставления хозяйствующим субъектам достойного качества услуг.

Основные формы реализации, модели и механизмы ГЧП

Существует несколько форм реализации государственного частного партнерства (см. рис. 3).

1) Аренда предполагает собой передачу имущества за соответствующую плату. Под форматом лизинга подразумевается право выкупа арендуемой собственности.

2) В рамках концессии государство остается собственником, наделяет концессионера необходимыми полномочиями для обеспечения функционирования объекта на определенный период. Частный партнер платит за пользование государственным имуществом, оставляя за собой право собственности на выработанную продукцию по концессии. Определяют концессию следующие признаки:

· Предмет: государственная/муниципальная собственность, монопольная деятельность государства/муниципалитета;

· Субъект: государство/муниципалитет в лице исполнительной власти

· Цель: удовлетворение социальных потребностей

· Договорная основа

· Возвратность предмета концессионного соглашения

Отношения регулируются концессионным законодательством, в России это Федеральный закон от 21 июля 2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

3) В соглашениях о разделе продукции, в отличие от концессии, партнеру государства принадлежит лишь часть произведенной предметом соглашения продукции.

4) Контракт — это административный договор, который государство заключает с частной компанией с целью необходимой, социально полезной деятельности. Государство оставляет за собой право собственности, и несет все соответствующие издержки и возможные риски в полном объеме.

5) Возможности принятия решений, а также несение рисков для частного партнера в совместном предприятии определяются долей его участия в капитале компании.

Рис. 3. Формы ГЧП

В зависимости от целей, выделяют различные виды моделей ГЧП (см. рис. 4)

Организационные модели характеризуются несущественным вмешательством в отношения собственности. Сотрудничество государства и компании регулируется за счет привлечения сторонних организаций-участников.

Признаками моделей финансирования являются:

· Проект уникального характера

· Создание автономной проектной, ресурсной компании

· Выплата долга и процентов за счет будущей генерации денежных потоков

· Распределение рисков между сторонами

· Заключение договора по исполнению проекта

· Образование проектной компании, для возможности использования забалансовых обязательств

· Регламент ответственности участников

Методы кооперации составляет совокупность механизмов и способов консолидации ресурсов партнеров, ответственных за соответствующие этап единого процесса воспроизведения общественных благ.

Рис.4. Модели ГЧП

Порядок взаимодействия государства и бизнеса в рамках механизма ГЧП определяется следующим образом:

1) Разработка проекта

2) Государственное обеспечение инвестиций

3) Заключение договора о долгосрочном сотрудничестве

4) Переход объекта в собственность одной из сторон

Партнерство государства с частным сектором обеспечивает ряд преимуществ, ведь эта модель позволяет ускорить процесс необходимых инфраструктурных улучшений, что способствует устойчивому развитию регионов. Происходит совершенствования механизмов оказания государственных услуг, повышается народнохозяйственная эффективность. Выполнение ряда задач частными компаниями позволяет облегчить работу государственного аппарата, для концентрации на других не менее важных национальных проектах. Снижаются расходы на инвестирование. Благодаря расширению доступа к новым источникам финансирования, международной и национальной поддержке, реформируется вся финансовая структура в целом.

Основными отличиями ГЧП от иных форм взаимодействия государства и частного сектора являются:

· Долгосрочные отношения (10+ лет), которые выстраиваются под конкретный объект

· Финансирования путем частных и государственных инвестиций

· Конкурентный отбор

· Разграничение рисков и издержек между сторонами

В мировой практике выделяют множество механизмов партнерств (см. рис.5). Рассмотрим наиболее распространенные из них.

1) Механизм BOT (строительство, управление объектом, а затем его передача) широко применяется в концессиях.

2) Механизм BOOT (строительство, управление, владение объектом, а затем его передача). В отличие от предыдущей концепции, частный партнер является собственником в рамках срока соответствующего соглашения.

3) Механизм BTO (строительство, передача, управление). Частный партнер по завершению строительства сразу приступает к эксплуатации объекта, не обретая права собственности. В данном случае оно сразу принадлежит государству.

4) Механизм BOO (строительство, владение, управление). Объект соглашения сразу переходит в собственность частного инвестора.

5) Механизм BOMT (строительство, управление, обслуживание, передача). Текущий ремонт и содержание объекта является обязанностью частного партнера.

6) Механизм DBOOT (проектирование, строительство, управление, владение объектом, а затем его передача). Здесь задачей исполнителя является не только исполнение проекта, но и его разработка.

Рис.5 Механизмы ГЧП

Государственное частное партнёрство - инновационный и эффективный метод получения инвестиций, с помощью которого решаются не только вопросы устойчивого роста экономической активности, но и исполнения социальных обязательств. ГЧП является лишь одним из инструментов развития социальной инфраструктура, привлекающим внебюджетные ресурсы. Это влечет за собой необходимость использование механизмов ГЧП в комплексе целями, задачами и приоритетными направлениями развития инфраструктуры субъекта и страны в целом.

 

Бизнес-ассоциации как средство связи между государством и бизнесом. Зарубежная и российская практика

Принимая во внимание опыт развитых стран в рамках взаимодействия бизнеса и государства, стоит сделать вывод о том, что в более экономически устойчивых странах используются более разнообразные форматы проявления совместной деятельности частного сектора и власти.

Алгоритм Российских взаимоотношений корпорации и государства строится следующим образом:

1. Предложения проектов от компаний

2. Одобрение проекта

3. Создание инфраструктуры, необходимой для реализации проекта

4. Исполнение проекта

Преимущественно в зарубежный странах применяется модель Publiс Private Partnership (см. рис. 6). Она является противоположностью вышеописанному Российском алгоритму, так как в ее основе лежит именно государственная проектная инициатива. Государству необходимо принимать решения о том, на каких принципах буде базироваться сотрудничество с бизнесом, обеспечивая здоровую конкуренцию, возможность максимизации прибыли, справедливость судебной системы. Данная модель определяет роль государства как медиатора отношений, так как иметь заинтересованность, предвзятое мнение, а также принимать упрежденные решения не представляется возможным.

 

Рис. 6. Publiс Private Partnership

 

Создание бизнес-ассоциаций является ключом к построению равноправного диалога. Эти организации представляют интересы корпораций различного масштаба, что широко распространено за рубежом, и особенно необходимо для формирования механизма участия граждан в современных рыночных реалиях в странах, находящихся на переходном этапе к рыночной экономике.

Бизнес-ассоциации в Европе связывают институты бизнеса и государственной властью. Федеральный союз германской промышленности и Объединение немецких торгово-промышленных палат представляют интересы предпринимателей, их ассоциаций и союзов в Германии. Первый принимает непосредственное участие в определении вектора как внутренней, так и внешней экономической политики. Представители подразделений ФСГП являются постоянными консультантами немецких министерств. Систематически проводятся встречи президента союза с канцлером для обмена видениями тех или иных экономических ситуаций. Представлением интересов предпринимателей на региональном уровне занимается ОНТПП. Несмотря на то, что это организация самоуправления, она способна влиять на экономическую политику государства на федеральном уровне, а также участвовать в международных переговорах. Австрийские отраслевые союзы имеют возможность взаимодействовать с государственным аппаратом через палату экономики, которая служит связующим звеном между властью и частным сектором. Вступить в эту палату могут индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, исключая фрилансеров и фермеров. Бизнес-ассоциации представляют интересы частного сектора во многих развитых странах:

· Голландия - Объединение нидерландских промышленных предприятий

· Великобритания - Конфедерация британской промышленности

· Швеция – Торгово-промышленный союз Швейцарии

· Швейцария - Федерация шведских промышленников

Россия активно принимает участие в построении межнациональных бизнес-ассоциациях, и представляет интересы своих компаний на международной арене в таких организациях, как:

· Американская торговая палата в России

· Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами

· Российско-британская торговая палата

· Американско-российский деловой совет

· Ассоциация европейского бизнеса

· Российско-германская внешнеторговая палата

· Российский союз промышленников и предпринимателей

· Франко-российская торгово-промышленная палата

 

 

Глава 3 Участие корпорации в обеспечении социальных обязательств

Зарубежная практика

В странах англо-саксонской правовой системы модель партнерства государства и бизнеса получила широкое распространение. Во Франции концессионный договор является административным договором, поэтому партнерство осуществляется преимущественно на крупных объектах, нежели в таких сферах как образование, медицина, наука. Германия, Финляндия, Швеция характерны своей социально-ориентированной политикой, где граждане платят высокие налоги, ожидая от государства предоставления максимального количества общественных благ, поэтому в этих странах проекты ГЧП сталкиваются с народными недовольствами.

В Америке, Великобритании, Ирландии, Австралии уровень налогов не такой высокий, и преимущественно услуги гражданам предоставляют частные компании под государственным контролем, что способствует стремительному развитию модели партнерства и исполнению социальных обязательств. Великобритания считается негласным лидером по количеству реализуемых проектов, а также по числу отраслей, в которые интегрирована модель ГЧП. Первые частные тюрьмы появились именно в Британии.

В Германии сотрудничество государства и бизнеса активно осуществляется в сфере информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Взаимодействие правительство с корпорациями реализует процесс трансформации национальной индустриальной экономики в индустриальную. Власть обеспечивает необходимую законодательную базу и всячески стимулирует экономику, а бизнес интегрирует полученные технологии в экономику, а также инвестирует в НИОКР в сфере ИКТ.

В практике Швейцарии существуют уполномоченные инфраструктурные предприятия (частные железные дороги) совместные предприятия, ассоциации и фонды. В этих объектах могут принимать участие не только представители крупных корпораций, но и заинтересованные граждане в роли волонтеров, принося пользу как для государственного, так и для частного сектора.

Модель государственного частного партнерства в Китае несет в себе серьезный экономический потенциал. Однако, специфика законодательства в некотором роде препятствует развитию механизма ГЧП.

Западные методологи в рамках социальной ответственности бизнеса разработали идею 3P (см.рис.7), которая содержит в себе фокусировку на таких трех важнейших аспектах управления компанией, как: максимизация прибыли; гармоничные отношения со всеми участниками рынка (клиенты, партнеры, работники); забота об окружающей среде.

Рис. 7. Концепция 3 P

О социальной ответственности бизнеса начали задумываться на рубеже 19-20 веков в Америке. Ряд экономистов, предпринимателей, государственных служащих были убеждены в необходимости сопричастия бизнеса к созданию общественных благ.

Эндрю Карнеги (1835-1919) был сталепромышленником и мультимиллиардером. Параллельно с руководством собственных корпорацией он активно занимался благотворительностью, а также сотрудничал с государством, исполняя ряд социальных обязательств. Он поддерживал идею проведения реформы правописания, как катализатора распространения английского языка. Карнеги обеспечивал порядка 3000 библиотек в Америке, Канаде, Великобритании, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, Индии и на Фиджи.

Во времена великой депрессии в США (1930-е) идеи корпоративной социальной ответственности отошли для корпораций на второй план, что Американское общество приняло с пониманием, рассчитывая на прибыль и предоставление рабочих мест. Позднее, в 1942 годы был создан комитет экономического развития, с целью решения экономических проблем страны совместно с наиболее крупными представителями частного сектора. Сообщество бизнеса все больше и больше касалось исполнения социальных обязательств, что значительно укрепило позиции комитета.

В наши дни, все успешные американские корпорации базируют свои долгосрочные стратегии развития придерживаясь корпоративной социальной ответственности. Мировая империя ресторанов быстрого питания McDonald's на треть снизила общий объем твердых отходов, благодаря переходу на использование вторичной бумаги в качестве упаковки продукции. Не менее известная корпорация Starbucks гарантирует, что вся продукция без исключения была изготовлена с соблюдением всех социальных и санитарных норм, а также исключает возможность эксплуатации детского труда в производстве продаваемых товаров. Компания Avon запустила благотворительный проект, который помогает комплексному решению вопросов, связанных с раком груди. Доля прибыли от косметики и парфюмерии направляется как на обеспечение медицинских исследований заболевания, так и на диагностику и лечение пациенток.

Мы стремительно приближаемся к будущему, где невозможно завоевать покупателя лишь качеством, ценой и функциональностью продукта. Сегодня стать лидером на рынке можно лишь при обеспечении эмоциональной вовлеченности потребителей и социальных ценностей производителя и клиента, в рамках построения долгосрочной стратегии корпоративной социальной ответственности.

Российская практика

Яркими примерами интеграции партнерства государства и корпорации в исполнении социальных обязательств в современной России являются: масштабный проект в Усть-Луге, включающий в себя строительство двух комплексов — газоперерабатывающего предприятия («Газпром», «Русгаздобыча») и завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) («Русгаздобыча»).

и газохимического производства; западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге.

Механизм частного государственного партнерства логично интегрировать в те сфера жизни общества, социальные обязательства в которых возложены главным образом на государство. На сегодняшний день государственный аппарат РФ считает наиболее подходящими для использования механизма ГЧП такие аспекты общественной жизни, как:

· Развитие инноваций

· Инвестирование в научные разработки, приспособленные для внедрения в коммерцию

· ЖКХ

· Развитие транспортной и производственной экосистемы

· Доступность предоставления социальных услуг

· Совершенствование системы здравоохранения

Несмотря на относительную новизну использования модели партнерства государственного и частного сектора, на российском рынке уже наблюдается закономерность повышения цены проектов по сравнению с первоначально заявленной стоимостью контракта.

При этом в России риски просчетов как государственного, так и

частного партнеров в проектах ГЧП, очевидно, весьма велики. Уже

выявилась тенденция к сильному удорожанию проектов по сравнению с

их первоначальной стоимостью, и причины не только в простых ошибках

и просчетах авторов, но и во вполне объективных обстоятельствах -

постоянном росте цен на сырье, материалы, услуги. Мировой опыт

показывает, что единственным выходом из этой ситуации является

привлечение частного капитала, а значит, создание для него более

привлекательных условий по сравнению с обычной коммерческой

деятельностью.

Тем не менее, в России имеется масштабный потенциал для развития

многих форм ГЧП, однако для его практической реализации необходимо

решение ряда принципиальных вопросов. Во-первых, обеим сторонам

партнерских отношений следует четко понимать, что эффективное ГЧП

нельзя рассматривать лишь как привлечение дополнительных ресурсов в

капиталоемкие проекты властей всех уровней. Нужно учитывать реальные

интересы

обеих

сторон.

Конкретные

механизмы

партнерств,

выработанные мировым опытом, создают основу для взаимовыгодного

ответственного распределения правомочий сторон, не ущемляющего

интересы

каждой

из

них.

Однако

возможные

преимущества

реализуются сами собой, после принятия соответствующего нормативного

пакета. Необходимо разобраться в особенностях российской модели

взаимодействия государства и бизнеса.

В настоящее время в России наблюдается своеобразный симбиоз

элементов

неолиберальной

модели,

госкапитализма,

остатков

олигархической модели. Эффективное партнерство реально только при

условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего

развития страны. Без этого, без уверенности в стабильности «правил

игры» от бизнеса нельзя ожидать ничего, кроме показного интереса и

формального участия в крупномасштабных проектах государства в целях

самосохранения. Фактор эффективного предпринимательства при этом

может быть утрачен. Во-вторых, необходим существенный прогресс в

понимании и практической реализации публично-правовых функций

государства. В странах с развитой рыночной экономикой накоплен

большой опыт успешного поиска ответов на «парадоксы публичных

благ», который с учетом отечественной специфики можно использовать и

в России.

 

Крупные отечественные компании постепенно переходят на международные стандарты корпоративного управления, внедряя в том числе и концепцию социальной ответственности. К сожалению, Россия часто перенимает западные теории, не будучи к ним экономически подготовленной. Как утверждают специалисты, наибольшую активность во внедрении



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.