Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования



 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

 

03.12.2020 г.

Классный час

«Вариационная форма»

Автор: преподаватель Билинкис ЛК.

 

Вариации – это музыкальная форма, состоящая из темы и ее нескольких воспроизведений (не мене двух).

Всем из нас знакомы слова «изменение», «разнообразие», но не многие знают, что по-латински они звучат очень возвышенно и строго – variatio (вариацио). Теперь это царственное слово, зазвучавшее более 500 лет назад, знакомо каждому музыканту и означает оно один из интереснейших жанров (видов) музыки – «Вариации».

Еще в 14-15 веках изобретательные народные певцы на все лады варьировали мелодию повторяющихся куплетов песен, обогащая ее затейливыми подголосками. В Западной Европе, где уже были изобретены музыкальные инструменты, выдающиеся мастера игры на лютне (это предок гитары), органе часами импровизировали на какую-нибудь популярную музыкальную тему, находя все новые, неожиданные краски для ее звучания.

Так, постепенно, сложилась форма «Вариации», в которой сначала звучала тема, а потом ее видоизмененные повторы. В таком виде она и распространилась в 16 веке и стала весьма самостоятельной формой. В такой форме стали писать части сонат, концертов и даже симфоний (например: финал 3 и 9 симфоний Л. В Бетховена).

В заголовках музыкальных произведений появились «Тема с вариациями» или «Вариации на тему…»

А что брали композиторы в качестве темы, чтобы она соответствовала всем требованиям фантазии автора?

Уже в самых ранних вариациях обнаружилась тяга композиторов к песенным темам, либо по складу, либо взятых из фольклорных источников. Главное для темы – выразительность, легкое запоминание, четкость внутренней структуры. Все это было в народной песне, и сочинители по сей день пользуются этим неисчерпаемым источником, называемым – «народная песня».

Венские классики – Й. Гайдн, Л. Бетховен, В. Моцарт также обращались к народным темам. У Ф. Шуберта есть «Народные вариации».

В России в 18-19 веках – это любимый жанр – здесь и «Камаринская» М. И. Глинки и «Исходила младешенька» в опере «Хованщина» М. Мусоргского и многие другие.

Если композитор решил использовать не одну, а сразу две темы в своем сочинении, такие вариации стали называть двойными.

Иногда композитор создавал свою собственную тему и красочно развивал ее. Порой автору нравились темы другого композитора, и он в дань любви и уважения сочинял большое произведение на эту тему. Вот примеры: Ф. Шопен «Вариации на тему из оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта», И. Брамс «Вариации на тему Р. Шумана». На тему популярного «Каприса» Н. Паганини вдохновенно писали свои произведения Ф. Лист, И. Брамс, С. Рахманинов.

Вариации – это огромная свобода фантазии композитора, с одной стороны, и структура, подчиненная своим законам, с другой стороны. Например: при всем разнообразии музыкально-выразительных средств: смены лада, регистра, игры тембров и фактуры, можно услышать заданную  вначале тему, даже при измененном ритме и фактуре.

А какими средствами может воспользоваться композитор, чтобы «разодеть» тему в царские одежды?

Достаточно обратиться к такому интересному произведению как «Вариации и фуга Г. Перселла» Г. Бриттена. Очень интересный факт, что жили эти композиторы на расстоянии двух веков и никогда не могли бы встретиться и поговорить, в музыке такая встреча произошла. Эти вариации имеют подзаголовок «Путеводитель по оркестру для молодежи». Тема путешествует по разным инструментам и знакомит нас с их уникальными возможностями.

 Использование в качестве темы любимых и знакомых мелодий натолкнуло на мысль современных композиторов создать для детей интересный и увлекательный материал для изучения сложного и серьезного инструмента – фортепиано. И, конечно, всем детям близки и понятны мелодии из их любимых мультфильмов и кинофильмов.

В качестве примера звучат «Вариации для фортепиано на темы любимых детских песен» композитора из города Екатеринбурга – Ирины Смирновой.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.