Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классный час. Всю душу выплесну в слова»



Классный час

«Всю душу выплесну в слова»

28 ноября 2020 года исполняется 140 лет со дня рождения русского поэта, писателя, публициста, драматурга, переводчика, литературного критика Александра Александровича Блока.  Александр Блок - величайший гений русской поэзии. На его произведениях было воспитано не одно поколение талантливых людей. Его творчество насыщено противоречиями и философией.

По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших бесценным достоянием русской поэзии, Блок явился одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.

Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий и озарений художника, понять прошлое. Блок является выдающимся поэтом «серебряного века», его творчество неразрывно связано с историей России, с ее самыми трагическими моментами. Октябрьская революция, гражданская война, голод и разруха выпали на долю такого прекрасного поэта. Живя и творя на рубеже веков, он был, пожалуй, последним поэтом старой дооктябрьской России. Но вместе с тем его имя открывает первую страницу истории поэзии советского периода.

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Его отец Александр Львович Блок был профессором права Варшавского университета, мать Александра Андреевна, урожденная Бекетова, – переводчица.

К сожалению, его отец и мать, страстная любительница литературы и переводчица, расстались сразу после рождения сына. Детские годы Блока прошли в семье деда, известного ботаника А. Бекетова, некоторое время бывшего ректором Петербургского университета. Это была семья высокой культуры, где практически все (бабушка и все её дочери, в том числе и мать Блока) занимались литературной деятельностью: переводили, сочиняли, писали стихи. Александр, оберегаемый от малейших соприкосновений с внешним миром, с «грубой жизнью», рос сосредоточенным, углублённым в себя. Всё лето проводил в подмосковном имении деда – Шахматово. Тайком писал стихи, показывая их только матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком.

В 1889 году его мать вышла замуж за гвардейского офицера и семья поселилась на окраине Петербурга.

В 1889 году мальчик был отдан в Петербургскую Введенскую гимназию, которую окончил в 1898 году.

В 1897 году Блок отправился с матерью в Германию, в курортный город Бад-Наугейм. Здесь он впервые по-настоящему влюбился — в жену статского советника Ксению Садовскую. Блоку на тот момент было 17 лет, его возлюбленной — 37. Поэт посвятил Садовской стихотворение «Ночь на землю сошла. Мы с тобою одни», которое стало первым автобиографическим произведением в его лирике.

Их встречи были редкими: мать Блока была категорически против общения сына со взрослой замужней дамой. Однако страсть юного поэта не оставила и в Петербурге, где он несколько раз встречался со своей дамой сердца.

В 1898 году Александр Блок поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако в 1901 году перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению.

С начала 1900-х годов Александр Блок сблизился с символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

В 1903 году в руководимом Мережковскими журнале "Новый путь" появилась первая подборка стихотворений  Блока "Из посвящений".  В том же году в альманахе "Северные цветы" был опубликован цикл стихотворений под заглавием "Стихи о Прекрасной Даме", которые были посвящены его жене Любови Менделеевой, сестре известного химика Дмитрия Менделеева.

Он выступил как тонкий лирик, воспевающий свою возлюбленную, несравненную Даму. Дальнейшие взаимоотношения Блока и Любови Дмитриевны были сложными, исполненными трагизма. Тем не менее через многие мятежные годы, несмотря на все свои увлечения другими женщинами, уставший, измученный жизнью Блок в минуты тоски и одиночества вновь будет звать на помощь свою верную подругу.

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-1907 годов, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирике этого времени становится ведущей тема "стихии" – образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества.

Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок публиковался в символистских журналах "Вопросы жизни", "Весы", "Перевал", "Золотое Руно", в последнем с 1907 года вел критический отдел.

В 1907 году в Москве вышел сборник Блока "Нечаянная Радость", в Санкт-Петербурге – цикл стихов "Снежная Маска", в 1908 году в Москве – третий сборник стихов "Земля в снегу" и перевод трагедии Грильпарцера "Праматерь" со вступительной статьей и примечаниями. В 1908 году он обратился к театру и написал "лирические драмы" – "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка".

Поездка в Италию весной и летом 1909 года стала для Блока периодом "переоценки ценностей". Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи".

В 1909 году, получив после смерти отца наследство, он надолго освободился от забот о литературном заработке и сосредоточился на крупных художественных замыслах.  Начал работать над большой эпической поэмой "Возмездие".  Написал пьесу "Роза и Крест". После выхода в 1911 году сборника "Ночные часы" Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (1911-1912).

В июле 1916 года во время Первой мировой войны он был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском.

После Февральской революции 1917 года Блок возвратился в Петроград, где в качестве редактора стенографических отчетов вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Материалы следствия были им обобщены в книге "Последние дни императорской власти".

Крушение царской России обрадовало Блока, но установившийся режим разочаровал его, так как не принёс народу избавления от войны, которая продолжалась. Лозунги большевиков: конец войне, всеобщий мир, земля народу – привлекли Блока. Наступившую Октябрьскую революцию он принял сразу.

Революция вызвала новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы "Двенадцать" и "Скифы".

Огромное число написанного было связано со служебной деятельностью Блока: после Октябрьской революции 1917 года он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 года он стал членом Театрально-литературной комиссии, сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 года перешел в Большой драматический театр. Одновременно работал членом редколлегии издательства "Всемирная литература" под руководством Максима Горького, с 1920 года был председателем петроградского отделения Союза поэтов.

Блок заявил о своей готовности сотрудничать с молодой советской властью: трудился в различных комиссиях, издательствах и так далее. Но чем дальше, тем больше его тяготили эти разнообразные обязанности, он испытывал резкий упадок духовных сил: ему казалось, что революция «теряет крылья», новое иногда казалось ему чуждым и малопонятным.

Кроме того, надо было иметь много душевных сил, чтобы выдержать ту злобную травлю, какую развернула против него антиреволюционно настроенная интеллигенция, в том числе и писатели.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Но несоответствие между представлениями поэта об "очищающей революционной стихии" и кровавой повседневностью наступающего режима приводило его к разочарованию в происходящем.

Весной 1921 года Александр Блок просил выдать ему выездную визу в Финляндию для лечения в санатории. Политбюро ЦК РКП(б), на заседании которого рассматривался этот вопрос, отказало Блоку в выезде.

В апреле 1921 года нарастающая депрессия поэта перешла в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца.

7 августа 1921 года Александр Блок скончался в Петрограде. Он был похоронен на Смоленском кладбище, в 1944 года прах поэта был перенесен на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

В 1980 году в доме на улице Декабристов, где последние девять лет жил и умер поэт, был открыт музей-квартира Александра Блока.

В 1984 году в усадьбе Шахматово, где Блок проводил свое детство и юность, а также в соседних усадьбах Боблово и Тараканово Солнечногорского района Московской области был открыт  Государственный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока.

Сегодня по-новому воспринимается творческое наследие многих поэтов. Опять, как в 1910-1920-е годы, выделяется на многообразном и пёстром фоне литературы поэтический голос Александра Блока – его глубокое предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности голос грядущего, а также его дар мыслителя и поэта-пророка. Необычайный интерес читателей ко всему, что связано с именем Блока, был всегда.

Книга занимала особое место в жизни Блока. У него была богатейшая коллекция издательских и антикварных каталогов. Посещение букинистических магазинов было, видимо, одним из любимейших занятий.

Для творчества Блока характерно удивительное сочетание мистического и повседневного. Чувствительный к впечатлениям, которые давал ему мир, поэт создавал потрясающие произведения, полные символов и недосказанности.

Александр Блок считается одним из гениальнейших представителей русской поэзии. Его крупные произведения, равно как и небольшие стихи стали частью культурного наследия нашего народа.

 

Спасибо за внимание!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.