|
|||
Конспект классного часа «Давайте жить дружно!», чтобы научить школьников разрешать конфликтыКонспект классного часа «Давайте жить дружно!», чтобы научить школьников разрешать конфликты Причин конфликтов может быть много, а вот последствия нерешенного конфликта всегда одинаковы – обострение межличностных отношений в классе, разделение класса на враждующие стороны, ситуации буллинга. Чтобы провести профилактическую работу в классе, проведите классный час. Воспользуйтесь готовым конспектом, который составила Наталья Карловская, педагог-психолог, начальник службы координационной работы и методического обеспечения МКУ «Центр диагностики и консультирования», г. Сургут.
ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК Участники: школьники 4–6-х классов. Цель: обучить умению разрешать конфликтные ситуации. Задачи: – сформировать умение анализировать проблемные ситуации с целью разрешения конфликта; – осознать критерии сплоченного коллектива и приемлемые способы разрешать конфликтные ситуации. Оборудование: доска, маркеры, мел, карандаши, фломастеры, бумага. Время проведения: 40 минут. Особенностью занятия является то, что школьникам дается возможность свободно высказывать свое мнение в непринужденной обстановке. В ходе обсуждений педагог обобщает ответы детей, подтверждает верность их позиции или уточняет, корректирует, дополняет информацию. Кроме того, рассуждения учащихся помогут диагностировать и определить уровень их нравственного развития и психологической атмосферы в детском коллективе. 10 мин Этап 1. Игра-разминка Цель:настроить участников на продуктивную деятельность и рефлексию. Педагог-психолог: Поднимите руки те, кому 11 лет. А теперь те, у кого темные волосы; те, у кого есть братья или сестры; те, кто любит спорт; те, кто любит читать, и т. д. Всегда ли совпадали ваши ответы с ответами других ребят? О чем это говорит? (Ответы учеников). Причина этого в том, что все люди разные. Мы все отличаемся друг от друга. Именно об этом мы и будем говорить на занятии и разберемся в некоторых сложных ситуациях. 25 мин Этап 2. Основная часть. Обсуждение Цель:обсудить с учениками признаки сплоченного и дружного коллектива, осознать разность друг друга. Педагог-психолог: Скажите, чем же мы непохожи друг на друга (ответы учеников). Совершенно верно, люди могут отличаться внешностью, возрастом, полом, национальностью, особенностями речи и поведения, знаниями и умениями, привычками и интересами, точкой зрения на одно и то же событие. Как вы думаете, хорошо это или плохо? (ответы учеников: за и против). Видите, и здесь ваши мнения разделились. И каждый из вас прав. Ведь сложно дать однозначный ответ. Возможно, если бы мы жили в мире, где все люди похожи внешне, по своим привычкам и убеждениям, то было бы меньше ссор и споров. Но ведь именно непохожесть на других и делает нас особенными. И каждый может с гордостью сказать: «Я – Личность! Я – Индивидуальность! Такого, как я, больше нет!». И порой уверенность в своей уникальности приводит к тому, что один не готов принять уникальность другого. И не все с уважением относятся к правам других людей, их мнению, не умеют понимать другую точку зрения. А ведь это так важно, особенно когда речь идет об одном коллективе. Когда говорят «класс сплоченный и дружный» – что это значит? (ответы учеников). Да, это класс, где ребята не ссорятся, а если вдруг и ссорятся, то знают, как решить проблему и помириться, помогают друг другу, все вместе интересно проводят время, где каждый ученик в классе знает, что его принимают таким, какой он есть. Упражнение «Анализ проблемных ситуаций» Карточки для школьников «Пять проблемных ситуаций». (Приложение 2) Цель:провести анализ проблемных ситуаций, развитие рефлексии. Для этого упражнения подберите ситуации, которые актуальны для класса. Работа над ситуациями идет в подгруппах. Учащиеся обсуждают предложенную проблему, заполняют карточки и представляют результат работы всему классу. В процессе выступления задавайте школьникам уточняющие вопросы, которые позволят максимально эффективно подойти к решению конфликта. При обсуждении обязательно обратите внимание на чувства всех участников конфликта и предполагаемые мотивы поступков, на причины, влияющие на возникновение ситуации. Вопросы для обсуждения: Легко вам было найти выход из ситуации? Почему? Какие чувства у вас возникали, когда вы анализировали проблемные ситуации? Как вы думаете, что может повлиять на решение конфликта? 5 мин Этап 3. Завершение Педагог-психолог: Ребята, занятие подходит к завершению. Заполните, пожалуйста, карточку участника (Приложение 1), а потом передайте мне. Помните о том, что необходимыми условиями для разрешения конфликта являются: осознание того, что конфликт есть и кому-то он доставляет беспокойство; заинтересованность каждого из участников конфликта в том, чтобы преодолеть возникшие разногласия; поиск доступных способов решения конфликта, которые устроят всех участников. Те знания, которые вы получили на занятии, позволят вам найти достойный выход из некоторых жизненных ситуаций. Желаю вам быть дружным и сплоченным классом!
Приложение 1
Приложение 2
Литература: · Справочник педагога-психолога. Школа. 06-2019
|
|||
|