Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





модель обучения певческому искусству устной традиции в вузе (опыт кафедры этнологии и фольклора БГУКИ)



 

Калацей Вячеслав Викторович

заведующий кафедрой этнологии и фольклора БГУКИ,

кандидат культурологии, доцент

vietah@yandex.by

 

модель обучения певческому искусству устной традиции в вузе (опыт кафедры этнологии и фольклора БГУКИ)

В своей книге по музыкальной архаике Ангелина Алпатова назвала фольклорную обрядовую музыку «коллективной художественной памятью культуры»[1]. Фольклор – искусство устной традиции – основа корневой культуры любого народа, а обряды (его «ядро») – формы поведения в ключевых жизненных ситуациях, изустно передаваемые и систематически повторяющиеся в структурах повседневности человека, чтобы «вписать» его в природное и социальное окружение[2].

XXI век поставил ряд проблем не только перед фольклором отдельных народов, но и перед человечеством. Глобализацию, которую приветствуют как переход на новый уровень жизни, многие считают новой формой тоталитаризма. Международное сообщество обеспокоено этим и, сохраняя культурное разнообразие, берет под охрану фольклор разных народов. Так появились охранные списки нематериального (точнее «неосязаемого») культурного наследия, в том числе и Urgent Safeguarding List UNESCО, куда от Беларуси уже включены три обряда: Цари, Будславский фест и Туровский хоровод. Общество и жизнь становятся узко специализированными, и надеяться на самосохранение фольклора – глупо и опасно. Про это предупреждала белоруска Зинаида Можейко (1933–2014) – представитель системно-типологической интонационной школы петербуржца Евгения Гиппиуса (в музыкологии) и социокультурно-антропологической школы эстонца Леннарта Мери (в кинематографии); член отечественных союзов композиторов, кинематографистов, музыкальных деятелей; член комиссий IOV, Американского биографического института, Интернационального биографического центра в Кембридже. Кембридж включил её в список «200 ведущих женщин-интеллектуалов мира». Она одна из первых подняла вопрос об экологии искусства устной традиции и предупредила: его решение требует усилий всего общества; специалисты-трансляторы же должны ориентироваться на синкретичную (слово + пение + народный театр + технологии изготовления костюма и музыкальных инструментов и т. д.) природу фольклора как неосязаемого наследия культуры, а задача учёных – сформулировать модели деятельности по достижению «экологизации сознания нашего общества в отношении аутентичных форм фольклора»[3]. Её подход к сохранению фольклора (а с о х р а н е н и е – невозможно без передачи, обучения, иначе это – не сохранение, а скорее архивизация и похороны) нашел выход в открытии ряда специальностей в вузах.

Работать с аутентичным фольклором («живым» этноискусством, которое поэтому является 100-%-м неосязаемым культурным наследием) в вузах стали недавно. Первый опыт в Беларуси – кафедра этнологии и фольклора БГУКИ (основана в 2003 году именно в русле сохранения нематериального наследия белорусов). Она внедряет образовательную модель для высшей школы, направленную на сохранение корневой культуры белорусов. Укоренению модели подготовки фольклористов-практиков здесь способствовал соратник З. Можейко (рецензент ряда её книг) доктор философии Энгельс Дорошевич (1931–2020), обобщив её содержание и контекст в «Теории фольклора» – базовом учебном пособии кафедры[4]. Студенты, начинающие обучение экспедиционным знакомством с фольклором, затем перенимающие материал экспедиций методом «демонстративной антропотехники» (пение – «с голоса на голос» и т. д.), а также возрождающие изученый обряд как дипломный проект по этнофоноведению – «вписались» и в сферу искусств, и в социокультурную практику современного мира. А основные достижения кафедры к 2020 году: а) разработка модели подготовки специалиста-практика по сохранению культурного наследия; б) актуализация модели кафедры практической фольклористики в современном университете; в) широкое международное признание результатов данной деятельности.

Модель подготовки специалиста-практика по сохранению нематериального культурного наследия (в том числе – фольклорного пения) кафедры этнологии и фольклора БГУКИ

  экспедиция на 1 курсе   ► её результаты как дидактический материал на средних курсах   ► дипломный проект по материалам экспедиции на выпускном курсе

    Сегодня в «активах» кафедры: участие в возрождении ряда региональных обрядов страны (ветковская Стрела; хойникская Русалка; брасловские, вороновские и тоневичские волочёбники и др.) а также их певческих стилей, диплом ЮНЕСКО «за сохранение нематериального культурного наследия» (2009), сенсационное введение в научный оборот видеозаписей дуды (волынки белорусов) 1939 года (2012), успешные выпускники-фольклористы, презентующие фольклор на самых известных площадках мира – вплоть до штаб-квартиры ООН в Женеве (2017).

Ключевые слова: народное пение, Беларусь, нематериальное культурное наследие, этнофоноведение, кафедра этнологии и фольклора.


[1] Алпатова А. Архаика в мировой музыкальной культуре. М. : Экон-Информ, 2009. С. 5.

[2] Говард М. Сучасная культурная антрапалогія. Мінск : Тэхналогія, 1996. C. 37.

[3] Можейко З. Экология традиционной народно-музыкальной культуры : нематериальная культура Беларуси в свете социально-экологических проблем. Минск : Бел. навука, 2011. 147 с.

[4] Дарашэвіч Э. Тэорыя фальклору : вуч.-мет. дапаможнік. Мінск : БДУКМ, 2016. С. 38–40.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.