|
|||
КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, НЕ ЛИШАЯ ЕГО ИНИЦИАТИВЫКАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, НЕ ЛИШАЯ ЕГО ИНИЦИАТИВЫ
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка - мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность. Дети тысячи раз в день, в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: « Во что мне поиграть», « Какую рубашку мне надеть», « Каким цветом рисовать небо « и т.д. Как быть Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации. Например: ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает : « Что это?» Невероятное удовольствие слышать вопросы детей. Вот уже где простор для педагогической самореализации – понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка, о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомленность и, мало ли чего еще. Случается – вопрос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный. Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку - значить подавить креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав: « Это может быть всем, чем ты захочешь”. В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: « Реши сам», « Это ты можешь сделать (выбрать) придумать сам». Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, можно сказать : « Покажи мне , что именно я должна сделать» , « Скажи мне , что сделать , чтобы помочь тебе». Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум взрослому. КОГДА И КАК ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ Маленький, беспомощный – как ему не помочь. Одеваем, обуваем, наливаем, водим рукой , подсказываем слова, говорим и думаем за него. Возмущаемся: какой несамостоятельный. Тревожимся: научится ли? Опасаемся: успеем ли выполнить программу? В результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности. На что ребенок имеет право, т.е. что в его компетенции : устанавливать отношения и общаться с разными людьми , высказывать свои суждения , мысли и чувства , начинать и совершать совместные действия , пробовать и ошибаться , делать по – своему , а не по образу и многое другое. КАК БЫТЬ: Прежде чем помогать, следует понаблюдать, а требуется ли помощь? Подумать , чем вызвано желание помочь : потребностью ребенка или желание взрослого ускорить события ( быстрее одеть) , придать игре нужное русло ( по сути , переключить), услышать желаемый ответ , увидеть ожидаемое действие ( сделать за него).Помогать следует тогда , когда ребенок просит о помощи. А теперь – как… Сначала спросите : что ты хотел сделать, что именно у тебя не получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты обратился за помощью. Таким образом, вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами. После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно определить – какая помощь нужна – подсказка , поддержка , одобрение , подтверждение правильности действий , показ и т.п. Если ребенок будет иметь возможность действовать осознано и самостоятельно – оно будет приобретать собственный уникальный опыт. Таким образом, мы будем способствовать развитию его компетентности и самостоятельности.
|
|||
|