КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Дополнительная образовательная программа Спортивный туризм
Тема занятия Измерение расстояний
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
№
| Этапы работы
| Содержание этапа
(заполняется педагогом)
| 1.
| Организационный момент, включающий:
- постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
| Подготовка обучающихся к работе.
Создание эмоционального настроя и интереса к занятию:
- Ребята! А кто скажет мне какими качествами должен обладать спортсмен - турист?
- Он должен быть физически подготовленным…
- А что это значит?
- Он должен быть выносливым, сильным, быстрым, ловким, гибким…
- Правильно. Поэтому на нашем занятии мы будем совмещать физическую подготовку с работой по карте. Но сначала бег, прыжки и игра «Догонялки».
( См. приложение пункт 1,2,3,4,5)
Цели и задачи:
- обеспечить в ходе занятия усвоение бега с картой в равномерном темпе,
- формировать правильность дыхания во время бега,
- способствовать развитию внимания и волевых качеств (решительность, настойчивость);
- развивать общую выносливость, координацию движений
Форма: игра, практическое занятие
Методы (способ организации занятия): словесный, практический
Методы (уровень деятельности детей): частично-поисковый, репродуктивный
Методы (форма организации деятельности детей):
фронтальный
Приемы: беседа, игра, диалог, тренировочные упражнения
Дидактический материал: спортивные карты
Форма подведения итогов данного этапа: опрос
| 2.
| Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
- определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
- описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
- описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
| ( См. приложение пункт№6,7,8)
Цели и задачи:
- уверенно передвигаться в нужном направлении;
- постоянно держать карту ориентированной к местным предметам и сторонам спортивного зала;
- освоить технику быстрого взятия и ухода с КП;
-выработать в себе уверенность;
-научиться выбирать надежную привязку;
-научиться аккуратно и четко заполнять карточку.
- Ребята! На данном этапе вам требуется спокойно пройти дистанцию, четко и точно вписать в карточку номера взятых КП в порядке их прохождения. Передвижение осуществлять без компаса, только с помощью карты. Главный упор делаете, чтобы научиться правильно ориентировать карту по предметам в зале: скамейки, окна, двери и т.д., а также выбирать ориентир -привязку…( Далее подведение итогов, подсчет результатов)
Форма: соревнование (бег с картой)
Методы (способ организации занятия): практический (упражнения), анализ действий
Методы (уровень деятельности детей): частично-поисковый, репродуктивный,
Методы (форма организации деятельности детей):
индивидуальный.
Приемы: тренировочное упражнение
Дидактический материал: спортивные карты, призмы, компостеры
Форма подведения итогов данного этапа: опрос, произвести проверку прохождения дистанции, правильность отметки КП (если неправильный ответ - занимающиеся присядают в зависимости от количества ошибок)
| 3.
| Изучение нового учебного материала.
Данный этап предполагает:
- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
- описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
- описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
| ( См. приложение пункт №9,10)
- Ребята! Сейчас мы проведем мини-соревнования по топографии и ориентированию в виде круговой тренировки по « станциям»…(руководитель объясняет условия проведения тренировки: на «станции » предусмотрено выполнение заданий по топографии и ориентированию, оформлены карточки с текстом; заостряет внимание на , что на «станции №6» - изучение нового материала; все ответы необходимо занести в личную карточку)
- Ребята, вы уже знаете, что для туриста умение читать и правильно понимать карту - сложный технический навык, но кроме умения пользоваться компасом и читать карту необходимо уметь определять и контролировать два параметра: в каком направление передвигаться и какое расстояние нужно пройти. Существует несколько способов определения и контроля этих параметров, и применять их нужно в зависимости от ситуации.
- Ребята! Измерение расстояний на местности и карте – один из главных элементов ориентирования. На станции №6 вам необходимо выполнить следующие задания:
1. Измерить расстояние на карте линейкой по прямой линии, по извилистой, используя масштаб.
2. Измерить расстояние на карте по ломаной линии с помощью циркуля и курвиметра (описание прибора и его назначение дано).
3. Определить расстояние на глаз (глазомерное определение).
4. Высчитать длину среднего шага.
5. Определить расстояние по времени движения, если средняя скорость человека 4 км/час
- Сейчас мы разделимся на группы по 2-3 человека, каждая пройдет на свою « станцию» и приступит к работе, далее проверяем правильность выполнения, обмениваемся между собой и подсчитываем результаты.
Цели и задачи:
- учить различным способам измерения расстояний на карте и местности, а также рассчитывать пройденное расстояние по времени движения;
- развивать навыки работы с картой и компасом;
- развивать общую выносливость, навыки судейства соревнований
Методы (способ организации занятия): словесный (беседа), практический (упражнения), наглядный, практический
Методы (уровень деятельности детей): объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский
Методы (форма организации деятельности детей):
фронтальный, групповой
Приемы: упражнение, работа по образцу, поощрение, указание
Дидактический материал: топографическая карта, компасы, линейки, циркули, курвиметр, условные знаки, раздаточный материал№3,7, рулетка.
Форма подведения итогов данного этапа: коллективный анализ работ, самоанализ
| 4.
| Закрепление учебного материала, предполагающее:
- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;
- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
- описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
| См. приложение пункт№11,12
- Ребята! Подведение итогов мы проведем следующим образом: предлагаю вам игру « Найди приз». В радиусе 1 м от искомой точки спрятан приз, необходимо пройти маршрут с контрольными пунктами (взять азимут на точку и измерить расстояние) на карте, у каждого участника свой маршрут. А кто будет первым?
Цели и задачи:
- обеспечить в ходе занятия повторение способов измерения расстояний;
- закрепить полученные знания и способы действий по данной теме при помощи тренировочных упражнений и заданий;
- способствовать развитию волевых качеств.
Методы (способ организации занятия): практический
Методы (уровень деятельности детей): репродуктивный
Методы (форма организации деятельности детей): индивидуальный
Приемы: тренировочное упражнение
Дидактический материал: карты спортивного зала с КП, призы для участников
Форма подведения итогов данного этапа: зачет
| 5.
| Задание на дом, включающее:
- постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
- определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
- определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
| См. приложение пункт№13
- Ребята! В условиях туристских походов для измерения расстояния на местности можно пользоваться пластинкой Лионде (названа по имени автора). А вот как пользоваться простейшим прибором для определения расстояния, я предлагаю рассмотреть самостоятельно, необходимо подобрать нужный материал и изготовить пластинку Лионде на следующее занятие. Описание прибора можно найти в книге Туризм, автор В.И Курилова, стр. 47
Отправляясь в поход на следующий год, такой прибор будет нам просто необходим.
Цели и задачи:
- закрепить полученные знания и навыки по измерению расстояний различными способами;
- обеспечить в ходе выполнения задания усвоение способа изготовления простейшего прибора для измерения расстояния;
- способствовать развитию познавательных и творческих способностей;
- содействовать решению задач формирования ЗОЖ.
|
|