|
|||
МБУДО «Советская детская школа искусств»МБУДО «Советская детская школа искусств»
Выполнила ученица 1-ПР класса Художественного отделения Газизова К.И.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА (7-6 ВВ. ДО Н.Э.)» Искусство Вавилона — совокупность всех предметов искусства древней месопотамской цивилизации Вавилония в период XIX—VI века до н. э. и в период Нововавилонского царства (VII—VI века до н. э.). После падения Ассирии в 7 в. до н.э. под натиском всех ее объединившихся врагов восстанавливается независимость Вавилона и расширяется его могущество. Он подчиняет себе Финикию и Палестину, ведет большие войны с Египтом за торговые пути. В городе Вавилоне, славившемся своим богатством и великолепием, до наших дней сохранились главным образом остатки памятников архитектуры. Ворота Иштар VII – VI вв до н. э. Самыми торжественными воротами из 8 были ворота Иштар. Они состояли из 4 башен. Поверхность башен была облицована глазурованными кирпичом с изображением быков и драконов. Для нововавилонской архитектуры характерно соблюдение старых традиций зодчества Двуречья: белёные глухие наружные стены храмов и дворцов расчленялись только чередованием ниш и выступов. Все строения возводились всё также из сырцового кирпича. Вокруг Вавилона на некотором расстоянии была возведена стена, внутри которой могло скрываться в случае военных действий окрестное население. Собственно город, имевший несколько сот тысяч жителей, был обнесён двойной кирпичной стеной исключительной высоты и мощности, со рвом и валом перед нею. Центром городских укреплений была цитадель, которая представляла собой комплекс дворцов и расположенная частично внутри, частично снаружи собственно города. Весь город прорезала прямая “прецессионная дорога”, мощёная посередине плитами белого и розового камня. Эта дорога вступала в пределы города через северные ворота, посвящённые богине Иштар. Замечательным памятником вавилонского искусства является рельеф на диоритовом столбе (высотой около 2 м) со сводом законов царя Хаммурапи, начертанным клинообразными знаками. Рельеф изображает царя Хаммурапи в благоговейной позе перед сидящим на троне богом солнца и правосудия Шамашем, который передаёт ему символы власти — жезл и магическое кольцо (трон изображен в виде храмика на зиккурате). Фигуры на рельефе торжественно статичны, позы бога и царя каноничны, но лицо Хаммурапи, несомненно, портретно. Основной текст свода сохранился в виде клинописной надписи на аккадском языке, высеченной на конусообразной диоритовой стеле. Стела Хаммурапи со сводом его законов Целью законов Хаммурапи было: «Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, чтобы притесненному оказать справедливость». Однако на деле законы были очень суровы. Преступники жестоко наказывались. Если человек украл малолетнего сына другого человека, то вор должен быть убит. Если в доме человека вспыхнет пожар, а в это время другой человек будет воровать вещи погорельца — вора следует убить. Если человек убьет чужого быка, он должен отдать быка за быка. Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве три года: на четвертый год должно их отпустить на свободу. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны выбить ему зуб. Если человек открыл воду канала и был небрежен и затопил поля соседей — он обязан расплатиться за все убытки.
При преемниках Хаммурапи мощь Вавилона ослабла. От огромного государства стали отпадать боровшиеся за самостоятельность области Двуречья. Через сто лет Вавилон захватили касситы (это древние племена, обитавшие в горных местностях Западного Ирана, в верховьях реки Диялы и её притоков у северо-западных пределов Элама). Среди архитектурных памятников касситского времени следует назвать храм Караиндаша в Уруке (вторая половина XV века до н. э.) с огромными статуями божеств, которые выступают из ниш в стенах и сложены, как и стены здания, из кирпича. Искусство Нового Вавилона имело, в первую очередь, декоративное назначение. Изображают реальных и фантастических священных животных, растения, орнаменты. Новых образов искусство этого времени почти не создаёт. В нововавилонском искусстве уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей — военные сцены дворцовой жизни. Сцены поклонения божеству, изображенные на цилиндрах-печатях, часто превращаются в трудночитаемую схему. Ассирийская цилиндрическая печать из известняка и современный гипсовый слепок её изображения, содержащего мотив поклонения богу Шамашу. Расцвет нововавилонского зодчества относится ко времени Навуходоносора II (604 - 562), стремившегося затмить своей столицей былую мощь и роскошь Ниневии и Фив. Обнаружен был и еще один дворец — летний, со знаменитыми «висячими садами» (обычно приписываемыми легендарной ассирийской царице Семирамиде), остатки которых, вернее систему водоемов, колодцев и каналов, соединяющихся с Евфратом, открыли археологи. На некотором расстоянии от первого дворца находился главный храм Вавилона, посвященный богу Мардуку, так называемый «Э-сагила». Рядом с храмом помещался знаменитый в древности зиккурат, носивший название «Этеменанки». Зиккурат Этеменаки (реконструкция). «Вавилонская башня» - дом, где сходятся небеса с землею, главная культовая постройка Вавилона. Зиккурат из семи ярусов, наверху – храм верховного бога Мардука. Висячие сады царицы Семирамиды (реконструкция). Сады располагались на высоких террасах, пристроенных к царскому дворцу Навуходоносора II. Прекрасные сады Семирамиды — легендарное сооружение Вавилона. И хотя это произведение античного искусства не сохранилось, оно и сейчас, спустя более 2 тысячелетия, продолжает волновать умы и воображение ученых и простых любителей истории.
|
|||
|