|
|||
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ Древнерусское искусство — искусство, развивавшееся в IX—XIII веках на территориях древнерусских государственных образований. В этот период были созданы Софийский собор (Киев) и Софийский собор (Новгород). В более широком смысле под древнерусским искусством понимается средневековое русское искусство в период с IX по XVII веков[1]. Древнерусское искусство вобрало в себя традиции нескольких культур, среди которых восточнославянская, византийская и балканская. Историю древнерусского искусства подразделяют на два крупных этапа: искусство Киевской Руси (IX — первая треть XII века) и искусство во времена формирования Московского государства (первая четверть XVI—XVII века). В художественной культуре Киевской Руси различают периоды: дохристианский, связанный с формированием державы Рюриковичей (9 — кон. 10 в.); вхождение в сферу византийской христианской культуры — от Крещения Руси (988) до конца правления князя Владимира Мономаха (1125); развитие искусства в княжествах периода феодальной раздробленности, прерванное нашествием Батыя в 1237 г. (12 — нач. 13 в.). От этого периода сохранились, преимущественно, произведения декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел, например турьи рога с серебряными инкрустациями в зверином стиле из Чёрной могилы в Чернигове, X в. Под влиянием язычества, древние славяне воплощали в творчестве мифологические образы природных стихий. Данные мифологические образы — изображения солнца, коня, птицы, цветка и др., сохраняются в народном творчестве и по сей день. Одним из видов воплощения мифологических образов являлись капища (святилища), где воздвигали идолов (каменные или деревянные изваяния) почитаемых богов: Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши и др. Капища могли иметь овальную форму (Киев, ок. 980 г.) или многолепестковую, связанную с символикой солнца (Перынь, близ Новгорода). Крещение Руси укрепило связи Руси со странами христианского мира, как в политическом так и культурном аспектах. Византия, как государство с огромным культурным «багажом», оказала сильное влияние на многие аспекты русского искусства и обогатило его новыми образами и техническими приёмами. Византийские мастера, прибывшие на Русь, способствовали бурному развитию архитектуры (в том числе храмового зодчества), иконописи, книжной миниатюры. Деревянные христианские храмы были построены уже в 989 г.; первым крупным каменным храмом Киева стала придворная Десятинная церковь (990—996), возведённая уже зодчими из Византии (к сожалению, не сохранилась). Выдающийся архитектурный памятник этого периода — собор Св. Софии (Премудрости Божией) в Киеве, который был заложен в 1037 г. князем Ярославом Мудрым — огромный пятинефный крестово-купольный храм с двумя лестничными башнями, опоясанный с трёх сторон двухэтажными галереями и увенчанный 13 куполами. Собор подчёркивал преемственную связь с центром православного мира — храмом Св. Софии Константинопольской. В качестве строительного материала была использована плинфа, часто используемая и в византийских зданиях. Мозаики и фрески украшавшие храм (1040-е гг.), выполнены византийскими мастерами и их русскими учениками. Торжественный и величественный мозаический образ Богоматери Оранты (Молящейся) в центральной апсиде получил на Руси название «Нерушимая стена». В начале XII в. на смену строгой торжественности живописного убранства Софии Киевской приходят более утончённые и созерцательные образы (мозаики и фрески Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, ок. 1113 г.). Во времена правления Владимира Мономаха на Русь была привезена икона Владимирской Богоматери, считающийся выдающимся памятником византийской иконописи, ставшая образцом иконописи для русских мастеров. Храмы построенные на рубеже 11-12 вв. в Киеве, Чернигове, Переяславле и др. городах уже меньше по размеру и их архитектурные формы более плавны, а внутреннее пространство более слитно и обозримо. Крупнейшим центром художественной жизни того времени был Новгород, где в 12 в. сложилось демократическое правление (власть народного вече). Новгородская культура, отличалась простотой, строгим лаконизмом форм, что отражалось и в архитектуре: собор Св. Софии, 1045—50; Никольский собор на Ярославовом Дворище, 1113; Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1119, полнокровностью образов, контрастностью цветовой гаммы в монументальной живописи и иконописи. Пластика занимала в древнерусском искусстве подчиненное положение. Как и в Византии, православная церковь видела в круглой скульптуре наследие «идольских», языческих времен и относилась к ней неодобрительно. Хотя этот взгляд с течением времени изменился, круглая скульптура так и не получила на Руси большого развития. Зато процветало прикладное искусство: резьба по дереву и камню, литье, чеканка, эмальерное дело, вышивка, керамика и др. Путь развития древнерусского искусства делится на ряд четко обозначенных периодов, в основном совпадающих с этапами социально-экономической и политической истории общества. Это Эпоха Киевской Руси (9 - начало 12 в.), пора феодальной раздробленности (12 и 13 вв.), период борьбы против татаро-монгольского ига и объединения русских княжеств (14 - начало 15 в.), время сложения и укрепления русского централизованного государства (15 и 16 вв.) и, наконец, 17 столетие, когда обнаружился кризис средневекового искусства и зарождалось искусство нового типа. Для истории искусства народов СССР огромное значение имеет рубеж 13 и 14 вв. До того времени искусство Руси развивалось как искусство единой древнерусской народности, окончательное сложение которой относится еще к 9-10 вв. В период феодальной раздробленности на основе древнерусской народности стали формироваться русская (великорусская), украинская и белорусская. Специфические признаки и особенности их культуры ясно определились в течение 14 и 15 вв. Поэтому древнерусское искусство 10-13 вв. является общим наследием русских, украинцев и белоруссов, а с 14 в. искусство каждого из этих народов следует рассматривать отдельно. Тем не менее и в последующие века сохранялась, росла и укреплялась тесная связь русского, украинского и белорусского искусств. Архитектура После принятия христианства главным украшением городов стали каменные храмы, возведению которых Русь училась у Византии. В основу древнерусских построек лег греческий крестово-куполъный тип храма. В плане такие храмы имели форму креста. В центре креста возвышался главный барабан с куполом. Как правило, барабан опирался на 4 столба (см. рис. на с. 51). Внутренние залы – нефы перекрывались сводами. К ним примыкали боковые пристройки – хоры и открытые галереи. Крыши крыли свинцовыми пластинами. В оконные проемы вставляли деревянные рамы с круглыми стеклами в свинцовых переплетах. Среди множества храмов Руси имелись настоящие шедевры архитектуры и строительной техники. В Киеве возвели церковь Богородицы (989 – 996). В народе она была известна как Десятинная. Церковь погибла в 1240 г. во время монголо-татарского нашествия. Софийский собор (1037) украшает Киев до сего дня. Он был сильно перестроен в XVII – XVIII вв. Золотые ворота (1037) с церковью Благовещения были реставрированы в 1982 г. Княжеские дворцы X – XII вв. погибли в 1240 г. В Чернигове построили Спасский собор (XI в.), он существует и ныне. Терем в детинце (XI в.) известен по реконструкции, он погиб во время монголо-татарского нашествия. Борисоглебский собор (1128) разрушили в Великую Отечественную войну, сейчас он восстановлен в первоначальном виде. В Новгороде и Полоцке в середине XI в. были возведены соборы Святой Софии. Переяславль украсила церковь св. Михаила. Изобразительное искусство Живопись.Оформление соборов Киевской Руси способствовало развитию живописи. Мастера составляли из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты – мозаики. По сырой штукатурке красками создавали фрески. На досках писали иконы. Книги украшали заставки из орнаментов и небольшие рисунки – миниатюры. В подлинниках X – XII вв. миниатюр дошло мало. Это рисунки «Изборника Святослава», заставки «Мстиславова Евангелия». Но в позднейших хрониках есть копии миниатюр эпохи Киевской Руси. Скульптура. В дохристианской Руси на капищах стояли деревянные и каменные идолы. О том, как они выглядели, можно судить по Збручскому идолу (см. с. 61). На шиферных и известняковых плитах художники делали полуобъемные изображения – рельефы. Прикладное искусство Древнерусские ювелиры – «кузнецы по злату, серебру и меди» владели всеми известными в средневековой Европе видами обработки цветных металлов: чернью, литьем, волочением проволоки, сканью, зернью, цветной эмалью. Иноземных путешественников поражали золотые ворота русских церквей. По медному темному фону шел золотой рисунок на библейские сюжеты. Это была золотая роспись по меди. Скань представляла собой кружевное плетение из проволоки. Иногда проволоку плющили, надрезали под разными углами. Она начинала напоминать блестящие камешки и узоры. Это была уже филигрань. Травлением серебра наносили на браслеты, ларцы, оклады книг и икон черные рисунки. В технике черни с X в. делали височные кольца, медальоны, кресты, перстни. Зернь. Украшения-подвески. Реконструкция Зернь была очень трудоемкой техникой, но позволяла создавать прекрасные вещи из золота и серебра, словно усыпанные множеством маленьких бриллиантов. На поверхность изделия ремесленник напаивал сотни мелких металлических отполированных шариков. У византийских художников русские научились работать с разноцветной эмалью – стеклообразной массой, которую наносили на металл. Была освоена более сложная техника перегородчатой эмали. Сначала мастер напаивал на основу тонкие перегородки – контуры рисунка. Эмаль заливалась между перегородками. Греки предпочитали синий и белый цвета, русские – коричневый, бордовый, красный, зеленый. Большое хождение на Руси имели стеклянные браслеты. Вопросы для самопроверки: 1. Какие жанры искусства были известны на Руси? 2. Перечислите наиболее известные архитектурные памятники и расскажите о них. 3. Дайте определение таких видов живописи, как фреска, мозаика, икона и миниатюра. 4. Расскажите о ювелирном искусстве Руси.
|
|||
|