Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





П.З.6 Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова.



П.З.6 Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова.

Задача: раскрыть особенности характера Гриши Добросклонова, его понимание счастья; развивать умение характеризовать образы-персонажи.

Задание: Можно ли считать Гришу Добросклонова счастливым?Изучите материал, представленный в файле и презентации , дайте краткий ( из 5-6 предложений) ответ на вопрос в письменном виде.

Анализ образа Гриши Добросклонова.

Впервые знакомимся с Гришей в главе «Пир на весь мир», благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье.

Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники».

Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина». Даже кошка с собакой предпочли сбежать из семьи, не выдержав голода. Все это из-за того, что у дьячка «легкий нрав»: он вечно голоден и вечно ищет, где бы выпить. В начале главы сыновья ведут его, пьяненького, домой. Он же хвалится детьми, но о том, сыты ли они, и думать забыл.

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака. Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы. Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины. Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно». И тоска по матери приводит его к самоотверженному решению посвятить свою жизнь другим, столь же обделенным.

Отметим, что песни очень важны для характеристики Гриши в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. В них кратко и точно раскрывается суть идей и устремлений героя, четко видны его основные жизненные приоритеты.

Первая из песен, звучащих из уст Гриши, передает его отношение к Руси. Видно, что он отлично понимает все проблемы, раздиравшие страну: рабство, невежество и позор крестьян – все это Гриша видит без прикрас. Он легко подбирает слова, способные ужаснуть любого, самого бесчувственного слушателя, и в этом проявляется его боль за родную страну. И в то же время в песне звучит надежда на грядущее счастье, вера в то, что желанная воля уже близится: «Но ты не погибнешь, я знаю!»…

От частных судеб герой переходит к изображению «всей Руси загадочной» – так рождается песня «Русь». Это полный искренней любви гимн своей страны, в котором слышится вера в будущее: «Рать подымается – неисчислимая». Однако нужен кто-то, кто бы стал во главе этой рати, и судьба эта предназначена Добросклонову.

Поэтому неудивительно, что им не удается встретиться с Гришей, выбравшим для себя другой путь, «тесный, но честный». По этому пути идут только сильные и любвеобильные души, желающие заступиться за обиженных. Среди них – и будущий народный заступник Гриша Добросклонов, которому судьба готовит «путь славный, … чахотку и Сибирь». Эта дорога нелегка и не приносит личного счастья, и все же, по мнению Некрасова, только так – в единении со всем народом – и можно стать по-настоящему счастливым. Высказанная в песне Гриши Добросклонова «правда великая» дарит ему такую радость, что он бежит домой, «прыгая» от счастья и ощущая в себе «необъятные силы». Дома же его восторг подтверждает и разделяет брат, отозвавшийся о Гришиной песне как о «божественной» – т.е. окончательно признав, что на его стороне правда.

Итоги .

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова одновременно и очень реальный (напоминает многими чертами характера Н. Добролюбова), и в то же время обобщенный и даже условный. Путь «народного заступника», борца за народное счастье труден, но прекрасен.

На этот путь вступают лишь «души сильные, любвеобильные». У Некрасова по-настоящему счастливый человек – тот, кто борется за благо и счастье народа, – Гриша Добросклонов.

 

_____________________________________________________________________________

 

Одним из самых ярких образов был образ Гриши Добросклонова. Гриша Добросклонов – это народный заступник. Он идет по пути революционной борьбы. Он знает, что его ждет впереди:

Ему судьба готовила

Путь славный , имя громкое

Народного заступника

Чахотку и Сибирь.

Но это его не останавливает, он верит в то, что после тяжелой борьбы наступит час освобождения, счастливое время:

В минуты унынья , о родина – мать!

Я мыслью вперед улетаю,

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь , я знаю.

В своей песне "Русь" Гриша выражает веру, что весь народ поднимется на борьбу за свое освобождение:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Гриша Добросклонов – это истинный счастливец, потому что он борется за освобождение народа, и только в том видит смысл своей жизни. Вот почему в конце поэмы говорится:

Быть бы нашим странником

Под родною крышею,

Если б знать могли они,

Что творилось с Гришею.

Значит, если появляются такие люди – бунтари среди крестьянства, то скоро придет светлое будущее, которое построит для себя сам народ.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.