Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МДК 01.01.Организация коммерческой деятельности



МДК 01.01.Организация коммерческой деятельности

Дата:18.10.2020г.

Лекция

Тема. Характеристика основных элементов, определяющих содержание коммерческой деятельности

План лекции

1. Элементы коммерческой деятельности

2. Взаимосвязь элементов коммерческой деятельности

3. Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле

 

Задание:Изучить лекцию и выполнить опорный конспект, ответить на контрольные вопросы лекции.

Срок выполнения:22.10.2020 г.

Содержание лекции

Элементы коммерческой деятельности

Рассмотрим основные элементы, отражающие содержание коммерческой деятельности.

Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Главным источником получения необходимой коммерческой информации является комплексное изучение рынка. Важно знать спрос и предложение, конъюнктуру рынка, сведения о товаре, его потребительских свойствах, качестве, назначении. Для успешной работы на рынке следует детально изучить по­требителя (количество обслуживаемого населения, его структуру, социальный состав, покупательную способность) и конку­рентов (их сильные и слабые стороны, потенциальные возмож­ности и намерения).

Определение потребности в товарах. На данном этапе коммерческой работы следует, базируясь на необходимой ин­формации, определить емкость рынка и его сегментов, обосно­вать ассортиментную структуру товаров, сроки поставок и раз­меры единовременных партий.

Выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов распределения. Эта работа начинается с изучения воз­можных источников поступления товаров, размещения пред­приятий-изготовителей, объемов и структуры, предлагаемых ими товаров, условий поставок, формы расчетов и методов от­грузки и т.д. На основе полученной информации выбираются партнеры, участники товародвижения, распределяются функ­ции между ними. Это должно быть экономически обосновано. Выбирая партнеров для установления хозяйственных связей, сле­дует стремиться к выявлению наиболее эффективного варианта.

Коммерческая деятельность по установлению хозяйствен­ных связей между партнерами. После выбора партнеров по до­ведению товаров до потребителя осуществляются коммерче­ские операции по установлению хозяйственных связей. Эта работа предполагает определение формы хозяйственных связей, разработку проекта договора, переговорный процесс по согла­сованию условий договора, подписание договора.

Организация оптовых закупок товаров. Наличие договор­ных отношений между поставщиком и покупателем предпола­гает возможность выбора организационных форм закупок, проведение закупок с использованием наиболее эффективных из них (оптовых ярмарок, биржевых площадок, тендерных тор­гов). Важно отстоять наиболее выгодные условия договоров, правильно оформить оптовые закупки и обеспечить выполне­ние договорных обязательств.

Коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров. На данном этапе необходимо выбрать форму оптовой прода­жи, обосновать целесообразность ее применения, определить операции, обеспечивающие эффективную продажу при склад­ской и транзитной формах, правильно оформить продажи, контролировать выполнение условий договора.

Коммерческая деятельность по организации розничной про­дажи товаров. Эта часть коммерческой работы является весь­ма ответственной, так как именно в розничной торговой сети завершается процесс доведения товаров от производства до потребителя и происходит смена формы стоимости, выявляет ся, насколько успешной и целесообразной была вся предыду­щая работа. Основными коммерческими операциями на дан­ном этапе являются управление ассортиментом товаров в мага­зинах, обоснование частоты и размеров партий завоза, выбор форм и методов продажи, стимулирование продаж, формиро­вание имиджа, мерчандайзинг.

Управление товарными ресурсами. Учитывая, что спрос на товары динамичен, а конъюнктура рынка изменчива, следует систематически контролировать состояние товарных запасов в торговле. Наличие товаров в размерах, превышающих потреб­ности, ведет к замедлению оборачиваемости, увеличению за­трат, связанных с их хранением и реализацией. Недостаток то­варов может стать причиной снижения объемов реализации и уменьшения прибыли. Поэтому на данном этапе коммерче­ской работы необходимо формировать товарные ресурсы в со­ответствии со спросом, организовать ритмичное, бесперебой­ное товароснабжение нужными партиями, систематически сле­дить за движением товаров, сроками реализации, своевремен­но принимать коммерческие решения по управлению ими.

Работа по продвижению товара на рынок, обеспечивающая формирование спроса, стимулирование продажи товаров. Эта ра­бота должна быть систематической и эффективной. Достигает­ся за счет правильного выбора инструментов и средств, обеспе­чивающих эффективное их использование, обоснования целе­сообразности их применения, оценки результативности. Глав­ная задача на данном этапе коммерческой деятельности—обес­печить эффективное рекламно-информационное сопровожде­ние товара на рынке, формирование у покупателя положитель­ного отношения к нему и побуждение к действию - приобрете­нию товара.

Оказание услуг, сервисное сопровождение товаров. С раз­витием рынка товаров возникает необходимость расширять услуги, предоставляемые населению и партнерам по хозяй­ственным связям. По мере насыщения рынка товарами и усиле­ния конкурентной борьбы услуги и их качество могут стать определяющими для привлечения покупателей и укрепления позиций на рынке. Услуги должны сопровождать товар на всем пути его движения. Они оказываются в допродажный период, в момент продажи и в послепродажный период. Задача состоит в том, чтобы изучить потребность покупателей в услугах и пред­ложить те, которые они готовы оплатить.

Разработка коммерческой стратегии торговой организа­ции. Предполагает проведение аналитической работы, исполь­зование коммерческой информации, определение миссии, це­лей и задач коммерческой деятельности, выработку стратегии, оценку ее эффективности, разработку тактики ее реализации с учетом потенциала торговой организации и рыночных усло­вий, мониторинг выполнения, своевременную корректировку при изменении рыночных условий.

Взаимосвязь элементов коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность носит системный характер, так как состоит из отдельных элементов (частей), обеспечивающих реализацию определенных функций, объединенных для дости­жения общей цели. Эти элементы взаимодействуют между со­бой и окружающей средой. Элементы, формирующие коммер­ческую систему, рассмотрены выше. Подтверждением систем­ности является наличие следующих свойств:

• взаимодействие и целостность — предполагают, что эле­менты. входящие в коммерческую деятельность, предназначе­ны для выполнения разных функций, но в совокупности обес­печивают единство цели и коммерческую направленность;

• наличие тесной связи между элементами коммерческой деятельности — требует качественного выполнения каждого элемента для обеспечения эффективности системы в целом;

• организация — обеспечивает работу всех элементов ком­мерческой системы в нужной последовательности и с необхо­димым результатом, что способствует упорядоченности и орга­низованности;

• интегративность — определяет комплексный подход к ис­пользованию всех элементов, обеспечивает совокупный эф­фект коммерческой системы.

Ни один из элементов коммерческой системы нельзя ис­ключить без ущерба для конечного результата. Ни один из эле­ментов, взятый в отдельности, также не может обеспечить ре­шение поставленных целей, но вместе в системе они усиливают положительный результат.

Коммерческая деятельность осуществляется на всем пути поступления товара на рынок. Для того чтобы началось про­движение товаров, необходимо выполнить ряд коммерческих операций: расчет и обоснование потребности в товарах для ре­гиона как по объему, так и по структуре, выбор поставщиков и путей продвижения товаров, заключение договоров на постав­ку товаров. Только после этого начинается товародвижение.

Далее следует определить коммерческие операции, которые необходимо выполнять в момент, когда товар попадает в сферу обращения, в оптовое звено: контроль исполнения договоров поставки, формирование ассортимента оптовых баз, воздей­ствие на изготовителей товаров по вопросам выпуска необходи­мого ассортимента, заключение и выполнение договоров постав­ки с розничной торговлей, отработка системы товароснабжения.

В розничной торговле коммерческая работа предполагает организацию продажи товаров покупателям: формирование товарного ассортимента магазинов, выбор наиболее целесооб­разных методов продажи товаров и системы расчетов за них, активизация продажи и стимулирование сбыта, оказание услуг, сервисное обслуживание.

Таким образом, можно выделить группы коммерческих опе­раций, обслуживающих различные этапы коммерческого про­цесса (табл. 1.1).

К первой группе относятся операции, которые выполняются при установлении взаимоотношений с организациями-изгото­вителями.

Вторая группа включает коммерческую работу, регулирую­щую взаимоотношения оптовой и розничной торговли.

Третья группа объединяет коммерческие операции, связан­ные с розничной продажей товаров.

Четвертая группа включает операции, в разной степени не­обходимые на всем пути товародвижения от производителя до потребителя.

Таблица 1.1

1. Коммерческие операции, осуществляемые при взаимоотношениях торговли с предприятиями - изготовителями товара   Обоснование потребности в товарах • Разработка потребительского заказа • Выбор поставщика и канала продвижения товара • Установление хозяйственных связей • Контроль исполнения договорных обязательств • Воздействие на изготовителей по вопросам выпуска необходимых рынку товаров Специфические операции: биржевые, на аукционах и др.
2. Коммерческие операции, регулирующие взаимоотношения оптовой и розничной торговли   • Формирование ассортимента оптовых организаций • Заключение договоров поставки с розничными торговыми организациями • Коммерческая деятельность по организации товароснабжения Контроль выполнения договоров по поставке товаров рознице
3. Коммерческая работа в розничной торговле • Управление ассортиментом товаров в магазинах • Продажа товаров • Активизация и стимулирование продажи • Коммерческая работа по формированию имиджа товара и торгового объекта Мерчандайзинг
4. Коммерческие операции, необходимые на всем пути продвижения товара от изготовителя до конечного потребителя • Коммерческие операции по информационному обеспечению коммерческой деятельности • Управление товарными ресурсами • Рекламно-информационная работа Услуги, сервисное обслуживание

 

В зависимости от того, какой выбран путь товародвижения и система хозяйственных связей, определяется количество ком­мерчески операций, их последовательность и значимость.

Учитывая, что коммерческая деятельность связана с про­движением товара на рынок и его реализацией, она является особым видом деятельности, которая имеет место всегда, когда происходит купля-продажа. Формы и методы ее осуществления неодинаковы в разных экономических условиях.

В условиях рыночных отношений формы и методы коммер­ческой деятельности претерпевают существенные изменения и должны совершенствоваться.

Главным должно стать внимание к интересам конечного потребителя. В рыночных условиях исключительное значение приобретает комплексное изучение рынка, требований к това­рам и методам их продажи, а также к сервисному обслужива­нию. Коммерсант обязан обеспечить эффективное использова­ние механизма управления коммерческой деятельностью, что предполагает:

• глубокое знание и умелое применение субъектами ком­мерческой деятельности новейших достижений при проведе­нии коммерческих операций;

• эффективное сочетание основных и обеспечивающих опе­раций;

• рациональное использование преимуществ, вытекающих из конкретной ситуации, в которой приходится осуществлять коммерческие операции;

• умелое применение форм и методов торговли товарами, услугами и управление этим процессом.

Открытость экономики обусловливает необходимость уни­фикации элементов хозяйственного механизма, регулирующе­го сферу обмена, форм и методов ведения коммерческих опе­раций.

Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле

Особенность коммерческой деятельности в оптовой торгов­ле определена тем, что субъекты оптовой торговли закупают то­вары крупными партиями с целью последующей их продажи другим субъектам хозяйствования, как правило, более мелкими партиями, с прибылью для себя. Кроме того, возникает необходимость оказывать своим оптовым покупателям различные услуги.

Это заставляет их вести поиск поставщиков товаров и по­тенциальных оптовых покупателей. Эффективность работы оп­ределяется тем, насколько выгодной будет разница между за­тратами и доходами при оптовых закупках и оптовой продаже в совокупности.

Особенностью коммерческой деятельности в оптовой тор­говле являются необходимость накопления и создания условий сохранности товарных запасов, преобразование производ­ственного ассортимента в торговый, обеспечение бесперебой­ного удовлетворения спроса своих покупателей как по объему, так и по ассортименту. Кроме того, особенность коммерческой работы на оптовом рынке предполагает выполнение сложной посреднической функции между производителями товаров и розничными торговыми организациями.

Особенность коммерческой работы обусловлена также тем, что коммерческие службы оптовых торговых организаций должны иметь эффективную систему сбора, обработки и прак­тического использования коммерческой информации, чтобы обеспечить активное влияние на формирование выпускаемой товаропроизводителями номенклатуры продукции. С другой стороны, коммерческая работа на оптовом рынке требует тес­ного взаимодействия со своими покупателями — розничными торговыми организациями, отдельными торговыми объектами. Возникает необходимость оказывать им посильную практиче­скую помощь материального, рекламно-информационного, консультативного характера.

Особенности коммерческой деятельности в розничной торговле

Коммерческая работа в розничной торговле имеет свои спе­цифические особенности. Именно здесь осуществляется при­знание или непризнание товара конечным потребителем. Если потребитель приходит к выводу, что товар, его сервисное со­провождение, наличие сопутствующих товаров, а также рыноч­ная атрибутика (товарно-знаковая символика) соответствуют его требованиям, он его покупает. Происходит смена формы стоимости и компенсация затрат, связанных с производством и доведением товара до потребителя. Если же товар не нашел своего покупателя, то затраты растут с каждым днем его хране­ния. Такое положение отрицательно сказывается на конечных результатах розничной торговой организации. Частое повторе­ние похожей ситуации может привести к финансовой несосто­ятельности торговой организации.

Следовательно, можно сделать вывод, что успех коммерче­ской работы в розничной торговле во многом зависит от того, насколько квалифицированно и своевременно коммерческая служба сможет изучить, учесть и удовлетворить требования покупателей. Результат этой работы считается положитель­ным, если торговая организация сможет сформировать конку­рентоспособный ассортимент товаров и оперативно управ­лять им.

Особенности коммерческой работы в розничной торговле определены формами и методами продажи, их стимулировани­ем, сервисной политикой, необходимостью учета интересов ог­ромного количества покупателей, требования которых измен­чивы, а партии покупок небольшие.

Контрольные вопросы:

1) Какие основные элементы формируют содержание коммерче­ской деятельности и как они характеризуются?

2) Перечислите группы коммерческих операций, обслуживающих различные этапы коммерческого процесса.

3) Каковы особенности коммерческой деятельности в оптовой и в розничной торговле?

4) Что собой предполагает эффективное использование механизма управления коммерческой деятельностью?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.