|
|||
Донбасс – литературный.Донбасс – литературный. Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла… С. Есенин.
Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали прошлое родного края, его природу, культуру, традиции. Безвестные народные «исследователи» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы». Для каждого из нас Донбасс - «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, формирование патриотического отношения к Отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создаёт ею. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужие мысли, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе. Они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной», — эти слова Д.С. Лихачёва близки сегодня каждому учителю, стремящемуся через литературу приобщить учащихся к истории и культуре Донецкого края, вырастить их патриотами и достойными гражданами Донецкой Народной Республики.
Задача литературного краеведения - воспитание и образование молодого поколения. Систематические занятия по ознакомлению с родным краем, его культурой способствуют воспитанию у детей любви и уважения к малой родине. Формированию чувства кровного родства с ее прошлым и настоящим, В наши дни, когда после многих лет духовного застоя остро ощущается необходимость возрождения отечественной культуры, отечественных корней, освоение творческого наследия знаменитых земляков представляется делом существенно важным, и крайне необходимым.
Естественно, что такой регион, как Донбасс, не мог не найти отражение в литературе. Грозный и могучий край привлекал внимание многих писателей. Так, Александр Куприн посвятил юзовскому заводу повесть «Молох» и серию очерков. Викентий Вересаев в 1892 году написал повесть «Без дороги», в которой описал шахтёрский быт и условия работы. Константин Паустовский в автобиографической повести «Книга о жизни. Беспокойная юность» описал свой визит в Юзовку и целую главу посвятил действующей гостинице «Великобритания». Однако все эти авторы были людьми пришлыми, гостями шахтёрского края.
Собственные писатели в регионе появились сравнительно поздно, ведь молодость региона и его индустриальный характер вовсе не способствовали появлению и развитию тут литературных талантов. Донбассовцам девятнадцатого века было не до гуманитарных проблем, так что по большому счёту донбасская литература зародилась лишь в прошлом веке, хотя уже в 1923 году тут стал выходить литературный журнал «Забой», первоначально бывший приложением к газете «Всероссийская кочегарка».
Среди тех, кто прославлял и прославляет наш край, замечательный лирик, наша современница, выпускница филологического факультета Донецкого государственного университета Наталья Хаткина (с 2010 года в память о ней в Донецке проводится литературный конкурс), лауреаты государственной премии СССР Сергей Борзенко и Владимир Попов; лауреаты государственной премии Украины - Леонид Талалай и Иван Дзюба. Поэтическое творчество Анатолия Кравченко оценено всеукраинской премией им. Ушакова и международной премией им. Винниченко. Последнюю получили также поэт и прозаик Владимир Калиниченко, многолетний «рулевой» литературного журнала «Донбасс» Виктор Лигачёв. Председатель писательской организации региона, автор юмористической прозы Павел Кущ, является единственным нашим земляком, отмеченным премией им. Остапа Вишни.
Обращают внимание на себя стихи Вячеслава Теркулова, заведующего кафедрой русского языка Донецкого национального университета, доктора филологических наук, профессора, Президента Донбасской ассоциации русистов (ДАР). Стихи В.Теркулова пронизаны насквозь любовью к Донецку и его людям. Каждая поэтическая строчка буквально дышит этой любовью и завораживает сердца читателей его лирических произведений. Стихи земляка, современника, живущего рядом, прогуливающегося по одним и тем же улицам родного города, - достаточно яркий пример гражданской и сыновней любви к своей Родине.
Воспитание чувства любви к «малой родине», формирование гражданского мировоззрения, гордости, сопричастности и ответственности за историю своей молодой страны, воспитание бережного отношения к историческому и литературному наследию – всё это мы найдём в произведениях нашего земляка Владимира Григорьевича Калиниченко.
Владимир Григорьевич Калиниченко родился 20 августа 1935 года в небольшом городке Красный Сулин Ростовской области. Родители были из многодетных семей, корнями, уходящими в донское и запорожское казачество. Детство как у всех: «у нас на редкость дружные мечты – все лётчики, как Чкалов или Громов!» Но вскоре началась война – и при первой же бомбёжке погибли и дом, и школа. С толпой таких же обездоленных беженцев пешком попал в Донбасс, где жили мамины сёстры, и в ноябре 1941 оказался в Енакиево: «и год всего – до крупповского грома, и два – до той концлагерной черты». Воспоминания о детстве вылились в стихотворение «Итальянцы в Донбассе», посвящённое Марио Ригони Стерну, бывшему сержанту батальона альпийцев «Монте Червино», стоявшего в годы войны в Енакиево:
Декабрь 41-го года.
Донбасс утопает в снегах.
Мы, робкая поросль народа,
угрюмо глядим на врага.
Вспомнилось автору, как оголодавших и озябших енакиевских пацанов подкармливали и давали погреться у котлов походных кухонь вовсе не воинственные «макаронники»:
Конфетки в обёрточном глянце
суют нам и хлеба куски…
А в чёрных глазах итальянцев
лиловые тени тоски.
Какие там завоеватели –
в солдатском сукне мужики.
Их дома ждут жёны и матери,
чернявые дочки, сынки.
Тревожили души людей и тоскливые песни врагов.
Однокашнику Кольке сержант Марио спас жизнь.
На этом закончилось детство. В феврале 1942 года на станции Енакиево фашистские оккупанты загнали в невольничий эшелон 96 человек - взрослых и детей. Через шесть суток в пересыльном лагере Аушвиц – 2 из вагона вышли 17 живых. Вскоре они оказались в одном из филиалов Маутхаузена, где страшные испытания выпали на долю малолетнего узника: непосильный труд, травля собаками, постоянный голод и страх. В концлагере запрещали говорить по-русски, стараясь онемечить, но мама сохраняла потаённый родничок родного языка, шёпотом читая наизусть любимые ею стихотворения – чаще всего Пушкина.
В апреле 1945 года всех узников пытались расстрелять и сжечь – подоспел десант Советской Армии…:
В 45-м это было, в апреле.
Помню, будто вчера…
Пацаны ,
которых расстрелять не успели,
яростью обугленные дочерна,
неотвратимей миноискателей …
искали лагерного надзирателя вахмана Гюнтера.
Нашли:
Гюнтер зубами землю грыз
и закладывало звеневшие уши
от воя последней из лагерных крыс.
Не в Гюнтера - Грака камни летели –
В бывшее рабство и в бывший страх!
…Рождённый в августе, в 35-м,
днём рожденья считаю другую дату:
45-й, месяц апрель.
В конце победного года Владимир вернулся в Енакиево. Город поднимался из руин, уже работала библиотека, и мальчишке выписали читательский билет и выдали книгу с обгоревшими страницами – томик прозы Пушкина.
Владимиру шёл одиннадцатый год, весил он 19 килограммов. И даже врачи не верили, что выживет. Учиться пошёл сразу во второй класс:
Базар енакиевский. Год 46-й.
Базар кричит, волнуется, хохочет …
Круги макухи пахнут, как сыры.
И я готов украсть кусок макухи,
а там – хоть провались в тартарары.
Эх, если бы умел я воровать!
Поэт, прозаик и публицист, В. Г. Калиниченко является членом национальных союзов журналистов и писателей, почетным членом Союза фотохудожников Украины, лауреатом Международной премии имени
В. Винниченко.
Многогранная и талантливая личность, известная далеко за пределами Донбасса и Украины. Цифры впечатляют: более полувека творческой деятельности, 21 книга, увидевшая свет в издательствах Донецка и Москвы, 25 персональных фотовыставок по всей стране.
Много путешествует. В одной притче сказано: «На чужое глядя, и своё- то видишь лучше, цену ему понимаешь!» Что верно, то верно: любые пейзажи вызывают восторг и умиление, но материк по имени Донбасс – край особенный, звенящий на заре. Есть чему удивляться и чем восхищаться!:
В самом деле, словно наважденье!
Оказавшись где-то вдалеке,
все места, знакомые с рожденья,
вспоминаем в радостной тоске.
Ну, а что там? Терриконы. Трубы.
Чахлые акации в саду…
Дымные рассветы и закаты.
Копотью измазанные дни…
Всё - то так. Да здесь мы вырастали,
на дворе на шахтном, заводском.
Запах угля и кипящей стали
был нам материнским молоком…
Видно, в самом деле очень сладки
Горького отечества дымы.
Антрацитный, коксовый, чугунный
край ты мой, звенящий на заре!
Строки о родном крае волнуют своей чистотой, какие бы ноты в них не
звучали:
В Донбассе цветут абрикосы.
Цветут – будто замуж идут,
на чёрные косы
набросив фату.
Цветут,
ни на что не взирая,
ни с чем не считаясь,
Цветут!
Осенний край по-своему прекрасен:
На шахтный двор пришла сегодня осень.
Она ещё, пожалуй, не видна.
Прозрачней разве над копрами просинь,
да чуть пожухлей ветка у окна,
да террикон заметней серебрится,
свет солнечный стал матовей, нежней…
Енакиевская зима особенная:
Вот только сугробы не белы, а буры.
Но их разукрасил не бог –
над городом кружатся
пыльные бури
и вязкий удушливый смог».
Шахтерская тема в творчестве поэта занимает особое место. Действительно, труд шахтёра каторжный. Они, кроме глубокой симпатии, вызывают искреннее восхищение, независтливое уважение, ибо в каждом проявляется личность самобытная, талантливая и яркая независимо от возраста, образования и профессии. «Каждый день опускаясь в забой» - так называется посвящение в книге « Будни ремесла». Стихотворение «Королиха» посвящено Евдокии Фёдоровне Королёвой, знаменитой в Донбассе не только орденами и званием «Почётный шахтёр СССР». «Баба Королиха» ушла на пенсию в 87, имея горняцкий стаж 75 лет. Она, потерявшая на шахте мужа, сына и дочь, всю жизнь посвятила детям, лишённых родителей:
Королиха! Шахтёрская мама,
наш сыновний привет – тебе.
Вместе с веком пришла на шахту
и с тех пор до сегодняшних дней,
что ни делала, - каждый шаг твой
на дела поднимал людей.
Героя Социалистического Труда, полного кавалера знака «Шахтёрская слава» П. Брухаля поэт называет « подземным богом»:
Есть у шахтёра ордена и слава,
а он – а он мечтает про колхоз…
Ему не в шахту – в МТС хотелось,
но звал Донбасс, войной разворошен.
Великое время рождало таких людей. Шахтеры при своём скромном образовании обладают государственным мышлением и той широтой души, какие в университетах не проходят. Человеколюбию горняков обучила шахта, где равнодушие немыслимо. Как иначе при постоянном риске под землёй!
Мы обогащаемся живой памятью бывшего малолетнего узника концлагеря и сына полка, для которого война осталась нравственной величиной, определяющей поступки, убеждения и творчество в целом, по его собственному признанию. И ведь всё это подкреплено поразительными стихами, новеллами, повестями, вошедшими в однотомник избранной прозы
«Сфумато».
В этой книге есть циклы исторических новелл, посвящённых выдающимся выходцам из Донбасса, людям, ставшими национальной гордостью. Это Владимир Даль, Михаил Петренко, Архип Куинджи, кузнец Алексей Мерцалов, выковавший знаменитую стальную пальму, полярник капитан Седов, Сергей Прокофьев… Бесценный и благодатный материал для тех, кто обеспокоен тем, чтобы не вырастали поколения не Иванов, не помнящих родства.
Книги, цитаты из которых позволила привести в этом докладе, не только автобиографические. Это портрет на фоне эпохи. Эпохи сложной, вместившей в себя и Отечественную войну, и строительство коммунизма, и развал Союза. Автору книги было не по пути с теми, кто, приспосабливаясь, плыл по течению. Преодолев все выпавшие на его долю испытания, он сумел остаться Человеком, Поэтом и Гражданином. Остается лишь в завершение разговора о Владимире Григорьевиче привести еще одну цитату из его книги: «Моему поколению досталось в жизни далеко не все из того, о чем мечталось и было обещано, а за многое мы платили кровью и потом – отнюдь не в переносном смысле. Но что-то самое главное в общей судьбе я не променял бы ни на какие «хэппи энды», которые так любят голливудские кинорежиссеры. Жизнь всегда пишется набело, без черновиков, и в этом ее подлинная суть. Если хотите творчество жизни. А потому на склоне лет убеждено повторяю вслед за Львом Толстым: «Я не имею всего, что люблю, но люблю все, что имею».
Педагоги и учащиеся общеобразовательной школы № 6 счастливы, что открыли для себя Калиниченко. Его книги – действительно кладезь вдохновения, любви к людям, философских откровений и мудрости, и каждый может найти в них своё, близкое и нужное только ему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Книги В. Г. Калиниченко:
Калиниченко В. Г. Глубина резкости: мемуарно-публицистические заметки, фотографии / Владимир Калиниченко. – Донецк: Схiдний видавничий дiм, 2012. – 311 с.
Калиниченко В. Г. Избранное: стихотворения и поэмы; маленькие эссе; исторические новеллы; повесть – гипотеза / Владимир Калиниченко. – Киев: «Етнос», 2008. – 398 с.
Калиниченко В. Г Калиновый цвет: [поэтический сборник] / Владимир Калиниченко. – Краснодар: Перспективы развития, 2013. – 123 с.
Калиниченко В.Г. Сфумато. Новеллы. Повести. Литературные заметки. Эссе. Национальный Союз писателей Украины. Журнал «Донбасс», 2005г.- 416с.
Калиниченко, В.Г. Будни ремесла. Книга посвящений , поэм и стихотворений. Национальный Союз писателей Украины. Журнал «Донбасс», 2005г.- 366с.
Калиниченко В.Г. Жизни маленькая повесть: Стихотворения. Быль времён Великой Отечественной. Национальный Союз писателей Украины. Журнал «Донбасс», 2011г.- 200с.
Калиниченко В.Г. Фонограмма сердца. Стихотворения. Москва. Советский писатель, 1990г.- 176с.
Калиниченко В.Г. Войной проросшие слова, стихотворения, РИП «Лебедь», 1995 г.-96с.
|
|||
|